В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР – В ДИАЛОГЕ С ШЕКСПИРОМ
"Невозможно предсказать, где и когда в очередной раз состоится пересечение культур. Эпиграфом к роману "И дольше века длится день" великого киргизского писателя Чингиза Айтматова стали строки гения армянского Возрождения Нарекаци", - сказал Акоп Казанчян со сцены Бишкекского русского театра драмы, когда овация, которой, казалось, не будет конца, наконец смолкла. А гремела она в честь создателей спектакля "Король Лир" - совместного российско-армянско – киргизского проекта, осуществленного по инициативе Конфедерации театральных союзов при финансовой поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
Идея поставить великую пьесу величайшего драматурга совместными усилиями возникла не в одночасье. Председатель Конфедерации театральных союзов стран СНГ и президент Московского международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова Валерий Шадрин предложил Акопу Казанчяну осуществить постановку по Шекспиру специально к своему фестивалю, который на будущий год будет состоять исключительно из шекспировских спектаклей.
За финансовой поддержкой обратились в Фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Исполнительный директор фонда Армен Смбатян на инициативу откликнулся, оговорив одно условие: страны Средней Азии за последний период в театральном плане оказались вне фокуса внимания фонда, так что в проекте должна быть задействована одна из них. Так родился спектакль, роли в котором, за исключением одной, главной, исполняют артисты Бишкекского государственного национального русского театра драмы им. Ч. Айтматова. Хореографом спектакля стала Елена Богданович – известный и крайне востребованный постановщик танцев, делавшая их, кстати, и к печально известному "Норд-Осту". Вместе с координатором проекта Екатериной Череминой они представляли российскую сторону. Армян поставили во главу угла – режиссер Акоп Казанчян, сценограф и художник по костюмам Антон Кешишян и исполнитель роли короля Лира заслуженный деятель искусств РА Виген Степанян.
Портрет театра в интерьере
На фоне Бишкека Ереван выглядит мегаполисом. Не в плане территориального масштаба – город, насчитывающий всего 120 лет истории, воспринимается отнюдь не компактно, но в плане ритма жизни. Излишне хорошо одетые толпы на улицах и пробки, складывающиеся из дорогих машин, витрины в центре и сияющая тысячами лампочек вечерне-ночная жизнь – всего этого в Бишкеке не увидишь. С наступлением сумерек здесь все замолкает и замирает.
Нам, гостям, с крайне серьезным выражением лица неоднократно рекомендовалось не устраивать променадов после восьми вечера – опасно. Хотя гулять хочется, поскольку киргизская столица словно состоит из одного грандиозного парка, местами пересекающегося широкими проспектами и улицами. Бесконечные хороводы деревьев, фонтаны, яркие ковры газонов, парковая скульптура, количество которой сторицей восполняет ее качество. После дождя, пошедшего, как нам объяснили, впервые за пять месяцев, воздух в городе был такой, какой у нас вдохнешь разве что в Дилижане. Впрочем, буйство зелени – единственное, чему можно было позавидовать, по крайней мере на первый взгляд ереванцу, приехавшему в Бишкек в краткосрочную командировку.
Ну а театры… Касательно всех их, прописанных на территории бывшего Союза, можно перефразировать Толстого: каждый счастливый театр счастлив по-своему, все несчастные театры несчастливы одинаково. Разве что в Кыргызстане театров значительно меньше, чем в Армении, и их государству они нужны еще меньше, чем нашему. Как нам рассказали, в парламенте даже специально обсуждался вопрос закрытия оперного театра как "несоответствующего национальному менталитету и традициям"…
Что до Русского театра, он вообще готов был приказать долго жить, если бы не появился человек, который решил приказать ему просто жить. И здесь можно было увидеть воочию все плюсы и минусы перехода театра в руки частного капитала. Ибо директор Бишкекского русского театра Борис Воробьев – первый официальный долларовый миллионер Кыргызстана. И уж поверьте, эстетствующий миллионщик, возжелавший обзавестись театром, – страшная сила. Уже на подходах к театру над большой афишей "Король Лир" можно было увидеть растяжку не меньших размеров – "Цари династии Романовых": со стен широчайшего фойе на входящих взирали с портретов, отпечатанных на плоттерах и увеличенных в десятки раз, августейшие представители императорского дома. Отдельную стену занимали изображенные некогда придворными художниками сцены коронаций, миропомазаний и венчаний. Словом, выставка. Далее ереванских гостей провели в гостевую. Мадам Помпадур лопнула бы от зависти! Барочная белая мебель сочеталась здесь с китайскими вазами династии Цзинь, потолок – опять же слава плоттеру – воспроизводил своды Сикстинской капеллы, а стены трещали под тяжестью непомерно увеличенных шедевров Возрождения. Вот в такой роскоши и живут артисты театра, выпуская от восьми до двенадцати спектаклей в год под чутким руководством и в соответствии со вкусами Бориса Дмитриевича.
Приезд коллег из Еревана и Москвы взорвал мирную жизнь театра. И для очень профессиональной труппы выпустить спектакль за месяц – ситуация форс-мажорная. А уж театру вальяжного миллионера вообще пришлось пережить шок. Только два свободных дня за месяц с лишним, репетиции на нон-стопе, режиссер, который четко знает, чего хочет, и дерет семь шкур, добиваясь выполнения поставленных задач, хореограф, требующий тренажей, достойных балетной премьеры, главный исполнитель, который приходит всегда абсолютно готовый и заводит всех с пол-оборота. Стоит ли удивляться, что молодые артисты театра – а их в спектакле было абсолютное большинство – смотрели на Акопа Казанчяна и Вигена Степаняна влюбленными глазами, какими новичок смотрит на гуру, проявляли готовность репетировать круглосуточно. А при расставании было пролито столько слез и высказано столько надежд на новые творческие встречи!
Король Лир в мышеловке и – на гребне успеха
Настолько отличаются структурные основания и интонация постановок великих произведений от буквы автора? Слишком уж изменились представления о роковом и инфернальном за сотни лет.
Что двигало Казанчяном в постановке? Рок античных трагедий и зло шекспировских драм или агрессивная воля современных социально психологических пьес? Во всяком случае его Лир не фатальный герой, не прозревающий монстр и не сверхчеловек. Словно продолжая когда-то начатую в постановке "Гамлета" тему, режиссер делает спектакль о человеке в мышеловке. Лир и не думал отрекаться от власти – это вышло как-то само собой: в угаре карточной игры королю взбрела в голову фанаберия, а потом дверь словно им же на себя поставленной мышеловки захлопнулась неотвратимо. И воцарилась власть не Гонерильи, Реганы и Эдмунда, но безвластье. Угар расхристанной, дикой толпы...
В спектакле Акопа Казанчяна нет Шута – верного спутника и alter ego уже перерожденного короля. Вернее, шут в спектакле не один, не обозначенный в действующих лицах пьесы. Шуты – это толпа, это шуты вдвойне или, точнее, шуты наполовину. Не шекспировские умные шуты, но балаганные шуты без царя в голове, не понимающие, что они ничтожны и нелепы. Это шуты-холопы - дерзости в них нет, а есть лишь развязность. Интермедия в начале второго акта на грани карикатуры – но и на грани шекспирианы. С мыслью о том, как быстро забывается великое и воцаряются нули.
Король Лир – роль, неожиданная для Вигена Степаняна и знающего его зрителя. Совершенно освобожденный от ложного пафоса, актер тем не менее говорит так, словно стоит на краю обрыва. Он запрокидывает голову – кажется, упадет. Он играет иссякающую энергию души, которая взметнулась последним усилием и вот-вот сорвется кубарем вниз. Тот миг, когда душа еще ликует, наполненная своей славой, и когда она уже скорбит, предчувствуя боль и позор своего падения... После слепых вспышек ярости ему не хочется жить, но в своей хриплой ярости и в своей молчаливой тоске он обезоруживающе человечен. И чем лучше, чем пронзительнее играет актер, тем меньше он похож на трагика архаического или модернистского стиля. Пуристски настроенным театральным и книжным людям этого не понять.
Впрочем, в мышеловке, куда Лир попал, спектаклей не ставят и книг не пишут. Наоборот, их вышвыривают из окон, дверей, с крыши замка, силуэт которого вдруг обозначается на заднике. Декорация Антона Кешишяна, на первый взгляд кажущаяся предельно лаконичной, оказалась шкатулкой с секретами. Спускающиеся с трех штанкетов полотнища превращались в звериные шкуры, нищенское тряпье, дворец, на стенах которого плясали кровавые тени, создавали глубину и перспективу, поочередно заполняли сцену и обнажали ее, как погост. А хореография Елены Богданович не просто придавала спектаклю визуальный шик, но с экспрессивной выразительностью раскрывала глубину образов - самого Лира, дочерей короля, Эдмунда. Хотя для молодых актеров Рины Римской, Кристины Бардаковой, Татьяны Горобченко и Марка Гликмана уроки армянских мэтров не прошли даром, и ансамбль в спектакле состоялся.
Зритель был в экстазе. Плакали и смеялись по ходу действа, аплодируя каждой найденной режиссерской точке, каждому эмоциональному актерскому порыву, а когда зазвучал финальный аккорд, зал взорвала овация, которую удалось остановить только после неоднократных просьб успокоиться и послушать выступающих. Создателей спектакля поздравляли официальные лица - заместитель министра культуры Республики Кыргызстан и приехавший на премьеру Валерий Шадрин.
Приветствовал это прекрасное начинание и исполнительный директор МФГС Армен Смбатян: "Мне доставляет большое удовольствие поздравить всех нас с успехом большой и сложной творческой работы – совместной российско-армяно-киргизской театральной постановки спектакля "Король Лир". Бессмертное шекспировское творение заиграло новыми красками и открыло новые глубокие смыслы благодаря диалогу национальных театральных традиций и творческому содружеству выдающихся театральных деятелей трех стран – Армении, Кыргызстана и России. Развитие такого диалога культур всех стран Содружества и есть миссия МФГС. Позвольте от души поблагодарить за это весь коллектив театра, Министерство культуры и туризма Республики Кыргызстан, постановщика спектакля Акопа Казанчяна, президента Международной конфедерации театральных союзов Валерия Шадрина".
В будущем году "Королю Лиру" предстоит турне по странам СНГ. Гастрольный график пока утверждается. Но как бы он ни сложился, ереванский зритель непременно увидит замечательную работу "наших людей в Гаване". Скорее всего, это случится уже следующей осенью. Ведь у нас есть Шекспировский фестиваль!
Ереван – Бишкек - Ереван
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-04-27 10:263075
Власть несменяемая суть плохо. У власти несменяемой неизбежная перспектива превратиться во власть невменяемую. Со всеми вытекающими последствиями. А когда власть невменяема изначально? Когда изначально невменяемая власть грозит стать несменяемой? Тогда цена воплощения в жизнь проектов ее клинико-утопического мышления - большая кровь, страшная жатва, которую мы трагически наблюдали и наблюдаем в Арцахе и на все больше съеживающихся границах Армении.
-
2023-04-27 10:206160
В свое полное совершеннолетие, 21 год, Ереванский Международный театральный фестиваль ARMMONO, который возьмет старт 28 апреля, достает из широких штанин дубликатом бесценного груза красную книжицу в твердом переплете. Это не просто буклет фестиваля. Это - инстабук! Директор ARMMONO Марианна МХИТАРЯН уверена, что театр должен не только вслушиваться и слышать свое время, но непременно шагать с ним в ногу во всех смыслах, иначе и не заметишь, как собьешься с ноги.
-
2023-04-22 10:514518
Кто платит деньги, тот заказывает музыку... Международный театральный фестиваль в Гюмри, который пройдет при очень нехилой финансовой поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения, мэрии Еревана, мэрии Гюмри и областной администрации Ширака - всех "сопредельных" государственных структур - можно было бы назвать редким здоровым проявлением культурной политики. Если бы только в бочку меда не добавили большую ложку дегтя, и к здоровой культурной политике не присоседилась бы просто политика. Точнее, не "просто", а политика подлая, то есть актуальная, в данном контексте таки откровенно кощунственная.
-
2023-04-19 10:202960
Наш Государственный Русский театр им. Станиславского оказался в первой десятке зарубежных театров, которые в этом году получат серьезную финансовую поддержку от Российской Федерации - на техническое переоснащение и на постановки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-02-22 10:484304
Долгая овация, которой два вечера подряд удостаивала видавшая виды миланская театральная публика Милана спектакль "Король на площади" Ереванского Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна - таков первый итог участия нашего театра в Международном фестивале-конкурсе имени Терезы Помодоро.
-
2023-01-21 09:502385
До 27 марта, а значит Международного дня театра и церемонии награждения театральной премией "Артавазд", еще два с лишним месяца. Но сани, как известно, готовят летом, и в Союзе театральных деятелей Армении состоялось расширенное заседание правления с целевой повесткой - "Артавазд"!
-
2022-12-10 10:424256
"Почему у тебя сделались такие большие глаза, будто ты увидел цену на очищенные орехи?" - спросила домработница у брата главного героя Адика из телепостановки, где роль другого брата играет бывший мэр Еревана Айк Марутян. "Каргин сериал" недавно в 101 раз показали по телеканалу "Армения", а большие глаза, как у Адика, сделались у всех, кто узнал о том, что Айко готовится к московским гастролям. Может, в самом деле, готовится, а может, специально тиражирует подобную информацию, чтобы обеспечить приток зрителей на свой моноспектакль под названием "Градоначальник".
-
2022-12-07 14:145248
"Это о-о-очень приятно! Очень приятно, что мы стали лауреатами в этой номинации. Театру нашему в этом году 85 лет. Мы работаем много, сложно, по-разному, но, в основном, счастливо. Спасибо театру Вахтангова, спасибо этой премии", - говорил художественный руководитель ереванского Русского театра Карен Нерсисян 5 декабря со сцены прославленного московского театра им. Евгения Вахтангова. Именно там проходила церемония награждения ежегодной премией "Звезда Театрала". И именно с этой прославленной сцены было объявлено: Государственный Русский драматический театр им. К.С. Станиславского - победитель в номинации "Лучший русский театр за рубежом".