Последние новости

«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЧИРЕТТЫ» ПРИЗНАНО ПОБЕДИТЕЛЕМ

Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос» прошла в столичном Доме кино при полном аншлаге. На сцену один за другим выходили члены жюри, которые, объявляя свой вердикт, приглашали призеров и победителей.

ФЕСТИВАЛЬ В ЭТОМ ГОДУ ХОТЬ И ПРОШЕЛ БЕЗ ОСОБОГО АЖИОТАЖА и на меньших площадках, тем не менее был полон событий. Уже само открытие вызвало приятное удивление гостей и участников новым подходом к дизайну. Вместо традиционной красной дорожки путь на ереванский МКФ был украшен коврами ручной работы, сотканными армянскими мастерицами по эскизам художника Давида Кочунца из его авторской коллекции «Точка отсчета». Кстати, «Золотой абрикос» и впредь намерен провожать в кинозалы своих гостей по тканым дорожкам made in Armenia, содержащим в себе традиционные подходы национального ковроткачества и современное видение дизайна.

 Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос»Между просмотрами фильмов карта абрикосового фестиваля загоралась яркими событиями. Одно из них – фотовыставка «Потерянные кулисы», открывшаяся в Доме кино и вызвавшая неподдельный интерес широкой публики. В экспозицию вошли работы советского художника-фотографа Елены Карусаар, чья деятельность в 1970-80 гг. была тесно связана с кино и работой на «Ленфильме» и «Грузия-фильме». Ей довелось провести незабываемые дни за кулисами фильма Сергея Параджанова «Ашик-Кериб» и собрать в дальнейшем коллекцию уникальных фотографий, которые и были впервые представлены в рамках выставки «Потерянные кулисы». Благодаря сделанным Еленой Карусаар снимкам современники получили возможность расширить свои знания о картине «Ашик-Кериб» и о «закулисном» Параджанове.

«Золотой абрикос» пестрел мероприятиями, посвященными как Сергею Параджанову, так и другому великому армянину Шарлю Азнавуру, 100-летия которых отмечаются в этом году. В рамках фестиваля в ереванском Центре Азнавура состоялся мультимедийный концерт под названием «Параджанов-Азнавур: 100 музыкальных перформансов. Музыкальный вечер с участием известного армянского джазмена Ваагна Айрапетяна и электронного музыканта, нашего соотечественника из Франции Вигена Армана удалось реализовать совместными усилиями руководства «Золотого абрикоса» и музея современного искусства Rambalkoshe при поддержке МОНКС РА. Перфоманс с записанной на него музыкой будет выпущен специальным виниловым диском «Aznavour. LIVE by Viken Arman» ограниченным тиражом.

В дни фестиваля деятелям отечественного кино был преподнесен отдельный подарок – двуязычный каталог «Армянское кино» (на армянском и английском языках). В нем сделана попытка собрать воедино список и аннотацию фильмов армянского производства или созданных в копродукции с Арменией. В сборнике представлены игровые, документальные, анимационные фильмы, созданные с 1924 по 2022 гг.

Производственная площадка «Золотого абрикоса» GAIFF Pro также прошла довольно продуктивно. В этом году на ней были представлены 17 новых проектов от кинодеятелей и продюсеров из 15 стран Западной Азии. В их числе Кипр, Ливан, Иран, Саудовская Аравия, Грузия, Армения, а также страны с копродукцией – Франция, Сербия, Германия, США, Бельгия и другие.  12 из проектов-заявок находятся на стадии разработки, а 5 уже пущены в производственный процесс.

 Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос»GAIFF PRO, КАК И ВЕСЬ ФЕСТИВАЛЬ, ТАКЖЕ ИМЕЕТ КОНКУРСНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ и по окончании работы объявляет победителей. Так, приз Международного жюри в размере $5000 был вручен находящемуся в процессе разработки проекту фильма «Цена крови» Моджгана Саяди. «Специального упоминания» удостоился проект Лилит Мхитарян «Четырнадцать с половиной километров от Арарата». Фильм Дианы Кардумян «Замолчи» получил приз жюри за предпродакшн и рекламный пакет. Менторский приз отошел к Наири Ахверди и его фильму-проекту «Между рельсами». В отсеке короткометражных проектов Short Cuts Nest платформы GAIFF Pro, предназначенном для армянских проектов картин в коротком метре, также были объявлены победители и призеры. «Лучшим проектом» признана работа Овсанны Шекоян «Тихий голубой», а приз «Специальное упоминание» получила Сона Хачатрян и ее «Реликвия».

На протяжении фестиваля вручались и другие награды. Почетный гость 21-го МКФ «Золотой абрикос», актер Кевин Спейси (США) получил приз «За вклад в мировой кинематограф». Сооснователь фестиваля, именитый режиссер из Канады Атом Эгоян был удостоен «Параджановского таллера» - уникальной награды, сделанной по образу и подобию знаменитых медальонов, которые Сергей Параджанов выгравировал на фольговых крышках от бутылок молока в годы заточения в тюрьме. Еще один «Параджановский талер» был вручен в день закрытия фестиваля всемирно известному иранцу Джафару Панахи – смелому режиссеру, для которого участие в «Золотом абрикосе» стало первым фестивальным событием после 14 лет домашнего ареста и лишения свободы. Награды «Мастер» удостоены два участника фестиваля. Один – это не сумевший прибыть на фестиваль именитый поэт, писатель и литературовед армянского происхождения из Франции Григор Плтян, который сегодня считается одним из современных талантливых писателей, пишущих на западноармянском языке. Приз был вручен на винодельне Aratashen winery, ставшей одним из спонсоров «Золотого абрикоса» в этом году. Второго «Мастера» увез с собой режиссер Тарсем Сингх (США), возглавлявший жюри «Региональной панорамы».

Однако самыми долгожданными наградами стали призы фильмам в трех конкурсных номинациях. В конкурсе короткометражных фильмов «Кориз» приз «Золотой абрикос» сорвал «Дом» Гранта Варжапетяна. Картина представляет историю армянской семьи, провожающей на войну сына – парня, который в глазах общества предстает героем, выполняющим долг перед Родиной, однако сам он иначе оценивает ситуацию. «Серебряный абрикос» в коротком метре был вручен Анне Мкртумян и ее фильму «Армат» («Корень»). Автор вместе с ученым-медиком пытается исследовать феномен земли и понять, хранит ли земля связь со своими обитателями.

 Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос»Интересный выбор был сделан в номинации «Региональная панорама». Главный приз «Золотой абрикос» после долгих дебатов жюри был вручен картине «Мы внутри» ливанского режиссера Фары Касеми, которая после долгих лет самостоятельной жизни возвращается домой, к пожилому отцу. Представители двух разных поколений и эпох с трудом находят общий язык, разве что через поэзию, которая становится единственным языком взаимопонимания между ними. «Серебряный абрикос» среди фильмов региона вновь взяла женщина-режиссер - Фарахназ Шарифи из Ирана за картину «Моя украденная планета». Фильм представляет собой дневниковые записи главной героини, через которые раскрывается ее личная история, увлеченность собиранием архивов и проблемы, связанные с попыткой преодолеть болезнь Альцгеймера, от которой страдает ее мать.

ПРИЗ «СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ» БЫЛ ВРУЧЕН ТРЕТЬЕЙ ЖЕНЩИНЕ-РЕЖИССЕРУ – нашей соотечественнице Эмили Мкртчян из США за фильм «Были – не были» о 4 женщинах Арцаха – страны, которая недавно пережила катастрофическую войну и оказалась на пороге другой, затем была подвергнута этнической чистке и изгнанию коренного населения. На фоне борьбы женщин за выживание в новой реальности картина становится своеобразным мифом и в то же время мечтой о доме, потерянном навсегда, но сохранившем свой живой облик в их сердцах. Кстати, Эмили Мкртчян удостоилась и приза ФИПРЕССИ, отчего сильно растрогалась.

Члены жюри номинации «Международное кино» во главе с американским режиссером, обладателем 24 «Оскаров» Александром Пейном признались, что долго спорили о том, кто достоин призов главной номинации фестиваля. В итоге, «Специального упоминания» удостоился фильм Нинны Пальмадоттир «Одиночество» (Исландия), а «Серебряного Абрикоса» - работа Гуту Паренти «Странный путь» (Бразилия). Гран-при 21-го МКФ «Золотой абрикос» торжественно вручили Каролине фон дер Танн за игровую полнометражную картину «Евангелие от Чиретты», построенную на контрасте явлений. 27-летний Чиретта – сын уличной женщины, который зарабатывает то кражей, то продажей своего тела, а то и пением на улицах, но при этом свято чтит Мадонну и поклоняется ей. Изгой общества, он находит чистое общение среди людей искусства, однако вскоре судьба отбирает у него и эту возможность, оставив его со статуей Пресвятой Девы.

Добавим, что фестиваль завершился показом документального фильма «Бобо» режиссеров Нарине Мкртчян и Арсена Азатяна, снятого в 1991 г. и восстановленного недавно. «Бобо» - дань памяти Сергею Параджанову и своеобразное откровение о последних днях жизни Мастера.

Основная тема:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕСТИВАЛЬ GYUMRI ART WEEK: ИДЕИ И ДИСКУССИИ
      2024-09-16 10:21

      С группой основателей Международного фестиваля современных искусств Gyumri Art Week и стоящих у его истоков деятелей этого направления мы встретились в одном из тихих уголков Еревана, чтобы подвести итог этому важному культурному событию, обсудить проблемы и выразить пожелания, связанные с дальнейшим развитием фестиваля. Арман Тадевосян, Алексей Манукян, Вазген Пахлавуни-Тадевосян (Вазо) Светлана Навасардян, Эммануэль Косте, Левон Авакян (Лео Ава де Ширак) наперебой рассказывали о днях, проведенных на Gyumri Art Week, порой дополняя друг друга, а иногда высказывая полярные мнения. Не удивительно, ведь современное искусство строится на противоречиях, которыми полна жизнь и на которых построен наш мир. Но именно эта разность, доходя до кульминации, сводится к общим точкам соприкосновения, на пересечении которых и рождается искусство без времени и границ. Именно таким – непохожим и в то же время единым и стал фестиваль 3-й Gyumri Art Week, прошедший 2-18 августа.

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.

    • СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
      2024-09-12 10:47

      Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.

    • КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА
      2024-09-09 09:54

      27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГРАН-ПРИ ДОСТАЛСЯ ГРЕЧЕСКОМУ «ЧЕРНОМУ КАМНЮ»
      2023-07-17 14:06

      От юбилейных событий всегда ожидаешь чего-то особенного, яркого, запоминающегося. Но они, как правило, проходят без помпы, порой уступая в красочности рядовым событиям, не связанным с круглыми датами. Так случилось и с 20-м МКФ «Золотой абрикос», который по своей насыщенности уступал многим «абрикосовым» киносмотрам прошлых лет. Тем не менее, ереванский праздник кино сохранил главную черту – гостеприимство, которое отмечали все гости: и те, кто уже не раз бывал на фестивале, и те, кто впервые оказался в его теплых объятиях.

    • СЕРГЕЙ ДВОРЦЕВОЙ: «ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПИШЕШЬ, НО И ТО, ЧТО ВЫЧЕРКИВАЕШЬ»
      2023-07-15 10:29

      Встреча с кинорежиссером Сергеем Дворцевым, состоявшаяся в рамках 20-го МКФ «Золотой абрикос», стала одним из долгожданных фестивальных событий. Прошедшая в ереванском офисе AGBU, она собрала полный зал. Послушать этого скромного, непубличного и в то же время снискавшего мировую известность мастера кино пришли как коллеги по цеху и начинающие кинематографисты, так и множество зрителей, ценящих характерное кино.

    • НА ЭКРАНЕ «ЗОЛОТОГО АБРИКОСА»
      2023-07-12 13:07

      20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.

    • «ЗОЛОТОМУ АБРИКОСУ» 20 ЛЕТ
      2023-07-04 10:16

      Недалек тот день, когда Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» уже в 20-й раз распахнет свои двери перед широкой публикой. Основанный в 2004 г. он прошел серьезный путь, полный трудностей и преград, добившись не только успеха у зрителей, но и признания на мировой фестивальной кинокарте.