В ОЖИДАНИИ ЗВОНКА
Сообщение о том, что "Процветающая Армения" не войдет в коалицию власти с победившей на парламентских выборах Республиканской партией, поддержало главную интригу политического сезона, которая заключается в вероятности участия в президентской кампании 2013 года второго президента Армении Роберта Кочаряна.
Как известно, по итогам прошедших парламентских выборов РПА имеет около 70 мандатов в законодательном собрании, что позволяет самостоятельно сформировать правительство, а значит, у РПА по большему счету нет особой нужды в коалиционных партнерах. Однако представители РПА не раз заявляли, что готовы разделить ответственность за формирование правительства с другими политическими силами при условии, что потенциальные партнеры дадут четкое обязательство поддержать на предстоящих в 2013 году президентских выборах кандидатуру нынешнего главы государства и лидера РПА Сержа Саргсяна. Логичное требование, поскольку в условиях, когда РПА имеет большинство в парламенте, было бы абсурдно, чтобы в правительство, сформированное РПА и Сержем Саргсяном, вошла политическая сила, которая на предстоящих выборах поддержала бы другую кандидатуру. Например, "Оринац еркир" однозначно заявила о своей поддержке кандидатуры Сержа Саргсяна, а потому сегодня мало кто сомневается, что в той или иной степени, но "ОЕ" будет представлена в будущем правительстве, несмотря на то что партия с трудом преодолела 5% барьер.
С "Процветающей Арменией" несколько другая история. Правда, в свое время Гагик Царукян подписал коалиционный меморандум, предполагающий поддержку Сержа Саргсяна на президентских выборах, но пункт этот был прописан неоднозначно. В дальнейшем Царукян всячески избегал прямого ответа на вопрос, кого поддержит ППА на президентских выборах-2013, ограничиваясь репликой, что на этот вопрос он ответит на следующем уроке. "Следующий урок", как видим, еще не наступил, и многие резонно связывают молчание Царукяна с молчанием второго президента, который пока держит интригу и не спешит со "звонком на урок", то есть с ответом на вопрос о том, намерен ли он баллотироваться на президентских выборах-2013.
Заметим, что, когда неожиданно для многих в пропорциональном списке ППА не оказалось одного из самых подготовленных депутатов Вардана Бостанджяна, многие связали этот факт с высказанным ранее заявлением Бостанджяна, что у ППА нет причин не поддержать кандидатуру Сержа Саргсяна. То есть, посчитали многие, Бостанджян со своим заявлением полез поперек батьки в пекло, хотя "обязан был попридержать язык" и дождаться, пока свое мнение не выскажут если уж не Роберт Кочарян, то Гагик Царукян. За "неуважение к вышестоящим товарищам" Царукян Бостанджяна и наказал в полном соответствии с нормами феодально-вассального права.
Эпизод с Варданом Бостанджяном – всего лишь эпизод. И не столь важно, так ли все происходило на самом деле. Важнее другое: ни для кого в Армении не секрет, что ППА была создана во многом благодаря второму президенту. Ни для кого не секрет, что и олигархом N1 Армении Гагик Царукян стал во многом благодаря Роберту Кочаряну. И, как утверждают СМИ, Роберта Кочаряна и Гагика Царукяна до сих пор связывают весьма разнообразные интересы, включая политические.
Так что решение Царукяна не входить в коалицию с РПА важно именно в плане амбиций Роберта Кочаряна в контексте президентских выборов-2013. Более того, с точки зрения формирования нового правительства решение Царукяна скорее выгодно стране, поскольку мы не раз были свидетелями того, что министры, получившие портфели по партийно-коалиционной квоте, не то что не оправдывали ожиданий, а попросту проваливали порученный им участок работы. Министры, представляющие ППА, исключения не составили, не говоря уже о том, что, по некоторым данным, именно сферы, возглавляемые "процветающими" министрами, сегодня являются наиболее коррумпированными. Так что с точки зрения повышения эффективности исполнительной власти решение ППА можно назвать полезным.
Решение ППА несет в себе смысловую нагрузку только в контексте 2013 года. Если бы партия сформировала коалицию с РПА, это означало бы обязательство поддержать кандидатуру Сержа Саргсяна на президентских выборах, а значит, уменьшалась вероятность выдвижения кандидатуры Роберта Кочаряна. Ведь для выдвижения и дальнейшей серьезной борьбы за президентский пост второму президенту необходима политическая сила, на которую он мог бы опереться. В случае объединения в коалиционном правительстве РПА и ППА такой силы практически не было бы. Свои кандидаты есть и у АНК, и у "Наследия", и даже если бы их не было, непонятно, с какого большого перепугу АНК или "Наследие" вместе со "Свободными демократами" решили бы поддержать кандидатуру Кочаряна. Скорее всего, будет свой кандидат и у АРФД, но даже если бы его не было, 5,7% полученных партией на последних выборах явно не та база, на которую хотел бы опереться Роберт Кочарян.
Как ни крути, а для баллотирования в президенты Кочаряну прежде всего нужна поддержка ППА, и если бы партия вошла в коалицию, то второму президенту скорее всего пришлось бы отложить президентские амбиции. Это в свою очередь облегчило бы задачу действующего президента, ведь очевидно, что сегодня только Роберт Кочарян может составить Сержу Саргсяну реальную, а не бутафорскую конкуренцию на президентских выборах. Если Роберт Кочарян своей кандидатуры не выдвинет, то действующему президенту вряд ли стоит опасаться серьезной конкуренции от потерявшего политическое чутье Левона Тер-Петросяна или от сентиментального Раффи Ованнисяна. Понятно, что в числе конкурентов Сержа Саргсяна не стоит рассматривать Арама Карапетяна, Давида Акопяна, Тиграна Карапетовича и других забавных персонажей.
Модификации типа - выдвижение Роберта Кочаряна без поддержки ППА или кандидат от ППА, но не Роберт Кочарян - выглядят также неубедительно, как перечисленные выше варианты. В отличие от Роберта Кочаряна, другие возможные выдвиженцы ППА серьезно не котируются. Как показали парламентские выборы, для нейтрализации Вардана Осканяна вполне достаточно странички Армена Ашотяна в фейсбуке. Что же касается самого Гагика Царукяна, то, как показал пример Михаила Прохорова, большой мешок денег очень воодушевляет избирателя, но все-таки недостаточен для того, чтобы стать президентом - пусть даже в бедной стране.
Объективно сложившиеся условия задачи на сегодня таковы, что только Роберт Кочарян, причем опирающейся на вторую по численности фракцию в парламенте в лице ППА, может бросить вызов действующему президенту. Невхождение ППА в состав правящей коалиции дает Кочаряну этот шанс. Но вопрос еще в том, захочет ли Роберт Кочарян воспользоваться этим шансом? Пока он не дал однозначного публичного ответа.
Не будем забывать, что у Роберта Кочаряна есть и более легкий путь: переждать еще один пятилетний срок и попытаться вновь избраться президентом в 2018 году при более комфортных условиях. Необходимо учитывать, что выдвижение на пост президента уже в 2013 году – это несколько рисковый вариант. Причем проиграть может не только Роберт Кочарян, но и при определенных обстоятельствах армянская государственность в целом.
Как говорится, бабушка надвое сказала. С одной стороны, с точки зрения дальнейшего развития состязательности, становления института демократических выборов в Армении, возможно, было бы правильней, чтобы Кочарян выдвинул свою кандидатуру. Два сильных кандидата с примерно равной политической опорой - чего еще желать для проведения свободных, демократических выборов на действительно состязательной основе? С другой стороны, настолько ли окрепло наше государство, чтобы без проблем выдержать конкуренцию двух сильных лидеров? Не переоцениваем ли мы запас прочности нашего государства, необходимый, чтобы получить только положительные дивиденды в случае напряженной президентской кампании? Необходимый, чтобы не скатиться в 1 марта 2008 года и чтобы, возможно, напряженная президентская гонка в Армении не посеяла бы у наших соседей ложные иллюзии о том, что наступило удобное время "разобраться" с двумя армянскими республиками. Дать ответ на эти непростые вопросы должны прежде всего сами главные потенциальные участники предстоящей президентской кампании.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-25 10:50
В последнем своем интервью Никол Воваевич популярно объяснил, почему побрился. Оказывается, есть на то конкретная причина. До сей поры, оказывается, у него было много вопросов к самому себе после 44-дневной войны. И когда он ложился спать, думал над этими вопросами. Задавал себе эти бесчисленные вопросы, думал над ними, искал ответы. Пока не засыпал. Но вот, наконец, свершилось. Не осталось более вопросов. Теперь премьер спит спокойно и в ознаменование этого сна без вопросов он и побрился. Радуйся, народ армянский! Что означает, когда у человека вопросы к самому себе? Это поиск ответов на вопрос, правильно ли он поступил в той или иной ситуации. Надо полагать, теперь премьер уверен: все делал правильно, а то, что случилось, должно было случиться…
-
2024-11-22 09:08
Действующему президенту США Джозефу Байдену сегодня исполнилось 82. Редкий пример политического долголетия как свидетельство общего повышения уровня жизни и ее продолжительности. Однако запомнится Байден, некогда тоже любитель велопрогулок, не столько этим, сколько своим вкладом в противостояние Запада и России.
-
2024-11-20 12:53
Хокку Овик складывает мандат. Плакала ипотека Овика, роняю и я скупую мужскую слезу…
-
2024-11-18 12:45
Две новости взбудоражили армянскую общественность в последние часы минувшего уикенда. Одна новость - про парад отставок, уже состоявшихся и еще грядущих, в команде чиновников Пашиняна. Другая новость - про то, что уходящая администрация Байдена дала Зеленскому отмашку на удары американскими дальнобойными ракетами ATACMS вглубь российской территории. Позже добавилась информация, что Франция и Британия также «дали зеленый свет» на нанесение ударов вглубь РФ ракетами SCALP/Storm Shadow. Первую новость, про отставки в команде Пашиняна, пока оставим в покое, как менее существенную, тем более, что процесс отставок еще продолжается.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-23 10:40
Более или менее состоявшиеся партии готовятся к парламентскому забегу. Одни делают это с опорой на собственные программы, другие ставят во главу угла дискредитацию соперников, иными словами, паразитируют на критике в адрес оппозиционных парламентских партий, пытаясь расчистить себе путь в следующий депутатский корпус. Об усилиях "Лусавор Айастан" и ППА уже рассказано в предыдущих публикациях, а потому обратимся к другим "клиентам Никола", которые лелеют надежду на преодоление необходимого барьера за счет нападок на парламентское меньшинство.
-
2024-05-23 10:20
Образовавшаяся после досрочных парламентских выборов 20 июня 2021 г. неформальная внепарламентская коалиция карликовых сил на днях сформировала платформу. "Республика" Арама Завеновича, Европейская партия Тиграна Хзмаляна, партия "Во имя республики" Армана Бабаджаняна и христианские демократы Левона Шириняна объявили о том, что главной целью так называемой "Демократической платформы" станет содействие властям в деле европейской интеграции и углубления западного вектора внешней политики. В контексте текущих событий речь идет о партиях, чьи лидеры готовы разделить с Пашиняном ответственность за преступления против народа и государства!
-
2024-04-25 11:24
Лидер Европейской партии Тигран Хзмалян на днях сообщил, что последний раз лидеры неформальной внепарламентской коалиции встречались с Пашиняном в сентябре прошлого года. В кулуарах власти активно циркулируют слухи о том, что партии - бывшие члены неформального альянса больше не просят лидера правящего режима о встречах… Ранее эти встречи имели место на регулярной основе, лидеры карликовых сил выступали с предложениями, задавали Пашиняну вопросы. Сегодня эти деятели предпочитают дистанцироваться от персоны главаря режима и даже выступают с публичной критикой в адрес властей.
-
2023-12-05 11:00
«В Армении ни один из институтов Арцаха действовать не будет. Это вопрос национальной безопасности», - сказал посол Пашиняна по особым поручениям лидер партии «Лусавор Айастан» Эдмон Марукян. Это заявление повторили спикер Ален Симонян и другие представители первого эшелона, которые по причине дремучего невежества не в курсе, что многие государства дают приют правительствам в изгнании, которые пострадали от оккупационных режимов своих стран. И не только правительствам, но и членам королевских фамилий и даже представителям опальных партий и запрещенных движений.