ЧТО НАС ЖДЕТ?
В глобальном плане
Во-первых, военная операция на Украине запустила масштабный процесс переформатирования международных отношений не только постсоветской эпохи, но и того глобального расклада, который состоялся после Второй мировой войны.
НАПРИМЕР, ГЕРМАНИЯ И ЯПОНИЯ НАЧИНАЮТ НОВЫЙ ЭТАП военно-политической истории своих стран. Для них морально-психологическая ответственность за Вторую мировую войну и ее итоги уже состоялась и они могут задуматься о своей достойной роли в новом глобальном мировом раскладе. Существенные изменения будут происходить в представлениях политических элит в Финляндии, Швеции, Австрии и балканских государствах вопросов безопасности. Новым фактором также становится тюркская экспансия как на Восток, так и на Запад в рамках новых амбиций Турции. Все это может привести к распаду системы международной безопасности, начиная от ООН и заканчивая ОБСЕ.
После Второй мировой войны основная архитектура сдерживания оформилась в поляризации международных отношений, когда начали появляться такие организации, как НАТО и Варшавский Договор, формировались ЕС и СЭВ. Поляризация была причиной блокового противостояния в мире, но стала гарантией избежания глобальной войны, а механизмом сдерживания было понимание того, что победителей в новой, ядерной войне не будет. После распада СССР этот внутренний механизм начал давать сбои. Сейчас наступает новая эпоха блокового противостояния.
Во-вторых, западный мир будет стремиться сделать Украину долгосрочной головной болью России, поддерживая возможное правительство в изгнании и вооружая украинских националистов для "партизанской" войны.
То, что происходило в Украине последние 10 лет, было стремлением Запада остановить процесс окончательной трансформации России в глобальный центр влияния и оформления канонов нового миропорядка. Элитам Украины не удалось по примеру послевоенной Германии решить проблему сбалансированного политического положения страны между Востоком и Западом, что сегодня повергло страну в пучину военного противостояния с Россией. Украина может превратиться в постоянно тлеющий конфликт в центре Европы, что будет иметь негативные последствия и для внутренней стабильности и безопасности самого ЕС. Основным бенефициаром такой ситуации выступит тройка стран, которая станет двигателем антироссийских процессов в мире – США, Англия и Канада. И здесь весь вопрос кроется в том, насколько сами европейцы будут готовы терпеть давление этой тройки на себя - без реальных перспектив на мирную и процветающую Европу.
Кстати, вторая такая же тройка основных бенефициаров, но вместо Канады в ней Австралия, формируется в антикитайской коалиции. Особенность этих троек в том, что центры провоцируемых ими конфликтов географически удалены от них. Потенциально противостоять таким антиевразийским планам может новый треугольник сотрудничества по безопасности в лице России, Китая и Ирана. Не исключено, что и сами страны ЕС ускорят создание собственной системы безопасности и вооруженных сил для обеспечения максимальной независимости от заатлантических партнеров.
В-третьих, в мире начнется новая эра гонки вооружений и идеологического противостояния. Условный "хороший" Запад будет бороться с условно "плохими" Россией и Китаем. Какое это может иметь значение для развития торгово-экономических отношений в мире и роста благосостояния в наших странах, очень трудно предсказать. Но уже ясно, что подорванное доверие приведет к новому большому витку экономических войн. Экономические отношения в мире могут строиться по принципу кто, как и сколько сможет, например, произвести контрафактной продукции, отобрать чужую собственность, занять новые рынки и ниши. Усилятся тенденции достижения максимальных уровней самодостаточности и минимизации внешней зависимости крупных экономик. Мировая экономика вступит в период сильной турбулентности, преодолеть которую будет очень трудно. Новые альтернативные модели экономического сотрудничества могут одновременно интенсифицироваться в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка).
В-четвертых, большие трансформации предстоят внутри политических элит самих глобальных центров влияния. То, что происходит в мире, не может не повлиять на систему внутренних общественно-политических отношений в России, в Китае, в США и других европейских странах. По большому счету в мире будет нарастать новая идеологическая конфронтация: с одной стороны, либеральная идеология, а, с другой, консервативные ценности. Очевидно, что западные страны будут предпринимать шаги с целью поколебать устойчивость элит и внутренних отношений в восточных центрах влияния, а по большому счету – с целью замены существующих там политических режимов. Традиции прямого вмешательства во внутренние дела других государств, появившиеся как прямые последствия распада СССР и гегемонии США, не исчезнут. Самые сложные процессы будут проходить в России, где появившиеся новые экономические элиты и представители среднего класса должны найти в себе силы смириться с потенциальными материальными потерями и ограничениями свободы, а также приоритетом государственных интересов над частными. Долгосрочность и глубина политики России по продвижению своих стратегических национальных интересов будет зависеть от устойчивости и качества общественного консенсуса между государством и новыми элитами.
Сложные общественно-политические трансформации будут и в западных государствах. В тех же США они явно проявились во время штурма Конгресса в январе 2021 года сторонников президента Трампа. Пока неясно, сможет ли новое противостояние в мире смягчить остроту внутриполитического дискурса в США.
В армянской плоскости
1. Итак, последние десятилетия прошли в процессе трансформации глобального миропорядка от двухполярного к однополярному и от него к многополярному. Фактически мы вступаем в многополярную эпоху глобального миропорядка. Необходимо четко осознать и принять то обстоятельство, что многие государства, которые сами не являются центрами глобального влияния или новыми центрами амбиций, вынуждены будут определиться в своих геополитических предпочтениях.
НЕ ТОЛЬКО ЕВРОПА, НО И ВЕСЬ МИР УЖЕ СТАНУТ ДРУГИМИ. По-другому будут складываться новые форматы взаимодействия и глобального диалога. В контексте нашего региона мы должны понять: в рамках какого потенциального треугольника мы можем достичь разумного обеспечения собственной национальной безопасности: треугольник Россия-Китай-Иран или треугольник США-Европа-Турция.
2. Сегодня основные центры глобального миропорядка (Москва, Вашингтон, Брюссель), а также основные региональные игроки (Турция, Иран, Грузия, Азербайджан) заинтересованы в сформированном в Армении формате власти. Каждый видит в нем необходимый инструмент для достижения своих долгосрочных стратегических намерений и желаний. Этой фортуне действующих властей может прийти конец, так как Армения может оказаться в ситуации, когда придется доказывать свою приверженность одному из центров влияния, например России.
Очевидно, что в Армении сегодня с особым вниманием следят за ходом событий в Украине. От того, насколько России удастся добиться желаемых результатов, будет зависеть глубина прозападной и протурецкой ориентации действующих и будущих властей Армении.
3. Значительным риском для нас, который явно прослеживается, может стать попытка Запада распространения основных антироссийских санкций на все страны ЕАЭС для повышения эффекта от их реализации и исключения возможных лазеек их обхода. Все остальные преимущества (перевод денег и бизнесов из России, покупка недвижимости, туристические потоки) для нас будут носить временный и очень краткосрочный характер, пока сама Россия не ограничит для своих граждан такие возможности и российская экономика адаптируется к новым условиям. Поэтому надо искать более фундаментальные отрасли сотрудничества и кооперации, например, военно-промышленный комплекс. Кроме того, при явных признаках окончательной пророссийской ориентации Армении западные партнеры могут максимально сократить объемы и программы финансовой помощи и инвестиционные проекты в стране.
4. Существенным фактором для нас становится потенциальное ослабление сплоченности армянского мира в условиях усиления противостояния между Западом и Востоком. Это источник конфликтности внутри армянского мира и возможность влияния на политику Республики Армения из разных центров влияния через диаспору. Но нашим основным стремлением должна быть возможность использования ресурсов этих центров во благо армянского народа. Общий подход может быть в формуле: единый народ - разные миры и традиции, но общие цели и ценности.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-04-04 10:43
XXI век идет, и рассчитывать на глобальную стабильность и предсказуемость уже не приходится. На первый план вновь вышли политическая конфронтация, экономический национализм и культурный шовинизм. Усиливается идеологическая борьба между либеральным и нелиберальным порядками. Как результат - мы вступаем в эпоху великих трансформаций.
-
2022-02-21 12:03
Интенсивная интеграция Европы, усиление фундаментального популизма и неолиберальная трансформация западных обществ фактически привели к новой европейской войне.
-
2022-02-10 12:14
Свежая реакция на последние слова А.Лукашенко об Армении – гнев, обида, разочарование. Опуская всю эмоциональную составляющую полемики вокруг прозвучавших утверждений, нам надо тем не менее понять о чем он говорит и почему он это говорит.
-
2022-02-07 10:40
Результаты последнего социологического исследования Республиканского института Америки (IRI) показывают интересные тенденции развития общественных настроений и внутриполитической ситуации. Их нужно изучать достаточно детально, и это нужно всем.