КНИЖНАЯ ГРАФИКА ВРЕМЕН ЧАРЕНЦА
7 октября в ереванском Доме-музее М.Сарьяна открылась выставка под названием "Книга эпохи Чаренца: Коджоян, Хачванкян, Арутчян". Экспозиция приурочена к 125-летию выдающегося армянского поэта Егише Чаренца и 100-летию основания Государственного издательства Армении. Кураторы выставки - архитектор Карен Бальян, cтарший научный сотрудник Института искусств НАН РА Артур Авагян и искусствовед Юлия Потапова.
В КОНЦЕ 20-Х - НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ искусство книжного оформления переживало в Армении пору краткого, но яркого расцвета. Решающую роль в этом сыграл Егише Чаренц, который с 1928 по 1935 год возглавлял художественный отдел Государственного издательства Армении. Человек исключительно широкого интеллектуального кругозора, большой гуманитарной эрудиции, безупречного эстетического вкуса, он проявил себя как страстный вдохновитель и умелый организатор издательского дела, подлинный знаток полиграфии.
В беседе с корр."ГА" Артур Авагян отметил: несмотря на то, что короткий период этой эпохи, она вошла в историю армянского искусства как вершина книжного искусства.
"К иллюстрированию и художественному оформлению книг Чаренц привлек видных мастеров армянского искусства – Мартироса Сарьяна (1880–1972), Акопа Коджояна (1883–1959), Тачата Хачванкяна (1896–1940), Микаэла Арутчяна (1897–1961) и других,- сказал А.Авагян.- Некоторые из них стали сотрудниками Госиздата, другие выступали в свободном творческом партнерстве с Чаренцем. Разные по стилю и авторскому почерку работы этих художников отличаются высочайшим уровнем исполнения и демонстрируют понимание книги как целостного явления, в котором визуальная составляющая имеет ключевое значение. Чаренц считал, что оформление книги - это не только иллюстрация, но и выбор ширины полей, шрифта и т.д. Можно с уверенностью сказать, что Чаренц стал одним из основателей книжного дизайна в Армении. Такой подход к книге, который отвечал насущной потребности в качественной, эстетически привлекательной печатной продукции, позволяет выделить книги “эпохи Чаренца” как особый историко-культурный феномен. К сожалению, арест поэта в 1936 году, общеполитическая и идейная ситуация в стране негативно сказались на указанных творческих процессах, и культура книгоиздания в Армении постепенно пришла в глубокий упадок".
КНИЖНАЯ ГРАФИКА АКОПА КОДЖОЯНА - ОДНА ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ СТРАНИЦ армянского искусства. Его работы тридцатых годов положили начало художественным принципам оформления книги, стали творческой школой для последующего поколения армянских художников. Коджоян работал над оформлением и иллюстрированием в разные периоды жизни, но в тридцатые годы талант мастера книги раскрылся наиболее полно и всесторонне. Он постигал книгу разумом и чувством художника. Этим объясняется как очень точный выбор графических средств оформления, так и богатая фантaзия в каждом из найденных им решений. Творчество Коджояна как бы наглядно утверждало мысль о том, что сколь несхожи между собой подлинно прекрасные книги, столь же неповторима кисть художника. И воистину, каждая из значительных книжных работ Коджояна этого периода, будь то оформление "Книги пути" Егише Чаренца, "Стихотворений и легенд" М. Горького, армянского эпоса "Сасна црер", "Стихотворений" Азата Вштуни или иллюстраций к рассказам Акселя Бакунца, отличаются яркой индивидуальностью их творца.
Художник-график Тачат Хачванкян, иллюстратор и оформитель книг, плакатист, преподаватель стал первым проводником эстетических принципов ВХУТЕМАСа в армянское книжное искусство, прямым преемником В. А. Фаворского в понимании книги как единого художественного организма. Он оформил десятки книг армянских, русских и зарубежных авторов. Иллюстрации и оформление изданий, выполненное Хачванкяном, демонстрирует высокий художественный вкус, умение найти соответствующий стиль и образы, раскрывающие манеру писателя.
Микаэл Арутчян был блестящим театральным художником, оформителем книг, графиком, карикатуристом, ближайшим другом Егише Чаренца и Каро Алабяна.
Организаторы выставки отобрали 50 наиболее ярких, характерных образцов художественного оформления книг, созданных названными мастерами в сотрудничестве с Чаренцем: от страничных иллюстраций до заставок и концовок. Наряду с оригинальными иллюстрациями посетитель увидит некоторые издания 1920 -х – начала 1930- х годов, а также фотодокументальные материалы. Это сказки, повести, поэмы армянских и зарубежных авторов.
"Инициаторы выставки находят символичным, что Дом-музей М. Сарьяна открыл двери коллегам художника – Коджояну, Хачванкяну и Арутчяну, между тем как его собственные произведения разместились в стенах Национальной галереи Армении, где проходит выставка книжных работ мастера,- заключил А.Авагян.- Такой "обмен" глубоко созвучен как духу сотрудничества и коллегиальности, царившему в Госиздате при Чаренце, так и хорошим дружеским отношениям, связывавшим единомышленников.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:38
В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.