Последние новости

"ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ КИНО, НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВОЛЯ"

Среди именитых киноличностей, гостей Международного кинофестиваля «Золотой Абрикос» значился и Антон ДОЛИН – российский кинокритик, журналист, радиоведущий, человек, который знает о кино все!  И главный сталкер в мир кино для русскоязычной аудитории считает, что  ереванский  "Золотой Абрикос" развивается и что у него есть перспективы. Впрочем, как и у армянского кинематографа.

- Вы не в первый раз на «Золотом абрикосе». Заметили какие-то изменения  в фестивальной жизни?

- Я не эксперт по "Золотому абрикосу", у меня нет достаточного опыта, чтобы подробно его анализировать, но существуют какие-то поверхностные вещи, которые бросаются в глаза. Это изменение программы в сторону более современного подхода. Речь идет об отборе действительно тех фильмов, которые стремятся представить какой-то нынешний взгляд на то, что такое кино, какова роль кино. Понятно, что  единого взгляда нет, их множество, но вот они здесь представлены. Мне показалось - хотя на самом деле это может быть иллюзией - что моложе стала публика. Наверное, это примерно как «где здесь курица, где яйцо - где первопричина». Программа притягивает более молодую аудиторию или наоборот, более молодая аудитория требует нового программирования - этого я не знаю.

- С учетом вашего фестивального опыта -  у «Золотого Абрикоса» есть потенциал занять более высокие позиции и выйти на более высокий уровень?

- Я думаю, это реально, но на это надо смотреть здраво: в мире существует максимум десяток фестивалей, которые действительно важны, интересны кому-то за пределами той страны, где они проходят. Мы все знаем списки этих фестивалей: Канны, Венеция и Берлин - тройка основных. Плюс Торонто, Роттердам, Сан-Себастьян. По большому счету список этим и ограничивается, он очень небольшой, а международных фестивалей каждый год проходит сотни, их больше, чем дней в году. Поэтому пытаться равняться с лидерами - дело совершенно пустое, никакой бюджет, никакой набор гостей с этой задачей не справится. Но, поднять класс фестиваля можно одновременно с подъемом класса кинематографа в Армении: чем больше будет залов, чем больше будет зрителей, чем больше будет не раз в году, а в течение года клубных показов, обсуждений, круглых столов, каких-то вещей с вовлечением широкой публики, созданием небольших профессиональных сообществ, тем больше шансов, что "Золотой Абрикос" станет апофеозом всех этих разнонаправленных, множественных течений, и все они будут собираться в этой единой точке. Сейчас очевидно, что вот такого единства кинопроцесса в Армении еще нет. Когда это произойдет? Вряд ли один фестиваль сможет этого добиться. Задача может быть решена только в совокупности. Тогда и статус фестиваля возрастет, как минимум, для людей внутри страны и для региона. И вот это задача - решаемая.

- А как привить любовь к настоящему киноискусству? Ведь  фестивальные фильмы весьма специфичны для широкой аудитории.

- Существует несколько рецептов, и все они испробованы и известны. Первый и самый главный - это большая, серьезная, концептуальная, последовательная государственная поддержка, финансовая и организационная. Только финансовой не достаточно, потому что мы знаем, как на постсоветском пространстве деньги, направленные на что-то, дальше растворяются. Нужны крутые менеджеры, возможно приезжие, из тех самых стран, где все лучше, чем у нас, и нужны большие ресурсы и государственная воля, то есть желание внедрить и развивать кино.

Кстати, то же самое касается любой области искусств. Если вы спросите про современное изобразительное искусство, про современную литературу, про жизнь современной академической музыки -  скажу абсолютно те же слова. Я придерживаюсь очень такого, в каком-то смысле традиционалистского и туповатого взгляда на эти вопросы. Я не верю в "национальный код" - во всяком случае в 21 веке. Не верю, что одна нация любит и понимает кино, а другая нация в нем просто неталантлива. И исходя из этого мы понимаем, что молодые армяне - это люди, которые также вовлечены в современное искусство, в современное кино, как в это вовлечены молодые греки, молодые канадцы, молодые китайцы – список продолжите в любую сторону, в которую хотите. Потому что просто существование интернета и фактически исчезновение географических границ сделали мир настолько проницаемым, что все знают о том, что происходит везде. Осталось придумать рациональную, последовательную программу по внедрению этого всего здесь.

Как это происходит? Это происходит через такое явление, как мода, например. Мода же управляемая вещь. Вот вы приглашаете классного архитектора, который строит классный киноцентр в каком-нибудь селе, до которого можно доехать на машине - желательно, чтобы дороги были. Место получается модным, всем интересно там побывать. Это становится местом паломничества, туда приезжают все, всем это интересно, приезжает вся Армения, люди из соседних стран. И дальше начинает что-то происходить, какая-то движуха, и все заинтересованы. Художники - чтобы там представить свое, зрители - чтобы все это увидеть. Начинается процесс обмена. Конечно, в этом процессе очень важна и пресса, и журналисты, блогеры, ютуберы. Все они должны быть в это вовлечены, но, конечно, не тупым образом - людей должны привлекать творчеством, а не платить им рекламные деньги, чтобы они писали неискренние посты в инстраграм: «Сходите на такой-то фильм, он классный, ничуть не хуже голливудского». Все должно быть естественно. И так постепенно, все это разойдется, и не будет иметь значение, породит ли Армения через десяток лет десяток гениев или не будет ни одного гения, а просто возникнут молодые профессиональные, классные режиссеры.

- Политические новости набирают намного больше просмотров, нежели новости про кино. Какое будущее вы видите для профессии кинокритика?

- Ну, так было всегда. Неужели вы думаете, что во времена до интернета люди покупали газеты, чтобы прочитать не биржевые сводки или новости о войне, идущей где-то, а чтобы прочитать рецензию на последней полосе? Ведь не случайно на последней полосе они и публиковались. Но это не значит, что работа рецензента менее почетная - не все оценивается в абсолютных числах. Зато статьи о продвижении войск на фронте устареют к завтрашнему дню, а рецензию могут читать через сто лет. И так происходит очень часто. Мы издали сборник статей, давних статей журнала «Искусство Кино» - 30-ых годов, 40-ых годов - книжку раскупили моментально, весь тираж. Людям интересно это читать до сих пор. А политические статьи этого времени интересно читать только историкам. Вообще, если ты думаешь о том, как много человек пользуются плодами твоего труда, ты  обрекаешь себя  на незавидную судьбу. Ты будешь стремиться писать так, чтобы читало больше и, возможно, добьешься обратного результата.

Критик должен быть компетентным и честным, все остальные качества вроде таланта, страстности, парадоксального мышления – желательно, но необязательно. Компетентность и знание о том, что ты пишешь и честность в оценках, это два основных столпа, без них никак. Кинокритика не зависит от кинематографии в той стране, где она существует. Критик - человек более свободный, чем режиссер, или сценарист, или актер, которые привязаны у своей аудитории, к своему языку, к своей культуре. Я издал 12 книг - из них, по-моему, 3 посвящены русскому кино, а остальные - азиатскому, американскому, европейскому. Поэтому, когда кинокритики в Армении жалуются, "у нас слабая кинокритика, потому что у нас слабое кино", я на это могу честно ответить одно – здесь нет никакой связи. Никакой! Ты не приговорен, не прикован никакими цепями к кинематографу твоей страны, можешь заниматься, чем угодно, изучать все что угодно.

- Как пандемия повлияла на мир кино и как он выходит из этой ситуации?

- Мир кино напрямую связан с социумом, поэтому, когда мир скажет «Ковида больше нет, мы его победили», тогда и про кино можно будет что-то сказать. А пандемия сказалась многообразно. Во-первых, появились новые сюжеты, во-вторых просто кино смогло примерить на себе ситуацию полной остановки, рефлексии, в-третьих люди стали очень много смотреть старых фильмов, пересматривать, многие перешли с походов в кино на домашний просмотр. Произошло очень много каких-то сдвигов, и если вы спросите, насколько эти сдвиги надолго и кардинально что-то поменяли, мы не сможем найти ответ - ковид еще не закончился. Конечно, популярность стриминговых сервисов, наверное, стала еще  выше, но ее рост начался еще до ковида. Не думаю, что что-то принципиально изменилось в самом векторе. Он как был, так и остался.

- Must-watch list от Антона Долина из списка фильмов «Золотого абрикоса».

- Наверное, «Священный паук», «Треугольник печали», «Алькаррас», «Умиротворение» и «Тори и Локита». Пять фильмов, которые мне лично очень близки и очень понравились в этом году. Я еще не решил какие, но два или три из этого маленького списка точно войдут в мою финальную десятку года.

Беседовала Аревик МОСИНЯН

Основная тема:
Теги:
  • Валерия Олюнина 18-Июл-2022
    Армения очень нуждается в визитах настоящих русских- патриотов, но все чаще либеральная тусовка крутится. Манюни, Долины и прочая.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЧИРЕТТЫ» ПРИЗНАНО ПОБЕДИТЕЛЕМ
    2024-07-17 10:04

    Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос» прошла в столичном Доме кино при полном аншлаге. На сцену один за другим выходили члены жюри, которые, объявляя свой вердикт, приглашали призеров и победителей.

  • ГРАН-ПРИ ДОСТАЛСЯ ГРЕЧЕСКОМУ «ЧЕРНОМУ КАМНЮ»
    2023-07-17 14:06

    От юбилейных событий всегда ожидаешь чего-то особенного, яркого, запоминающегося. Но они, как правило, проходят без помпы, порой уступая в красочности рядовым событиям, не связанным с круглыми датами. Так случилось и с 20-м МКФ «Золотой абрикос», который по своей насыщенности уступал многим «абрикосовым» киносмотрам прошлых лет. Тем не менее, ереванский праздник кино сохранил главную черту – гостеприимство, которое отмечали все гости: и те, кто уже не раз бывал на фестивале, и те, кто впервые оказался в его теплых объятиях.

  • СЕРГЕЙ ДВОРЦЕВОЙ: «ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПИШЕШЬ, НО И ТО, ЧТО ВЫЧЕРКИВАЕШЬ»
    2023-07-15 10:29

    Встреча с кинорежиссером Сергеем Дворцевым, состоявшаяся в рамках 20-го МКФ «Золотой абрикос», стала одним из долгожданных фестивальных событий. Прошедшая в ереванском офисе AGBU, она собрала полный зал. Послушать этого скромного, непубличного и в то же время снискавшего мировую известность мастера кино пришли как коллеги по цеху и начинающие кинематографисты, так и множество зрителей, ценящих характерное кино.

  • НА ЭКРАНЕ «ЗОЛОТОГО АБРИКОСА»
    2023-07-12 13:07

    20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.