"МАУГЛИ" - ПОВОД К ТЕАТРАЛЬНОМУ ТУРИЗМУ
"Вот это называется театральный туризм", - заметил один из наших молодых режиссеров... Действительно, спектакль "Маугли" в постановке Людвига АРУТЮНЯНА Гюмрийского драматического театра им. Аджемяна - не просто грандиозное шоу в лучшем смысле этого слова, которому зритель аплодирует стоя и бесконечно долго. Это спектакль, ради которого публика со всей страны специально едет в Гюмри, чтобы приобщиться к "проекту года". Случай по нынешним временам абсолютно из ряда вон.
БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОКЛОН В ФИНАЛЕ БЫЛ СТОЛЬ ОГЛУШИТЕЛЬНЫМ, что не просто казалось: ему не будет конца - казалось, что находишься в театре не гюмрийском, а Оперном. Да и вообще - то, что и, главное, как происходило на сцене театра им. Аджемяна, напоминало премьерные показы "Чипполино" на сцене Национального театра оперы и балета им. Спендиаряна, и, к сожалению, иных ассоциаций, по крайней мере, на отечественной почве, не навевало. Такого пиршества красок, света, такой, порой казалось избыточной роскоши декораций и костюмов, широкоформатных массовых сцен и спецэффектов, наконец, просто такого количества исполнителей на драматической сцене видеть не приходилось давным-давно.
"После "Короля Лира", а тому уже семь лет, у нас не было таких масштабных работ, - рассказывает руководитель гюмрийского театра и режиссер спектакля Людвиг Арутюнян. - Когда наш ассистент режиссера предложил взяться за "Маугли", я засомневался - планов делать детский спектакль вроде не было. Потом мы решили, если уж делать, то с какими-то актуальными акцентами, чтобы спектакль не был совсем уж детским. Мы много раз перелопачивали текст. Я хотел сделать выпуклыми такие грехи, как неверность, предательство, подлость, отсутствие любви, наконец. Как ведет себя зверь, когда оказывается в безвыходной ситуации, и как ведет себя в такой ситуации человек - звери выглядят приличнее. Я даже попытался внеси в спектакль политический подтекст, потому что очевидно, что внешний враг ощущает силу, когда идет внутренняя грызня. Мне хотелось, чтобы история нашествия рыжих псов была зрителю знакома и понятна. Сам я как режиссер никогда не работал в таком масштабе - кроме художника Гарегина Евангуляна мы позвали из России художника-исполнителя Мельса Геворгяна, отдельно художник по костюмам Лусине Хачатрян, колоссальная работа с бутафором... Производственный процесс длился больше семи месяцев. В итоге мы решили, что это будет вечерний спектакль с каким-то сегодняшними акцентами. Было очень тяжело и очень интересно. Огромная группа - кроме наших артистов пригласили много студентов, студийцев и получили то, что получили".
Получили то, что вызывает такой восторг широкого зрителя, который делает затруднительным любое обсуждение. Да и придираться не хочется, а хочется лишь радоваться этому роскошному зрелищу и восхищаться колоссальной работой, как актеров на сцене, так и всех производственников. "Как они будут играть это летом?" - мысль, которая возникает почти сразу. Порядка 40 человек в костюмах сплошь меховых бегают, прыгают - с лианы на лиану, со скалы на скалу, а скалы при этом, кстати, не дрогнули ни разу - создавая невероятное ощущение движения и жизни. Здесь кипят нешуточные звериные страсти, что так похожи на страсти людские. Что до людей, вернее, человеческого детеныша Маугли - пластический рисунок и кинематографически-античный торс Арсена Меликяна вызывает отдельное восхищение прекрасного пола. "Три месяца актеры ходили на аэробику, а Арсен регулярно качался и продолжает качаться в спортзале. Потом к ним присоединился хореограф Арик Асатурян, хотя я постоянно настаивал на том, чтобы решения были не дансантные, а именно пластические", - говорит режиссер спектакля.
Круто, что в эту рисковую финансовую авантюру театр ввязался, имея за спиной не спонсоров, а капитал, заработанный исключительно собственным честным трудом.
"По костюмам было частичное финансирование министерства. Все остальное, а это порядка 18 миллионов, театр сумел выделить из собственных внебюджетных средств, - констатирует Людвиг Арутюнян. - Какую-то часть декораций делали у нас, какую-то в Оперном театре. То же было и с костюмами - их шили три группы и в Гюмри, и в Ереване. У нас есть своя команда менеджмента - они делали рекламный ролик, постеры и прочее. Нам и городские власти помогли - по всему Гюмри девять растяжек "Маугли", и для театра это делается бесплатно. В нашем городе есть люди, которые всегда рядом с театром, и это очень важно".
И, НАКОНЕЦ, САМОЕ КРУТОЕ - ТОТ САМЫЙ "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ", который сумел спровоцировать "Маугли". Причем, эта "провокация" была не сюрпризом, когда все неожиданно проснулись знаменитыми - она стала плодом здорового профессионального расчета.
"Сегодня мы играем пятый спектакль, и могу с уверенностью сказать, что каждый раз порядка 200 зрителей приезжает из Еревана. Мы наладили сотрудничество с туристическими организациями, которые привозят сюда гостей, и после экскурсий по городу последним визитом для них становится поход в театр. Меня очень радует, что и из столицы, и из регионов в Гюмри специально приезжают смотреть спектакль. По большому счету мы не ставили перед собой такой задачи, но в последние годы так получилось, что в нашем репертуаре обязательно есть спектакль, который, особенно в теплый сезон, собирает зрителя и из столицы, и из регионов, и даже из Спюрка. Часто приезжают школьники целыми классами. Все это организованно - посещение наших музеев, галерей, театра. На мой взгляд, такое сотрудничество нескольких культурных структур Гюмри - это очень здорово", - считает творческий руководитель театра им. Аджемяна.
Здорово, когда рождаются большие и качественные театральные проекты. Еще здоровее, когда они появляются за пределами столицы. И уж совсем здорово, что в отсутствие культурной политики учреждения культуры научились вырабатывать ее сами. Так что, скорее всего, это не последний из рассказов о Маугли.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...