В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР – В ДИАЛОГЕ С ШЕКСПИРОМ
"Невозможно предсказать, где и когда в очередной раз состоится пересечение культур. Эпиграфом к роману "И дольше века длится день" великого киргизского писателя Чингиза Айтматова стали строки гения армянского Возрождения Нарекаци", - сказал Акоп Казанчян со сцены Бишкекского русского театра драмы, когда овация, которой, казалось, не будет конца, наконец смолкла. А гремела она в честь создателей спектакля "Король Лир" - совместного российско-армянско – киргизского проекта, осуществленного по инициативе Конфедерации театральных союзов при финансовой поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
Идея поставить великую пьесу величайшего драматурга совместными усилиями возникла не в одночасье. Председатель Конфедерации театральных союзов стран СНГ и президент Московского международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова Валерий Шадрин предложил Акопу Казанчяну осуществить постановку по Шекспиру специально к своему фестивалю, который на будущий год будет состоять исключительно из шекспировских спектаклей.
За финансовой поддержкой обратились в Фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Исполнительный директор фонда Армен Смбатян на инициативу откликнулся, оговорив одно условие: страны Средней Азии за последний период в театральном плане оказались вне фокуса внимания фонда, так что в проекте должна быть задействована одна из них. Так родился спектакль, роли в котором, за исключением одной, главной, исполняют артисты Бишкекского государственного национального русского театра драмы им. Ч. Айтматова. Хореографом спектакля стала Елена Богданович – известный и крайне востребованный постановщик танцев, делавшая их, кстати, и к печально известному "Норд-Осту". Вместе с координатором проекта Екатериной Череминой они представляли российскую сторону. Армян поставили во главу угла – режиссер Акоп Казанчян, сценограф и художник по костюмам Антон Кешишян и исполнитель роли короля Лира заслуженный деятель искусств РА Виген Степанян.
Портрет театра в интерьере
На фоне Бишкека Ереван выглядит мегаполисом. Не в плане территориального масштаба – город, насчитывающий всего 120 лет истории, воспринимается отнюдь не компактно, но в плане ритма жизни. Излишне хорошо одетые толпы на улицах и пробки, складывающиеся из дорогих машин, витрины в центре и сияющая тысячами лампочек вечерне-ночная жизнь – всего этого в Бишкеке не увидишь. С наступлением сумерек здесь все замолкает и замирает.
Нам, гостям, с крайне серьезным выражением лица неоднократно рекомендовалось не устраивать променадов после восьми вечера – опасно. Хотя гулять хочется, поскольку киргизская столица словно состоит из одного грандиозного парка, местами пересекающегося широкими проспектами и улицами. Бесконечные хороводы деревьев, фонтаны, яркие ковры газонов, парковая скульптура, количество которой сторицей восполняет ее качество. После дождя, пошедшего, как нам объяснили, впервые за пять месяцев, воздух в городе был такой, какой у нас вдохнешь разве что в Дилижане. Впрочем, буйство зелени – единственное, чему можно было позавидовать, по крайней мере на первый взгляд ереванцу, приехавшему в Бишкек в краткосрочную командировку.
Ну а театры… Касательно всех их, прописанных на территории бывшего Союза, можно перефразировать Толстого: каждый счастливый театр счастлив по-своему, все несчастные театры несчастливы одинаково. Разве что в Кыргызстане театров значительно меньше, чем в Армении, и их государству они нужны еще меньше, чем нашему. Как нам рассказали, в парламенте даже специально обсуждался вопрос закрытия оперного театра как "несоответствующего национальному менталитету и традициям"…
Что до Русского театра, он вообще готов был приказать долго жить, если бы не появился человек, который решил приказать ему просто жить. И здесь можно было увидеть воочию все плюсы и минусы перехода театра в руки частного капитала. Ибо директор Бишкекского русского театра Борис Воробьев – первый официальный долларовый миллионер Кыргызстана. И уж поверьте, эстетствующий миллионщик, возжелавший обзавестись театром, – страшная сила. Уже на подходах к театру над большой афишей "Король Лир" можно было увидеть растяжку не меньших размеров – "Цари династии Романовых": со стен широчайшего фойе на входящих взирали с портретов, отпечатанных на плоттерах и увеличенных в десятки раз, августейшие представители императорского дома. Отдельную стену занимали изображенные некогда придворными художниками сцены коронаций, миропомазаний и венчаний. Словом, выставка. Далее ереванских гостей провели в гостевую. Мадам Помпадур лопнула бы от зависти! Барочная белая мебель сочеталась здесь с китайскими вазами династии Цзинь, потолок – опять же слава плоттеру – воспроизводил своды Сикстинской капеллы, а стены трещали под тяжестью непомерно увеличенных шедевров Возрождения. Вот в такой роскоши и живут артисты театра, выпуская от восьми до двенадцати спектаклей в год под чутким руководством и в соответствии со вкусами Бориса Дмитриевича.
Приезд коллег из Еревана и Москвы взорвал мирную жизнь театра. И для очень профессиональной труппы выпустить спектакль за месяц – ситуация форс-мажорная. А уж театру вальяжного миллионера вообще пришлось пережить шок. Только два свободных дня за месяц с лишним, репетиции на нон-стопе, режиссер, который четко знает, чего хочет, и дерет семь шкур, добиваясь выполнения поставленных задач, хореограф, требующий тренажей, достойных балетной премьеры, главный исполнитель, который приходит всегда абсолютно готовый и заводит всех с пол-оборота. Стоит ли удивляться, что молодые артисты театра – а их в спектакле было абсолютное большинство – смотрели на Акопа Казанчяна и Вигена Степаняна влюбленными глазами, какими новичок смотрит на гуру, проявляли готовность репетировать круглосуточно. А при расставании было пролито столько слез и высказано столько надежд на новые творческие встречи!
Король Лир в мышеловке и – на гребне успеха
Настолько отличаются структурные основания и интонация постановок великих произведений от буквы автора? Слишком уж изменились представления о роковом и инфернальном за сотни лет.
Что двигало Казанчяном в постановке? Рок античных трагедий и зло шекспировских драм или агрессивная воля современных социально психологических пьес? Во всяком случае его Лир не фатальный герой, не прозревающий монстр и не сверхчеловек. Словно продолжая когда-то начатую в постановке "Гамлета" тему, режиссер делает спектакль о человеке в мышеловке. Лир и не думал отрекаться от власти – это вышло как-то само собой: в угаре карточной игры королю взбрела в голову фанаберия, а потом дверь словно им же на себя поставленной мышеловки захлопнулась неотвратимо. И воцарилась власть не Гонерильи, Реганы и Эдмунда, но безвластье. Угар расхристанной, дикой толпы...
В спектакле Акопа Казанчяна нет Шута – верного спутника и alter ego уже перерожденного короля. Вернее, шут в спектакле не один, не обозначенный в действующих лицах пьесы. Шуты – это толпа, это шуты вдвойне или, точнее, шуты наполовину. Не шекспировские умные шуты, но балаганные шуты без царя в голове, не понимающие, что они ничтожны и нелепы. Это шуты-холопы - дерзости в них нет, а есть лишь развязность. Интермедия в начале второго акта на грани карикатуры – но и на грани шекспирианы. С мыслью о том, как быстро забывается великое и воцаряются нули.
Король Лир – роль, неожиданная для Вигена Степаняна и знающего его зрителя. Совершенно освобожденный от ложного пафоса, актер тем не менее говорит так, словно стоит на краю обрыва. Он запрокидывает голову – кажется, упадет. Он играет иссякающую энергию души, которая взметнулась последним усилием и вот-вот сорвется кубарем вниз. Тот миг, когда душа еще ликует, наполненная своей славой, и когда она уже скорбит, предчувствуя боль и позор своего падения... После слепых вспышек ярости ему не хочется жить, но в своей хриплой ярости и в своей молчаливой тоске он обезоруживающе человечен. И чем лучше, чем пронзительнее играет актер, тем меньше он похож на трагика архаического или модернистского стиля. Пуристски настроенным театральным и книжным людям этого не понять.
Впрочем, в мышеловке, куда Лир попал, спектаклей не ставят и книг не пишут. Наоборот, их вышвыривают из окон, дверей, с крыши замка, силуэт которого вдруг обозначается на заднике. Декорация Антона Кешишяна, на первый взгляд кажущаяся предельно лаконичной, оказалась шкатулкой с секретами. Спускающиеся с трех штанкетов полотнища превращались в звериные шкуры, нищенское тряпье, дворец, на стенах которого плясали кровавые тени, создавали глубину и перспективу, поочередно заполняли сцену и обнажали ее, как погост. А хореография Елены Богданович не просто придавала спектаклю визуальный шик, но с экспрессивной выразительностью раскрывала глубину образов - самого Лира, дочерей короля, Эдмунда. Хотя для молодых актеров Рины Римской, Кристины Бардаковой, Татьяны Горобченко и Марка Гликмана уроки армянских мэтров не прошли даром, и ансамбль в спектакле состоялся.
Зритель был в экстазе. Плакали и смеялись по ходу действа, аплодируя каждой найденной режиссерской точке, каждому эмоциональному актерскому порыву, а когда зазвучал финальный аккорд, зал взорвала овация, которую удалось остановить только после неоднократных просьб успокоиться и послушать выступающих. Создателей спектакля поздравляли официальные лица - заместитель министра культуры Республики Кыргызстан и приехавший на премьеру Валерий Шадрин.
Приветствовал это прекрасное начинание и исполнительный директор МФГС Армен Смбатян: "Мне доставляет большое удовольствие поздравить всех нас с успехом большой и сложной творческой работы – совместной российско-армяно-киргизской театральной постановки спектакля "Король Лир". Бессмертное шекспировское творение заиграло новыми красками и открыло новые глубокие смыслы благодаря диалогу национальных театральных традиций и творческому содружеству выдающихся театральных деятелей трех стран – Армении, Кыргызстана и России. Развитие такого диалога культур всех стран Содружества и есть миссия МФГС. Позвольте от души поблагодарить за это весь коллектив театра, Министерство культуры и туризма Республики Кыргызстан, постановщика спектакля Акопа Казанчяна, президента Международной конфедерации театральных союзов Валерия Шадрина".
В будущем году "Королю Лиру" предстоит турне по странам СНГ. Гастрольный график пока утверждается. Но как бы он ни сложился, ереванский зритель непременно увидит замечательную работу "наших людей в Гаване". Скорее всего, это случится уже следующей осенью. Ведь у нас есть Шекспировский фестиваль!
Ереван – Бишкек - Ереван
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-02 09:42
Спектакли режиссера Карапета БАЛЯНА в Ереване теперь можно чаще увидеть в рамках наших международных фестивалей и в исполнении иностранных трупп. Что касается руководимого им ереванского Международного театрального Шекспировского фестиваля, то он уже два года, как исчез из столичной культурной панорамы по причинам, которые вряд ли стоит объяснять. Тем не менее, арт-деятель рук не опускает и намерен провести в 2025 году не только Шекспировский, но запустить новый большой фестивальный проект.
-
2024-11-28 09:53
Пластика доблести, красоты и возвышенной мысли. Музыка эпоса и музыка туманяновской строфы. Танцы гурий, звон копыт и мечей, лучи восходящего солнца, в которых происходит рождение Героя. И все это в новой продукции ереванского Международного театрального фестиваля ARMMONO - спектакле "Давид Сасунский". Им откроется осенняя сессия монофорума. Директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН уверена, что в Армении моножанр переживает невиданный подъем.
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-05-09 11:04
Нам, увы, не стоит объяснять, что такое экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы. В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.