Последние новости

В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР – В ДИАЛОГЕ С ШЕКСПИРОМ

"Невозможно предсказать, где и когда в очередной раз состоится пересечение культур. Эпиграфом к роману "И дольше века длится день" великого киргизского писателя Чингиза Айтматова стали строки гения армянского Возрождения Нарекаци", - сказал Акоп Казанчян со сцены Бишкекского русского театра драмы, когда овация, которой, казалось, не будет конца, наконец смолкла. А гремела она в честь создателей спектакля "Король Лир" - совместного российско-армянско – киргизского проекта, осуществленного по инициативе Конфедерации театральных союзов при финансовой поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

Идея поставить великую пьесу величайшего драматурга совместными усилиями возникла не в одночасье. Председатель Конфедерации театральных союзов стран СНГ и президент Московского международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова Валерий Шадрин предложил Акопу Казанчяну осуществить постановку по Шекспиру специально к своему фестивалю, который на будущий год будет состоять исключительно из шекспировских спектаклей.

За финансовой поддержкой обратились в Фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Исполнительный директор фонда Армен Смбатян на инициативу откликнулся, оговорив одно условие: страны Средней Азии за последний период в театральном плане оказались вне фокуса внимания фонда, так что в проекте должна быть задействована одна из них. Так родился спектакль, роли в котором, за исключением одной, главной, исполняют артисты Бишкекского государственного национального русского театра драмы им. Ч. Айтматова. Хореографом спектакля стала Елена Богданович – известный и крайне востребованный постановщик танцев, делавшая их, кстати, и к печально известному "Норд-Осту". Вместе с координатором проекта Екатериной Череминой они представляли российскую сторону. Армян поставили во главу угла – режиссер Акоп Казанчян, сценограф и художник по костюмам Антон Кешишян и исполнитель роли короля Лира заслуженный деятель искусств РА Виген Степанян.

Портрет театра в интерьере

На фоне Бишкека Ереван выглядит мегаполисом. Не в плане территориального масштаба – город, насчитывающий всего 120 лет истории, воспринимается отнюдь не компактно, но в плане ритма жизни. Излишне хорошо одетые толпы на улицах и пробки, складывающиеся из дорогих машин, витрины в центре и сияющая тысячами лампочек вечерне-ночная жизнь – всего этого в Бишкеке не увидишь. С наступлением сумерек здесь все замолкает и замирает.

Нам, гостям, с крайне серьезным выражением лица неоднократно рекомендовалось не устраивать променадов после восьми вечера – опасно. Хотя гулять хочется, поскольку киргизская столица словно состоит из одного грандиозного парка, местами пересекающегося широкими проспектами и улицами. Бесконечные хороводы деревьев, фонтаны, яркие ковры газонов, парковая скульптура, количество которой сторицей восполняет ее качество. После дождя, пошедшего, как нам объяснили, впервые за пять месяцев, воздух в городе был такой, какой у нас вдохнешь разве что в Дилижане. Впрочем, буйство зелени – единственное, чему можно было позавидовать, по крайней мере на первый взгляд ереванцу, приехавшему в Бишкек в краткосрочную командировку.

Ну а театры… Касательно всех их, прописанных на территории бывшего Союза, можно перефразировать Толстого: каждый счастливый театр счастлив по-своему, все несчастные театры несчастливы одинаково. Разве что в Кыргызстане театров значительно меньше, чем в Армении, и их государству они нужны еще меньше, чем нашему. Как нам рассказали, в парламенте даже специально обсуждался вопрос закрытия оперного театра как "несоответствующего национальному менталитету и традициям"…

Что до Русского театра, он вообще готов был приказать долго жить, если бы не появился человек, который решил приказать ему просто жить. И здесь можно было увидеть воочию все плюсы и минусы перехода театра в руки частного капитала. Ибо директор Бишкекского русского театра Борис Воробьев – первый официальный долларовый миллионер Кыргызстана. И уж поверьте, эстетствующий миллионщик, возжелавший обзавестись театром, – страшная сила. Уже на подходах к театру над большой афишей "Король Лир" можно было увидеть растяжку не меньших размеров – "Цари династии Романовых": со стен широчайшего фойе на входящих взирали с портретов, отпечатанных на плоттерах и увеличенных в десятки раз, августейшие представители императорского дома. Отдельную стену занимали изображенные некогда придворными художниками сцены коронаций, миропомазаний и венчаний. Словом, выставка. Далее ереванских гостей провели в гостевую. Мадам Помпадур лопнула бы от зависти! Барочная белая мебель сочеталась здесь с китайскими вазами династии Цзинь, потолок – опять же слава плоттеру – воспроизводил своды Сикстинской капеллы, а стены трещали под тяжестью непомерно увеличенных шедевров Возрождения. Вот в такой роскоши и живут артисты театра, выпуская от восьми до двенадцати спектаклей в год под чутким руководством и в соответствии со вкусами Бориса Дмитриевича.

Приезд коллег из Еревана и Москвы взорвал мирную жизнь театра. И для очень профессиональной труппы выпустить спектакль за месяц – ситуация форс-мажорная. А уж театру вальяжного миллионера вообще пришлось пережить шок. Только два свободных дня за месяц с лишним, репетиции на нон-стопе, режиссер, который четко знает, чего хочет, и дерет семь шкур, добиваясь выполнения поставленных задач, хореограф, требующий тренажей, достойных балетной премьеры, главный исполнитель, который приходит всегда абсолютно готовый и заводит всех с пол-оборота. Стоит ли удивляться, что молодые артисты театра – а их в спектакле было абсолютное большинство – смотрели на Акопа Казанчяна и Вигена Степаняна влюбленными глазами, какими новичок смотрит на гуру, проявляли готовность репетировать круглосуточно. А при расставании было пролито столько слез и высказано столько надежд на новые творческие встречи!

Король Лир в мышеловке и – на гребне успеха

Настолько отличаются структурные основания и интонация постановок великих произведений от буквы автора? Слишком уж изменились представления о роковом и инфернальном за сотни лет.

Что двигало Казанчяном в постановке? Рок античных трагедий и зло шекспировских драм или агрессивная воля современных социально психологических пьес? Во всяком случае его Лир не фатальный герой, не прозревающий монстр и не сверхчеловек. Словно продолжая когда-то начатую в постановке "Гамлета" тему, режиссер делает спектакль о человеке в мышеловке. Лир и не думал отрекаться от власти – это вышло как-то само собой: в угаре карточной игры королю взбрела в голову фанаберия, а потом дверь словно им же на себя поставленной мышеловки захлопнулась неотвратимо. И воцарилась власть не Гонерильи, Реганы и Эдмунда, но безвластье. Угар расхристанной, дикой толпы...

В спектакле Акопа Казанчяна нет Шута – верного спутника и alter ego уже перерожденного короля. Вернее, шут в спектакле не один, не обозначенный в действующих лицах пьесы. Шуты – это толпа, это шуты вдвойне или, точнее, шуты наполовину. Не шекспировские умные шуты, но балаганные шуты без царя в голове, не понимающие, что они ничтожны и нелепы. Это шуты-холопы - дерзости в них нет, а есть лишь развязность. Интермедия в начале второго акта на грани карикатуры – но и на грани шекспирианы. С мыслью о том, как быстро забывается великое и воцаряются нули.

Король Лир – роль, неожиданная для Вигена Степаняна и знающего его зрителя. Совершенно освобожденный от ложного пафоса, актер тем не менее говорит так, словно стоит на краю обрыва. Он запрокидывает голову – кажется, упадет. Он играет иссякающую энергию души, которая взметнулась последним усилием и вот-вот сорвется кубарем вниз. Тот миг, когда душа еще ликует, наполненная своей славой, и когда она уже скорбит, предчувствуя боль и позор своего падения... После слепых вспышек ярости ему не хочется жить, но в своей хриплой ярости и в своей молчаливой тоске он обезоруживающе человечен. И чем лучше, чем пронзительнее играет актер, тем меньше он похож на трагика архаического или модернистского стиля. Пуристски настроенным театральным и книжным людям этого не понять.

Впрочем, в мышеловке, куда Лир попал, спектаклей не ставят и книг не пишут. Наоборот, их вышвыривают из окон, дверей, с крыши замка, силуэт которого вдруг обозначается на заднике. Декорация Антона Кешишяна, на первый взгляд кажущаяся предельно лаконичной, оказалась шкатулкой с секретами. Спускающиеся с трех штанкетов полотнища превращались в звериные шкуры, нищенское тряпье, дворец, на стенах которого плясали кровавые тени, создавали глубину и перспективу, поочередно заполняли сцену и обнажали ее, как погост. А хореография Елены Богданович не просто придавала спектаклю визуальный шик, но с экспрессивной выразительностью раскрывала глубину образов - самого Лира, дочерей короля, Эдмунда. Хотя для молодых актеров Рины Римской, Кристины Бардаковой, Татьяны Горобченко и Марка Гликмана уроки армянских мэтров не прошли даром, и ансамбль в спектакле состоялся.

Зритель был в экстазе. Плакали и смеялись по ходу действа, аплодируя каждой найденной режиссерской точке, каждому эмоциональному актерскому порыву, а когда зазвучал финальный аккорд, зал взорвала овация, которую удалось остановить только после неоднократных просьб успокоиться и послушать выступающих. Создателей спектакля поздравляли официальные лица - заместитель министра культуры Республики Кыргызстан и приехавший на премьеру Валерий Шадрин.

Приветствовал это прекрасное начинание и исполнительный директор МФГС Армен Смбатян: "Мне доставляет большое удовольствие поздравить всех нас с успехом большой и сложной творческой работы – совместной российско-армяно-киргизской театральной постановки спектакля "Король Лир". Бессмертное шекспировское творение заиграло новыми красками и открыло новые глубокие смыслы благодаря диалогу национальных театральных традиций и творческому содружеству выдающихся театральных деятелей трех стран – Армении, Кыргызстана и России. Развитие такого диалога культур всех стран Содружества и есть миссия МФГС. Позвольте от души поблагодарить за это весь коллектив театра, Министерство культуры и туризма Республики Кыргызстан, постановщика спектакля Акопа Казанчяна, президента Международной конфедерации театральных союзов Валерия Шадрина".

В будущем году "Королю Лиру" предстоит турне по странам СНГ. Гастрольный график пока утверждается. Но как бы он ни сложился, ереванский зритель непременно увидит замечательную работу "наших людей в Гаване". Скорее всего, это случится уже следующей осенью. Ведь у нас есть Шекспировский фестиваль!

Ереван – Бишкек - Ереван

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ
      2024-07-11 09:36

      65-летие режиссера, творческого руководителя Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна, председателя Союза театральных деятелей Армении, заслуженного деятеля искусств РА Акоба КАЗАНЧЯНА прошло без особой помпы - показ нового спектакля юбиляра и прекрасный многолюдный вечер. Круглая дата и стала поводом к серьезному разговору с деятелем армянского театра, сделавшему для него так много, что и не перечислишь.

    • МИКАЕЛ ПОГОСЯН: 70 ЛЕТ И 100 ЖИЗНЕЙ
      2024-07-10 10:13

      "Мы - люди одного поколения, ереванцы одного поколения, которые жили в этом городе и несли этот город в душе. За эти годы менялись и мы, и город, а любовь к нему оставалась неизменной. Сегодня мы будем смотреть фильм - такой альманах всего актерского и режиссерского творчества Микаела Погосяна. В этом фильме - жизнь артиста. И наши воспоминания... А еще мне хочется сказать, что Микаел Погосян - это артист, художник, который не боится времени. Времени, которое экзаменует и бросает вызовы. А он отвечает на вызов вызовом. Способность ответить на вызов вызовом - в этом суть актуального искусства", - говорил писатель и кинокритик Давид Мурадян со сцены Дома кино.

    • ... И ВСЕ ХОРОШЕЕ В СЕБЕ - "СХОМЯЧИЛИ "
      2024-07-01 09:41

      Кажется, не питающий по поводу людского сообщества иллюзий Фридрих Ницше когда-то заметил, что налет цивилизации на человеке много тоньше яблочной кожуры... Примерно об этом поставленный Арсеном ХАЧАТРЯНОМ спектакль "БОГ РЕЗНИ", премьера которого состоялась недавно на сцене Русского драматического театра им. Станиславского.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.