Последние новости

МАКСИМЫ ПИФАГОРА

На Фестивале мира в Вене хор "Спегани" удостоился звания "Ангел мира", а его руководитель Сарина АВТАНДИЛЯН признана лучшим дирижером фестиваля

Испокон веков люди пели. Пели на религиозных праздниках, во время обрядовых церемоний и театральных представлений, по случаю сбора урожая и перед сражением. Античные мыслители не раз указывали на магическое влияние пения на душу человека и рассматривали само певческое искусство как средство воспитания, пробуждающее стремление к лучшему. Древнегреческий философ и теоретик музыки Аристоксен еще за три сотни лет до нашей эры утверждал, что очищать душу необходимо пением. Наши предки осознавали, что пение, действуя на подсознание, объединяет людей, а торжественное пение, как считал Пифагор, вызывает прилив патриотизма.

"КСТАТИ, ИМЕННО ПИФАГОР ПРИЗЫВАЛ В СВОЕ ВРЕМЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ВОЛЬНОЙ И ПОХОТЛИВОЙ МУЗЫКИ и дозволять музыку только чистую и благородную, так как иначе видел угрозу для общества в целом. Корифеи античного мира были уверены, что благородная музыка устанавливает порядок и равновесие во всей Вселенной, как и гармонию в физическом теле, здоровье в психике и душе. Комитас, основываясь в своих исследованиях на трудах венгерского композитора и теоретика музыки Золтана Кодая, считал хоровое пение единственным коротким путем воспитания нации. Я уверена, что сегодня развитие хоровой музыки в Армении имеет не только важное культурно-образовательное, но также и духовное, и общенациональное значение", - заметила Сарина Автандилян, беседа с которой по возвращении из Вены началась не с рассказа об успехах возглавляемого ею хора "Спегани" на прошедшем там Фестивале мира, а с размышлений о роли певческого искусства в жизни человека, общества, нации.

Наверное, не будь у Сарины Автандилян столь глубоких познаний в хоровом искусстве, понимания истинного предназначения пения и его целительной силы, хор "Спегани" не состоялся бы. Не смог бы преодолеть массу препятствий на своем пути, прожить долгую творческую жизнь, богатую яркими событиями, интересными проектами, которые под силу не каждому. Нежный и чарующий голос "Спегани" звучал на лучших сценах Германии, Италии, Швейцарии, России, Ливана и других стран, а также в разных регионах Армении и в Арцахе. На днях в Австрии на Фестивале мира хор из Армении удостоился диплома "Ангел мира", а Сарина была признана лучшим дирижером фестиваля.

С момента рождения "Спегани" взял на себя функцию миссионера: созданный в память о погибших азатамартиках, хор всегда ратовал за мир, и почетное звание "Ангел мира" для него естественно и органично. Хоровой Фестиваль мира в Вене проходил под девизом "Давайте петь вместе, петь во имя лучшего будущего", в нем участвовали коллективы из России, Румынии, Эстонии, Австрии, Китая и других стран. "Спегани" представил хоровую культуру Армении на фестивале при поддержке Министерства культуры РА.

"МЫ СЧАСТЛИВЫ, ЧТО СМОГЛИ ПРЕДСТАВИТЬ НАШЕ ХОРОВОЕ искусство, музыкальное искусство нашей страны - Библейской Армении - на гостеприимной австрийской земле и сделать доступной многочисленному слушателю прошедшую сквозь века армянскую национальную музыку, произведения наших современных композиторов, - говорит С.Автандилян. - В лучших залах города - Вена-Сити Холле мэрии, центральной штаб-квартире ООН, знаменитом во всей Европе зале "Мюзикферайн", Королевском замке Шенбрун наш молодежный хор исполнил сочинения Комитаса, Ерванда Ерканяна, Ваче Шарафяна, Ваграма Саргсяна, шараканы в нотации Артура Шахназаряна. Сами залы обязывали нас к безукоризненному выступлению. В то же время фестиваль дал возможность познакомиться с различными музыкальными стилями, традициями, композиторскими школами, с вокально-хоровой техникой разных стран, обогатив взаимный опыт участников".

Все участницы хора из Армении прошли мастер-класс по хоровому искусству, организованному в дни фестиваля. Благодаря своей самобытности и исполнительскому мастерству "Спегани" удостоился восхищения и высокой оценки слушателей. В рамках фестиваля был сформирован международный хор, в состав которого вошла и участница "Спегани": интернациональный фестивальный коллектив репетировал с известным австрийским дирижером Джеральдом Виртом, выступил с отдельным концертом в Вене и намерен продолжить концертную деятельность в течение всего года.

Турне "Спегани" по Европе Веной не закончилось, из Австрии хор отправился в Литву, на Фестиваль духовной музыки, где выступил перед местными жителями и прихожанами католических костелов всех святых в Вильнюсе, Св.Викентия Паулинского в Мариамполе, в графском поместье Зипляй. "Особенно запомнилось нам местечко Зипляй, много лет пребывавшее в запустении и сегодня получившее вторую жизнь, - рассказывает С.Автандилян. - Стараниями местных мастеров здесь отремонтирована конюшня и превращена в галерею, в Зипляй на пленэры съезжаются художники из Литвы и соседних стран. Здесь же устраиваются необычные концерты, что говорит о большой роли культуры в жизни Литвы и литовцев, об их уважении к музыкальному искусству".

Кстати, удивительно теплое отношение к себе "Спегани" почувствовал как в Австрии, так и в Литве, где прозвучавшая в трех костелах месса была посвящена армянскому народу. Произошло это благодаря знакомству с хором "Спегани", его профессионализму - исполнительскому и репертуарному: в наши дни не всякий молодежный коллектив берется за серьезные и сложнейшие произведения, к тому же и исполняет их не на столь высоком уровне.

Многогранная деятельность "Спегани" с первых дней способствовала развитию и распространению хорового искусства в Армении. Эту миссию хор несет и сегодня, когда в музыке много диссонанса и какофонии, что становится одной из причин вырождения общества, деградации молодого поколения. К сожалению, высокая, благородная музыка постепенно уходит на второй план, взамен распространяется музыка, разрушающая психику и нравственность общества, особенно детей и молодежи.

"ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ - ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО МЕДИЦИНСКАЯ, А ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, - считает Сарина Автандилян.- Массовое приобщение людей к традиционной певческой хоровой культуре - один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации. Дети и подростки наиболее уязвимы с психологической точки зрения. В плане воспитания хорошее воздействие на подрастающее поколение оказывает практика хорового пения, а пение вообще исцеляюще воздействует не только на психику, но и на здоровье физического тела. Не случайно еще Пифагор начинал и заканчивал свой день пением: утром - для того, чтобы возбудить активность для дневной жизни, а вечером, чтобы успокоить организм и настроить на отдых".

Действительно, Пифагор излечивал многие болезни души и тела сочиненными композициями. Восточные лекари лечили больные органы многократным повторением одних и тех же звуков. Сейчас уже специалисты уверены в том, что определенная нота положительно влияет на определенный орган и помогает в лечении конкретной болезни и что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым человек ощущает покой и радость и избавляется от стресса и нервного напряжения.

Что касается хорового пения, то оно способно развить в детях не только музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, исполнительские качества и творческие способности, тем самым формируя в них высокую духовность и эстетический вкус, но и чувство единства и патриотизма, сплоченности и силы духа. Это то, к чему на протяжении всей своей деятельности стремилась Сарина Автандилян. Это то, что так необходимо нашему народу сегодня.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.

    • СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
      2024-09-12 10:47

      Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.

    • КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА
      2024-09-09 09:54

      27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».

    • Вардан ПОГОСЯН: «В АРЦАХСКОМ ВОПРОСЕ У НАС БЫЛИ БОЛЬШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДО АНТИКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ»
      2024-09-07 09:30

      «Юридическая основа провозглашения Нагорно-Карабахской Республики одна – право народов на самоопределение, закрепленное как законодательством СССР, так и международным правом. Этот принцип и лег в основу провозглашения независимости НКР. Многим может показаться, что в современном мире, погрязшем в пучине войн, международная правовая система не играет особой роли. Однако в случае с Арцахом нам удалось выбрать верную правовую основу, пройти весь путь становления независимости и государственности Республики Арцах, связанный с развитием и продвижением Арцахского вопроса на международной арене в соответствии с правильными законодательными нормами, и дойти до уровня, который, с точки зрения самоопределения народов, самобытен в мировой истории». С этих слов начал свое выступление на прошедшем в ереванском офисе РПА форуме юрист-международник, специалист по конституционному праву Вардан Погосян. В ходе представления темы «Правовые основы провозглашения Нагорно-Карабахской Республики» он отметил, что право народов на самоопределение в доктрине международного права и в международной практике стран не рассматривается непосредственно как право отделения от территории данного государства. Правда, существуют и обратные подходы, но они не являются общепринятыми, что было доказано консультативным заключением Международного суда ООН в отношении Косово.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 85-ЛЕТНИЙ ПУТЬ СВЕРШЕНИЙ И ПОБЕД
      2022-06-24 10:10

      Существует понятие социальной сущности интонации в музыке, "интонационного фонда нации", который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Ибо уже по интонациям можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким "интонационным фондом нации" можно назвать Национальную академическую капеллу Армении, которая в эти дни отмечает свое 85-летие со дня основания. Этому юбилею был посвящен огромный праздничный концерт в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

    • Закар КЕШИШЯН: "ГДЕ ЛЮБОВЬ, ТАМ ВСЕГДА ЕСТЬ ЖИЗНЬ"
      2021-09-03 10:38

      С нашим бейрутским соотечественником Закаром Кешишяном мы договорились встретиться в одной из гостиниц Степанакерта, где он поселился больше месяца назад. После перерыва из-за пандемии, затем войны Закар наконец вернулся в Арцах, чтобы вновь собрать свой знаменитый хор "Варанда" и устроить цикл концертов, которые будут слышны в его родном Шуши. Ведь там он оставил не только свой дом, полностью разграбленный азербайджанскими оккупантами, но и огромную любовь к Шуши, его жителям и своим ученикам, многих из которых унесла война.

    • ЗАКАР КЕШИШЯН: «ВРАГ НЕ ЗАСТАВИТ НАС ЗАМОЛЧАТЬ»
      2021-02-06 12:53

      Говоря об Арцахе, невольно вспоминаешь Закара Кешишяна – нашего соотечественника из Бейрута, известного дирижера и хормейстера, заслуженного деятеля искусств Арцаха, основателя Шушинского государственного хора «Варанда», истинного патриота и армянина с большой буквы.

    • "МАЛЕНЬКИЕ ПЕВЦЫ АРМЕНИИ" ПРОЩАЮТСЯ С COVID
      2020-08-05 10:08

      Знаменитый хор "Маленькие певцы Армении", основанный и руководимый заслуженным педагогом Армении, профессором Тиграном ЭКЕКЯНОМ, принял участие во Всемирных хоровых играх.