Последние новости

ЖЕНСКИЕ ДУШИ В КУКЛАХ ОЛЬГИ МЕНЬ

В старину в Армении жило столько людей, сколько в стране росло персиковых деревьев. Когда рождался младенец, появлялась богиня красоты Астхик и бросала у ворот дома персиковую косточку, поздравляя тем самым семью новорожденного. Отец или дед малыша подбирал косточку и сажал ее в своем саду. Так росли вместе малыш и персиковое дерево...

 Ольга МеньЭТА ЛЕГЕНДА – ОДНА ИЗ МНОГИХ, КОТОРЫЕ МОЖНО УСЛЫШАТЬ В ЭТИ ДНИ на персональной выставке художественных кукол одного из интересных куклоделов Армении Ольги Мень. Выставка открылась в Музее истории города Еревана в канун Международного женского дня 8 Марта и собрала публику из разных уголков столицы. В экспозиции около 60 рукодельных кукол из полимерной глины и текстиля, созданных Ольгой за последние 6 лет на самые различные темы: народный костюм, знаки Зодиака, героини сказок, времена года, лесные нимфы, персонажи славянской мифологии, оперные и театральные куклы и т.д.

Уроженка Санкт-Петербурга Ольга Мень живет в Армении с 2015 г. На родине она долгие годы работала художником по костюмам в театре «Аквариум» - маленьком, как выразилась Ольга, но с большим творческим потенциалом.

«Я шила с 15 лет: всегда хотелось делать что-то необычное, дарить людям красоту, показать, что женщина имеет право быть самой красивой на свете. А потом в мою жизнь вошел театр, где мне выпало большое счастье – творить, то есть заниматься не просто шитьем, а создавать всевозможные образы, пытаясь передать через костюм доминантные черты персонажей сказок, пьес, спектаклей, - рассказала о своем творческом пути Ольга Мень. – После переезда в Армению я поначалу не могла найти себя: душа просила творчества. И однажды, увидев на Вернисаже сувенирные куклы, я удивилась, почему в них отображены не яркие, красивые, а гротескно-подчеркнутые черты армянок. Куклы меня заинтересовали, я занялась поиском мастеров-куклоделов и обнаружила, что в Армении их не так уж и мало. Знакомство с ними еще больше привлекло меня к этому необычному виду искусства, и я решила попробовать сделать куклу, взяв за основу полимерную глину».

Долгие поиски материалов, углубление в способы, стили и технику изготовления кукол, пробы и ошибки – пройдя через все это, Ольга Мень наконец получила первые удачные образцы. Не обошлось и без привлечения прошлой профессии: первые свои кукольные работы мастерица изготовила на тему русского народного костюма, персонажей русских сказок, славянской мифологии.

Выставка кукол«В Армении я заметила важную вещь: здесь люди очень бережно относятся к своим традициям. Я задумалась: а что я знаю о своих родных традициях? Оказалось, тут одни пробелы, которые надо заполнять. Так в моей жизни началась новая страница – углубления в русские традиции, культуру, мифологию, сказания и быт. Я открыла для себя богатейший пласт культуры, требующий постоянного изучения. Интересно, что возврат к себе произошел не на родине, а в Армении, где я обрела вторую жизнь, новое вдохновение», - рассказывает Ольга.

ИНТЕРЕС К СОЗДАНИЮ КУКОЛ НА ТЕМУ НАРОДНЫХ КОСТЮМОВ ВСКОРЕ ИССЯК: костюм –строго ограниченная область, и Ольга решила пойти дальше в своих исследованиях русской действительности, русской души. Изучая культуру русского севера, она столкнулась с мистическими представлениями. Так родилась серия кукол-деревьев, в которых скрыта женская душа. Черемуха, Ива, Береза, Рябина – каждый персонаж оказался по-своему красив и необычен, но, самое главное - Ольга Мень сумела передать особенности этих деревьев через образы костюмированных женщин.

«Костюмы в кукольном творчестве Ольги Мень играют не последнюю (если не первую) роль, - считает организатор выставки, известный коллекционер кукол и автор книги «Армянский путь куклы» Марина Хачманукян. – Ее образы словно рождаются из костюма, настолько подчеркнут в них характер кукольного персонажа, его предназначение, функция – будь то в авторской сказке, народном сказании, мифологии или поверьях. Фантазийные куклы Ольги Мень, не привязанные к существующим в культурных традициях персонажам, также отталкиваются от костюма, через который она мастерски самовыражается».

Выставка куколДействительно, если взять коллекцию кукол – персонажей сказок, то в них можно четко уловить их привязанность к костюмам. Вот «Жар-птица» в красно-оранжевом одеянии, от которого веет пламенем, а вот «Хозяйка Медной горы» - величественная в изумрудном наряде, за которым скрыта ее способность превращаться в ящерицу. «Снегурочка» одета в «холодный» костюм, а «Морская царевна Волхова», хоть и схожа по расцветке со Снегуркой, видится совсем иначе – словно родилась из волны. Подобному восприятию кукол Ольги Мень помогает не только мастерское владение ею искусства костюма, но и умение подобрать ткань нужной текстуры, обогатить наряд аксессуарами и придать кукле ту глубину и характер, который заложен в ее изначальном образе.

Куклы Ольги Мень – плод богатого воображения. Многие из них с крыльями. Как выражается мастерица, «окрыленная – это мое состояние в Армении уже 6 лет». Именно здесь она нашла себя, освободившись от всего лишнего и давящего, обрела свободу, давшую ей крылья к творчеству, которое создается в ее руках из всего.

«Как из одной пуговицы может родиться пальто, так из любого материала может появиться на свет кукла, - считает мастерица, демонстрируя образцы, навеянные скатертью, сухой травой, подаренными к празднику цветами или обычной фразой. – Понравилась словосочетание «ловцы снов» - так родилась у меня композиция кукол, которые берегут наш сон и не пропускают кошмары в наше сознание и души. Подарили скатерть не по размеру стола – не беда: ткань навела на мысль о создании серии кукол «Русское поле». Засыхают в вазе цветы – так можно же создать вечно живые розы и пионы и раздарить их всем, кто мил тебе душой! И так каждый раз».

КУКЛА «АРЦАХ» РОДИЛАСЬ У ОЛЬГИ ПОСЛЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АРЦАХУ, который впечатлил ее открытостью людей, приверженностью традициям, красотой природы, неприступностью гор. Данью Арцаху в творчестве Ольги Мень стала и кукла «Берегиня» - женский персонаж из славянской мифологии, оберегающий от невзгод и несчастий. Эта кукла родилась в дни 44-дневной Арцахской войны, весь трагизм которой Ольга пережила вместе с армянским народом.

Выставка кукол«Берегиня – символ плодородия, доброты и спасения, она спасла меня в дни войны в Карабахе, так как позволила выплеснуть из сердца всю печаль и горе. Образовавшуюся после войны пустоту мы обязаны заполнить чистым светом, и если нам это удастся, то свет распространиться и вокруг нас, передавшись другим. В этом и есть предназначение кукол-Берегинь», - объяснила мастерица.

Пластиковые куклы Ольги Мень узнаваемы – все ее дамы из полимерной глины обладают особой утонченностью: удлиненными кистями рук, балетными ножками, вытянутыми фигурами и формами лиц, схожими с образами Модильяни. А вот ее текстильные куклы – новый этап творчества, которому Ольга планирует посвятить себя в будущем. Рядом со сказочными, оперными, театральными персонажами можно увидеть обрядовые куклы, которые делались в старину без лиц, чтобы не допустить проникновения в них чьих-то душ. Следуя древнему принципу, Ольга Мень старается создавать не портретные, а обобщенные образы кукол, подчеркивая их характеры и функцию при помощи костюма.

Все куклы из богатой сокровищницы Ольги Мень – женские образы. Ведь женщина, по ее мнению, существо волшебное, понять которое дано не всем и не всегда. Нашей «невесте с Севера», как нередко именуют Ольгу в Армении, удалось найти ключик к тайнам женской души. Своими открытиями мастерица готова поделиться с каждым, кто найдет «окошко» в рабочем графике и до 1 апреля посетит выставку ее персональных художественных кукол в Музее истории Еревана.

Основная тема:
Теги:
  • Людмила 30-Дек-2022
    Олюшка! Я так рада за тебя, ты просто чудо, твои куклы - прорыв в осознании нашей жизни, все точно и тонко подмечено, даже не подмечено, а создано что-то свое, новое.. Целую тебя и с Новым годом!!!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • Рубен ПАШИНЯН: «НАШ НАРОД РЕИНКАРНИРОВАЛ МНОГОКРАТНО»
    2024-07-26 10:31

    В конце мая в Лондоне состоялся творческий вечер армянского писателя, журналиста, актера и режиссера Рубена Пашиняна, организованный литературным клубом «Глагол». Вечер прошел в атмосфере, свойственной европейским арт-салонам. Были представлены книга «Разнобой» и фильм «Сынок, а где Евфрат?», известные в определенных кругах не только армянской, но и российской, американской общественности.

  • ДВА ЧАСА С МУЗЫКОЙ НАРИНЕ ЗАРИФЯН
    2024-07-24 10:34

    Для любого композитора юбилейный авторский концерт - огромный праздник, к которому он идет на протяжении всего творческого пути. В то же время это своеобразный отчет перед слушателем о проделанной за долгие годы работе, презентация музыкальных жемчужин из собственной "шкатулки", демонстрация профессионального роста и, конечно же, искреннее желание порадовать поклонников своего творчества. В этих настроениях и прошел концерт именитого композитора, профессора ЕГК им. Комитаса, заведующей кафедрой джазовой и популярной музыки Нарине Зарифян, приуроченный к 40-летию творческой деятельности. Юбилейный вечер, хоть и запоздал слегка, не потерял своей значимости и оказался долгожданным не только для виновницы торжества, но и для ее коллег и студентов, широкой музыкальной общественности Армении. К означенному дню и часу Большой концертный зал "Арам Хачатурян" заполнился до отказа гостями из Еревана, Ванадзора, Гюмри и других уголков нашей страны.

  • АРМЯНСКОЕ КИНО В РАЗРЕЗЕ ВЕКА
    2024-07-23 10:53

    Прошлый год ознаменовался празднованием 100-летия армянского кинематографа, которое отмечалось по всем удобным случаям. В Армении проводились мероприятия, приуроченные к юбилейной дате, а многочисленные отечественные кинофестивали обязательно включали в свои программы показы, смотры, круглые столы, обсуждения и другие форматы, посвященные вековой годовщине нашего самобытного кино.

  • «ГРАТОН» У СТЕН МАТЕНАДАРАНА
    2024-07-20 11:04

    В Матенадаране открылся I Международный арменоведческий конгресс, собравший на своей площадке специалистов из разных стран. Программа конгресса, проходящего 19-22 июля, насыщена мероприятиями. На фоне научного форума, презентаций книг, круглых столов, культурной программы и обсуждений выделилась книжная экспо-ярмарка «Гратон», где представлены важные издания по арменоведению. Ярмарка проводится в международном формате и также впервые и включает продукцию более 20 государственных и частных издательств, музеев, научных и образовательных институтов Армении и Спюрка. Все книги вышли в свет за последние 5 лет и обрели известность в широких научно-общественных кругах, интересующихся арменоведческими дисциплинами, темами, вопросами. На их основе можно составить представление о направлениях арменоведения, которые чаще исследуются специалистами.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ТВОРЧЕСТВО АЙВАЗОВСКОГО В МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ
    2023-07-29 11:25

    29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.

  • ГЕРОИ АННЫ МАРКОСЯН
    2023-07-26 10:33

    Недавно в Сети мне попался на глаза репортаж «Голоса Америки», рассказывающий о нашей талантливой соотечественнице Анне Маркосян – автора необычных кукол ручной работы. Будучи пианисткой по основной специальности и делая успехи на этом поприще, Анна не отказалась от своего хобби и даже сделала его второй профессией.

  • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
    2023-06-17 10:36

    В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

  • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
    2023-06-14 13:07

    Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".