Последние новости

КРАСАВИЦЫ-СОЛОНКИ

Ануш, Вардуш, Наре, Маре и другие

          В современном культурном многообразии запутаться совсем не сложно. Особенно детям и подросткам, которые родились чуть ли не с компьютерной мышью в руке и научились перелистывать страницы интернета намного раньше, чем ходить. Что наше, родное и национальное, а что чужое, но не менее прекрасное в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, танцевальном и других видах искусства? Истинность ответов на эти вопросы, которые предлагает сегодня интернет, а с ним зачастую и остальное информационное поле, нередко можно поставить под сомнение. Посему остается лишь…

"…РАЗВИВАТЬ В ДЕТЯХ ВКУС И ПРИВИВАТЬ ИМ ЗНАНИЯ, учить их отличать одну национальную культуру от другой и глубоко знать свою. И это моя обязанность", - считает руководитель детской студии керамики "Терракотта - хумб" (Группа Терракотта) Нана МАНУЧАРЯН. Студия уже не первый год действует при образовательном комплексе "Арегназан" и добилась немалых успехов. Интересные проекты с участием ее юных воспитанников в возрасте от 6 до 14 лет, предновогодние выставки, оригинальные презентации и, наконец, просто увлекательный процесс обучения – во всем ощущается профессионализм руководительницы.

На днях Нана Манучарян и ее ученики представили на суд ереванцев и гостей столицы очередной проект. Выставка под обычным названием "Керамика. Солонки", открывшаяся в Центре искусств "Нарекаци", привлекла внимание необычностью детских работ и самой идеи. В экспозиции – 22 керамические солонки в виде женских фигурок и 19 живописных эскизов, сделанных мальчиками и девочками по образцу традиционных армянских солонок, символизирующих с древних времен языческую богиню Анаит, а позже христианскую деву Мариам.

Выбор темы не случаен. Как рассказывает Нана Манучарян, она нередко становится свидетелем творческой неразберихи, которая во время уроков выплескивается в детских рисунках. "Иногда, конечно, я позволяю ученикам отдаваться творческой свободе и изображать то, что бурлит в их воображении, однако их выплески для меня своеобразный материал для анализа, чтобы повернуть учебный процесс в верное русло. Познать свое, национальное – я следую именно этому кредо, выбрав для работы тему традиционных солонок".

Некоторые дети уже знали об армянских солонках-женщинах, иные видели подобные фигурки на столичном Вернисаже, для третьих тема стала откровением. Тем не менее все дружно и с большим энтузиазмом принялись готовиться к выставке. Как известно, армянские солонки-фигурки кроме отверстия для соли в области живота содержат и иные традиционные символы. Это фартук, змей, известный в армянской мифологии как вишап-хранитель, крест, превративший языческую Анаит в богородицу Мариам, и многое другое. Перед юными керамистами "Терракотта - хумб" не стояла задача воспроизвести солонки "по образу и подобию" древних фигурок. Необходимо было лишь сохранить образ богинь Анаит, Мариам с отверстием для соли, а дальше – твори как хочешь. Именно творческая свобода в рамках национальной темы позволила детям создать неповторимые авторские работы, ни одна из которых не повторяется.

В выставочном зале разбегаются глаза – столь красочны рисунки с изображением солонок и их керамические прототипы. Пара шагов – и я оказалась в окружении несхожих солонок-красавиц, чьи имена также пестрели разнообразием: Наре, Ануш, Назени, Вардуш, Маре, Лусине, Рипсиме, Наири, Ором, Анаит, Србуи, Лилит, Цовинар, Нане, Гаяне, Вардуи, Аревик, Ани, Мариам... Солонки, рожденные в богатом детском воображении, отличались не только внешним одеянием и окружающими их деталями быта, но и фигурами, чертами лица и даже характером. Юные мастера и мастерицы не пожалели сил и фантазии, чтобы снабдить своих героинь жизненными историями, которые так и вырывались наружу с каждого рисунка, из каждой керамической фигурки.

Вот солонка Ором, которую придумала 8-летняя Лусине: ее брови сведены на переносице, но, как объяснила автор, она вовсе не хмурится, просто раньше у армянок были именно такие брови, да и под рукой кисточки потоньше не оказалось… Ором на самом деле добрая и любит свою семью, именно поэтому под мышкой у нее новорожденный малыш, а второй малыш в пеленках – у ее ног, но на самом деле… "это просто ложка для соли, которую мне захотелось сделать в виде малыша, - улыбнулась Лусине. – Когда второй малыш подрастет, тоже станет ложкой".

Солонка Цовинар юной мастерицы Астхик при первом взгляде кажется неказистой и асимметричной. "На самом деле в тот миг подул ветер, и подол юбки Цовинар сместился вправо", - объясняет Астхик, которая давно занимается керамикой в "Терракотта - хумб" и любит работать с глиной. По признанию девочки, ее работы – кувшины, тарелки другие глиняные изделия - украшают ее комнату и всегда привлекают внимание гостей. 11-летняя Лусин назвала свою солонку - точнее, солонки - Рипсиме, в честь прабабушки по отцовской линии. Девочке захотелось сделать вместо одной большой фигурки три по принципу "мал мала меньше". Троица удалась на славу: облаченные в зеленые наряды три Рипсиме отличаются трудолюбием. Впрочем, как и сама автор этих работ, которая любит работать с глиной и добиваться хороших результатов.

"В ОТЛИЧИЕ ОТ СУВЕНИРНЫХ СОЛОНОК НА ВЕРНИСАЖЕ, нередко производимых по трафарету, ваши работы единичны в своем исполнении и тем самым причисляются к произведениям искусства", - обратилась к воспитанникам в день открытия выставки Нана Манучарян. Юных творцов приветствовал и глава Центра искусств "Нарекаци" Нарек Арутюнян, преподнесший им в дар керамический гранат с лого "Нарекаци" и сборник "Ованес Туманян. Детские песни". Изданный самим центром, сборник оформлен рисунками правнука великого писателя, которые послужили обложкой и для карманных календариков, также подаренных воспитанникам студии "Терракотта - хумб". "Мы благодарны вам за то, что вы выбрали для своей выставки именно наш центр, это для нас большая честь, - заметил Нарек Арутюнян. – Мы воодушевлены вашим творчеством, которое наполнено свежим дыханием и неуемной фантазией, и поражены вашему таланту в столь юном возрасте".

Выставка продлится до 2 июля, а затем экспонаты юных керамистов найдут временное пристанище в комнатушке образовательного комплекса "Арегназан", где сегодня разворачивает свою деятельность "Терракотта - хумб". Не исключено, что затем Ором, Анаит, Цовинар и другие армянские красавицы выйдут на подиум другого выставочного зала.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПОСОЛЬСТВЕ РА В РФ ГЛУХО, КАК В ТАНКЕ
      2020-04-02 18:30
      727

      Хроническое бездействие посольств и консульств Армении в разных странах давно перестало удивлять и даже возмущать наших сограждан, проживающих и работающих за рубежом. Много лет назад лично мне довелось столкнуться с халатностью и безразличием "служивых" этой структуры и, не будь я представителем СМИ, возможно, оказалась бы в роли героя фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", который никак не мог высадиться из самолета ни в России, ни в Италии.

    • РЕСТОРАТОРЫ НА КАРАНТИНЕ
      2020-04-02 11:28
      807

      Ресторанный бизнес – один из сегментов отечественной экономики, на собственной «шкуре» ощутивший тяготы введенного в стране карантина. Возводимая годами по кирпичику, крепко вставшая на ноги и потянувшая за собой другие сферы экономики отрасль в одночасье оказалась на грани развала.

    • ВРАЧУЮЩИЙ ПОЭТ НАРЕК КАРАПЕТЯН
      2020-03-31 11:08
      1249

      История мировой литературы знает немало имен писателей, чьей изначальной профессией была медицина: Франсуа Рабле, Фридрих Шиллер, Артур Конан Дойл, Сомерсет Моэм, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Василий Аксенов, Рубен Севак, Зорий Балаян и многие другие. На днях мне довелось побеседовать с соотечественником из Москвы, кто,  излечивая людские тела, однажды задумался и о врачевании душ. Знакомьтесь: Нарек Григорьевич Карапетян, книга-брошюра стихов «Эскизы ностальгии» которого вышла недавно в издательстве «Гитутюн» НАН РА.

    • ДЖУТ, МАНДЖУТ И ДРУГИЕ "ДЕТИ" МАНУКА АРУТЮНЯНА
      2020-03-28 16:00
      2038

      Небольшая мастерская музыканта, реставратора, создателя и коллекционера старинных инструментов Манука Арутюняна расположена в укромном уголке за ереванским Вернисажем.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДАЛИ И ПИКАССО ВСТРЕТИЛИСЬ В ЕРЕВАНЕ
      2020-03-09 12:48
      3346

      Два знаменитых художника, ставшие символами изобразительного искусства XX века, всю жизнь демонстрировали напускную неприязнь, но тем не менее высоко ценили творчество друг друга.

    • В Ереване восстановили рукопись 981 года
      2020-03-07 13:09
      696

      В Ереване восстановили редкую армянскую рукопись. Она датируется 981 годом и была написана священником Давидом и его сыном. Посетители музейного комплекса "Матенадаран" теперь могут увидеть уникальную реликвию. Подробности – в репортаже "МИР 24".

    • Выставка "Дали и Пикассо" в Ереване
      2020-03-03 17:54
      613

      На выставке "Дали и Пикассо" в Национальной галерее Армении будут продемонстрированы оригинальные работы великих испанских художников или же их копии, — именно с этого вопроса началась состоявшаяся во вторник пресс-конференция, посвященная предстоящему мероприятия.

    • ГРОТЕСКНЫЕ "ПЛАНЕТЯНЕ" НИНЫ ХЕМЧЯН
      2020-03-03 13:20
      2495

      С Ниной Хемчян мы впервые столкнулись в 2004 г. Она привезла из Парижа в Ереван свои знаменитые "сферы" - скульптурные работы из керамики и графические рисунки, выполненные тушью. В галерее "Геворкян", расположенной тогда на улице Туманяна, состоялась выставка Нины - удивительного скульптора и художницы, которую открыл для нас Генрих Игитян.