85-ЛЕТНИЙ ПУТЬ СВЕРШЕНИЙ И ПОБЕД
Существует понятие социальной сущности интонации в музыке, "интонационного фонда нации", который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Ибо уже по интонациям можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким "интонационным фондом нации" можно назвать Национальную академическую капеллу Армении, которая в эти дни отмечает свое 85-летие со дня основания. Этому юбилею был посвящен огромный праздничный концерт в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.
В ПЕРЕПОЛНЕННОМ, СВЕРКАЮЩЕМ ЗАЛЕ СОБРАЛСЯ, КАЖЕТСЯ, ВЕСЬ ЦВЕТ ЕРЕВАНА, многочисленные гости столицы, чтобы отметить славный юбилей любимого коллектива. Среди грома оваций, поклоняясь залу, взволнованно и смущенно, как это делал не раз, поднимается человек, оставшийся непревзойденным, маэстро Ованес Чекиджян. Национальный герой Армении, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и Армении, обладатель множества наград и почетных званий многих стран, он давно уже стал мировой легендой. В армянском хоровом искусстве, которое так удивило и стремительно завоевало мир, Ованес Чекиджян – своего рода символ. Говорить о нем - значит, говорить о капелле и ее сложном пути, поисках, трудностях и победах. И, напротив, история капеллы в последние 62 года неотрывна от судьбы самого маэстро. Капелла и Чекиджян как бы слиты в сознании людей. Для многих они синонимы. Это большая судьба, о которой мечтает любой художник.
А хор в этот вечер пел особенно стройно и красиво. Торжественно и величаво текли звуки. И мне показалось, что каждый сидящей в зале, осознавал, что сегодня, с окончанием концерта, уйдет навсегда и станет историей целая эпоха отечественной музыкальной культуры. Музыка его, высокая и простая, все долгие годы роняла в сердцах людей семена добра, нравственности, красоты.
Сегодня, окидывая взором многие десятилетия плодотворного, ярчайшего пути хора, было бы несправедливо не вспомнить добрым словом Татула Алтуняна – основателя и художественного руководителя Государственной капеллы Армении (1937-39, 1947-49), хоро-дирижера, одного из тех, из кого, по словам Сильвы Капутикян, "слагается родина, потому что родина – это также и люди, которые носят ее в себе". С его именем связано рождение хоровой капеллы Армении, а в 1938 году он организовал ансамбль народной песни и танца, бессменным руководителем которого оставался больше трех десятилетий.
"Алтунян был зрелым музыкантом, прекрасно знал армянский фольклор, более того, он любил этот фольклор всем своим сердцем, а всякое дело, выполненное без любви, оставляет лишь жалкие суррогаты ремесленничества, - пишет в своем очерке об Алтуняне Нелли Саакян. – Татулу Тиграновичу служил огоньком высокий пример Комитаса. Этнографические поездки по Армении стали его жгучей душевной потребностью… Все, что он обрабатывал, тотчас же подхватывали и пели по всей Армении. Потому что это были песни народные, то есть отобранные и выверенные в веках, иногда и тысячелетиях - ведь история у армян незапамятная. Шедевры выходили из народных глубин и приобретали блеск и сверкание новых одежд. Сдержанное импровизаторское перо Татула Алтуняна придавало им блеск. Так вошли в нашу жизнь – и уже навечно – отобранные жемчужины народного мелоса "Марал-марал", "Яман яр", "Сарери овин мерним", "Нубар-нубар", "Крунк", "Киликия"…"
В 1939-44 гг. И 1954-60 гг. ХОР ВОЗГЛАВЛЯЛ ДРУГОЙ ИЗВЕСТНЫЙ ХОРМЕЙСТЕР АРАМ ТЕР-ОВАНЕСЯН. Не бывает в жизни ничем не заполненного пространства. Не может быть его и в истории, в культуре. Искусство мастеров прошлого, если оно находится в обращении, - питательная среда современного творчества. Нет в мире нечего такого, что пришло бы ниоткуда и ушло бы в никуда.
И капелла возникла не на пустом месте. Каждый из хормейстеров, возглавивших ее, внес свою лепту. На арфе времени звучит и их струна. Но полный подъем, расцвет капелла пережила, когда ее возглавил молодой, талантливый хормейстер и дирижер Ованес Чекиджян, приехавший в Армению в 1961 году. В нашей музыкально-хоровой культуре, в духовной музыке он совершил тот же переворот, что совершает реставратор в живописи, когда снимая наслоения времени, воссоздает первозданные краски.
Исполняя сложные сочинения разных эпох и стилей, Академическая капелла под управлением Чекиджяна подняла хоровое искусство на огромную высоту, и тем самым снискала мировую славу, став гордостью национальной музыки. Блестящий контакт с оркестром и хором, богатое чувство ритма и смелый полет интерпретаторской мысли привлекают к нему всеобщий интерес не только в Армении, но и всюду, где выступала капелла.
Люди разных вкусов и поколений единодушны в оценке маэстро: это удивительно ново, сложно, разнообразно. Пришло время – семена дали ростки. И в этих зеленых побегах мы обнаружили с чувством неожиданности и восторга музыку – сильную, чистую, самобытную, удивительнейшим образом связанную с нашим сегодня. И всякий раз – это откровение.
Где бы ни гастролировала капелла - в Москве, Риге, Владивостоке или в европейских столицах – всюду восторженные отзывы: "Хору доступны, кажется, все градации человеческих эмоций - от нежной мечтательности до шекспировской страстности, от легкой шутки до драматизма напряженной борьбы. Богатство вокальных красок, каким и владеет капелла, поистине безгранично. Я могу от души поздравить армянских любителей музыки, которые имеют возможность постоянно слушать хорошую музыку разных композиторов и прежде всего своих соотечественников, в таком прекрасном исполнении", – писал композитор Дмитрий Кабалевский.
"На орбиту вышел новый музыкальный корабль. Команда и командир его энергичны, полны сил и дерзновенных порывов" - так писал после первых гастролей капеллы народный артист СССР Густав Эрнесакс. Это было началом триумфа, который продолжается до сегодняшнего дня. "Хоровое чудо", " выдающий хормейстер" – в такой тональности пишет об армянской капелле и его руководителе пресса планеты. Свыше шести десятилетий длится ее мировая слава, а творческий подвиг маэстро давно стал вершиной и мерилом искусства. Он - целая эпоха в армянской культуре, человек призвания, иначе говоря, человек неизмеримых, необычайных сил. Таких рождает эпоха, принесшая подъем общественного идеала. Этого подъема хватило на всю его жизнь.
НА ПРОТЯЖЕНИИ БОЛЕЕ ШЕСТИ ДЕСЯТКОВ ЛЕТ КАПЕЛЛА ЧЕКИДЖЯНА выступала в самых престижных концертных залах и маэстро всегда оставался душой и сердцем коллектива. Едва ли есть в стране такой хор!
Когда-то, откликаясь на выступление нашей капеллы во Франции, газета "Фигаро" писала: "Ованес Чекиджян - человек, сверкающий как молния. Его порывистым жестам неукоснительно следует капелла. И это проявилось в таком чрезвычайно редко исполняемом произведении, как Stabat Mater Россини. Неизгладимое впечатление производят партии капеллы, где эстетика и высокое мастерство явились настоящим откровением. Звучащие голоса, которые, казалось бы, не подлежат шлифовке, высятся с византийской изысканностью и утонченностью. Звуки то льются, то рассыпаются бисером, фразы то предельно сдержанны, то вдруг начинают звучать с такой пластичностью, о которой мы в Европе не имели представления".
На протяжении долгого творческого пути, не переступая законы хорового искусства, он возвышается над нами и вмещает жизнь в ясные формы, внося вдохновение в стиль, вселяя дух в материю, сливая воедино жизнь и вдохновение.
Об этом свидетельствовал и юбилейный концертный вечер, в котором участвовали сами "виновники торжества" – Национальная академическая капелла под управлением маэстро, Национального героя Армении О. Чекиджяна, Национальный филармонический оркестр, руководимый Эдуардом Топчяном, тенора Перч Каразян, Айк Тонгурян. И еще этот вечер подтвердил: взятая капеллой и его руководителем высокая нота остается и сегодня одной из самых верных, самых звонких в общем музыкальном хоре.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…