Последние новости

"ГАМЛЕТ - СУБСТАНЦИЯ ДУШИ"

"Он настолько доверяет природе каждого артиста, что ты себя чувствуешь во много раз талантливее, тебе кажется, что ты можешь все!"... "Он мощнейший "интуит", он – шаман, маг, чародей"... "Я считаю его лучшим режиссером этого поколения. Он по-настоящему живой, ищущий", - так отзываются о нем коллеги по театральному цеху.

ЮРИЙ БУТУСОВ - ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ РЕЖИССЕРОВ СОВРЕМЕННОСТИ, маг театра, великий интерпретатор Шекспира, Чехова, Брехта. Его спектакли шли и идут на самых авторитетных сценах, он многократный обладатель "Золотой маски" и "Чайки", "Золотого софита" и "Хрустальной Турандот".

В 2008 году его спектакль "Гамлет", поставленный со звездным составом - М. Трухин, К. Хабенский, М. Пореченков - на сцене МХТ им. Чехова был гостем Ереванского Международного Шекспировского фестиваля. Гостем нынешнего Шекспировского стал сам Юрий Бутусов, встреча с которым состоялась в рамках фестиваля в ЕрГИТиК-е.

"Когда необъяснимость важнее объяснимости"

- Я много занимался Шекспиром. Два раза ставил "Короля Лира", делал "Ричарда Третьего", "Мера за меру", "Отелло". И еще "Макбет" - кино, которое идет порядка 5 часов, довольно значимая для меня работа. Дважды я обращался к "Гамлету", и один из них, мхатовский, был здесь, в Ереване.

В ШЕКСПИРЕ НАСТОЛЬКО ОБОСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, настолько мощные психофизические и эмоциональные процессы, столько правды про человека! Скажем, в "Ричарде". Очень трудно поверить в то, что леди Анна отдается на могиле своего мужа какому-то горбуну. Самый простой ответ - она женщина... с низкой социальной ответственностью. Но это самый легкий и самый плохой ответ. Совершенно не в этом дело! Настолько там высокое напряжение чувств, мысли, Ричард обладает настолько колоссальной силой. Это трудно понимаемое человеком состояние, но это и есть правда! И у Шекспира этого очень много. Вот как найти ответ на вопрос почему Изабелла в "Мере за меру" не отдает своей девственности даже в том случае, когда это ведет к смерти ее брата? Это что у нее внутри?! Как это играть?! Ведь чтобы спасти жизнь - это кажется таким очевидным! Но у Шекспира это не так линейно. И сам поиск ответа превращается в смысл.

Вот Гамлет - он находится в ситуации незнания. Об убийстве ему рассказывает потустороннее существо - это же не уголовное расследование, в котором представлены факты. И в этом вся мука, и в этом смысл человеческого существования. На стыке психологии и воображения, страха и утопии, любви, ненависти, желания - вот в этой точке и находится Гамлет.

Сейчас скажу вещь, которая многим не понравится. Мне кажется, что порой незнание, непоследовательность, необъяснимость гораздо важнее знания, последовательности, объяснимости. В этом и конфликт театра, ведь человек всегда требует конкретики, объяснения. А в театре иногда лучше не знать оттуда возникает загадка, тайна - то, что мы называем искусством. Сколько веков разгадывается тайна улыбки Джоконды? Что может быть лучше этого? Или когда в Сикстинской капелле ты видишь над головой эти руки, эти пальцы Бога-отца и Адама, созданные Микеланджело... Ты испытываешь то, что не можешь выразить, ищешь слова, но они не отражают того, что в тебе возникает. И не только в душе - словно руки становятся крыльями, рост выше - на каком-то физиологическом уровне.

"Театр - обман, который делает нас счастливыми"

Для меня театр - это прежде всего игра воображения, создание какой-то новой своей реальности. Только наше воображение не имеет границ, а наше знание жизни - оно всегда ограничено. И это очень серьезный, буквально идеологический спор в театре.

КОНЕЧНО, ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ, ИГРА КАК СМЫСЛ ЖИЗНИ - это некий уход от реальности, от всех проблем. Существует крайняя-крайняя точка этого мнения - что если театр хочет говорить со зрителем сегодняшним языком, актеров вообще не должно быть. Условно говоря, если речь идет о войне в Сирии, героя должен играть сирийский солдат. Эта тенденция документального театра, возникшая довольно давно. И она ведет к уходу из театра поэзии. Для меня это травматично. Для меня создание своего мира, своей метафизики является в театре самым главным, почему я этим и занимаюсь.

Если говорить о философии театра, я думаю, это философия счастья. Я думаю, что люди приходят в театр, потому что здесь они погружаются в детство. А детство - это та точка, где все мы были счастливы. Именно поэтому взрослые люди ходят, сидят и, как завороженные, смотрят на сцену, и в этот момент отключаются от того, что происходит вокруг. Конечно, это обман, если называть вещи своими именами. Но это обман, который делает нас счастливыми.

Искусство, если такое слово применимо к тому, что я делаю, - вещь очень интуитивная. Мы должны найти пути к своему подсознанию Все большие художники занимаются именно этим - путь к подсознательному, к бессознательному. В мире воображения, в мире игры - тут я поставлю знак равенства с именем Шекспира - мы свободны. В мире другом мы - рабы. Мы все больше и больше становимся рабами, если уже не стали совсем. Политика уводит нас из зоны счастья. Мы перестаем радоваться жизни. Мы перестаем радоваться солнцу, деревьям, природе. Мы вникаем в политику, занимаемся только этим - с утра до ночи. И если вынести за скобки геополитику, это и есть самое большое преступление - люди перестают быть теми, кем они должны быть. Перестают быть воспринимающими солнце, небо, женщин, мужчин, любовь - все это начинает уходить из нашей жизни. И может быть, это самая страшная трагедия, которая происходит сейчас.

"Быть или не быть?" - "Я буду!

Я вдруг с удивлением заметил, что и сам все время говорю о политике. Хотя всегда настаивал, что это не может быть моей темой - я хочу, чтобы была поэзия, игра, метафора, ветер, снег. Но вдруг понял, что тоже нахожусь в этом капкане... Мой последний спектакль называется "Р", идет в "Сатириконе" и в нем играет Константин Аркадьевич Райкин, и в этой истории я впервые стал соучастником написания текста.

МЫ НАЧИНАЛИ РАБОТАТЬ НАД ГОГОЛЕВСКИМ "РЕВИЗОРОМ", А РЕЗУЛЬТАТЕ все переросло во что-то отдельное, связанное с Гоголем лишь по касательной. Мы стали говорить о каких-то важнейших вещах, которые нас тревожили, а среди нас был драматург, который все это записывал и утром приносил сцены. Вот сцена со взятками. Ты знаешь, что сегодня, когда взятки дают вагонами, самолетами, разговоры о борзых щенках - только тема, которая сама по себе уже не работает. И была тема про войну и про произвол - это был последний спектакль, который я ставил в январе. За месяц до начала военных действий.

Сегодня актуален разговор о роли театра. Как вообще этим сейчас заниматься? Что должен делать театр, когда вокруг убивают людей? О чем он должен говорить и каким должен быть? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос.

Но есть мой второй "Гамлет", который я поставил в 2017 году в Санкт-Петербурге, в театре Ленсовета, и он очень личный. Он идет до сих пор и, думаю, сейчас в нем открылись какие-то совершенно новые смыслы. Гамлета в нем играет девушка, Лаура Пицхелаура - очень интересная, своеобразная, с грузино-корейскими корнями. Не подумайте, что я занимался какими-то гендерными проблемами. Мне только хотелось рассказать, что Гамлет - это субстанция души. Поэтому именно такая актриса, в которой нет почти ничего телесного - такой слабый, нежный, нервно и болезненно воспринимающий все, что происходит вокруг, Гамлет. В этом спектакле нет шекспировского финала - Гамлет не умирает. Спектакль заканчивается на том моменте, когда Гамлет решает идти до конца, идти на смерть, но самой смерти - ее не будет. Наоборот, последние слова в спектакле "Я буду!" - несмотря на весь тот кошмар, который происходит вокруг. Рассказываю так подробно, потому что, мне кажется, это касается того, что сейчас происходит в мире. И много- много раз эта юная женщина кричит безостановочно - "Я буду! Я буду! Я буду!".

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ