У ПЕРЕКРЕСТКА, или НАСКОЛЬКО ХОРОШИ ФРАНЦУЗСКИЕ РЕЗОЛЮЦИИ
Перекресток трассы Горис-Степанакерт в верховьях села Карин-так, который третьего декабря сего года был перекрыт на пару часов, создав не только автомобильные заторы, но и непривычное смятение армянского истеблишмента, как в Степанакерте, так и в Ереване, находится там, где одна дорога ведет непосредственно в Шуши, оставляя по правую сторону выстроенный еще столетия назад родник, известный, как "Руси-ахпюр", что в переводе означает "родник русского", а другая спускается вниз до кольцевой развилки, где когда-то, не очень и давно, чуть более двух лет назад, высилась металлическая стела с трафаретом на армянском и русском языках названия "города на горе", установленная там благодаря Фонду "Шуши", ныне уже, увы, не действующему, и от развилки серпантином вдоль постамента "Танк", как символа освобождения Шуши в 1992 году и возвращения ему попранной годами ранее исторической истины, вновь снижается до еще одной развилки дорог, откуда начинается, собственно, уже сам Степанакерт - столица Республики Арцах.
ЧЕРЕЗ ПАРУ ЧАСОВ ПЕРЕКРЕСТОК У СЕЛА КАРИН-ТАК ВНОВЬ БЫЛ ОТКРЫТ, автомобильные пробки рассосались, люди вернулись к привычным делам, и ажиотаж вокруг "дорожного чепе" чуть-чуть поубавился, тем не менее, разойдясь кругами по воде политического реагирования на случившееся, как, в принципе, ожидаемого события в контексте практически осязаемого восприятия эфемерного документа "091120".
То, что перекресток был открыт, точнее, разблокирован относительно быстро, ровным счетом ничего не значит. Ибо открыт он был именно в связи с освоением очередного этапа процесса материализации упомянутого документа, а не по причине завершения дорожно-строительных работ местной муниципальной властью. Последняя к случившемуся не имеет никакого отношения, хотя бы потому, что с дорожно-строительными работами у нее все в порядке. Не в порядке у власти бакинской, которая и отправила своих эмиссаров в гражданских костюмах на большую дорогу "у перекрестка". Якобы в каких-то экологических целях. Каковы были эти самые цели – никто не знает. Во всяком случае даже в экстренных сообщениях азербайджанской прессы о них ничего не сказано. Одни лишь лицемерные посылы и ложные комментарии возникшего казуса, якобы ни одним боком не причастного к пресловутому документу.
Все это не должно расслаблять общественность Арцаха, тем более его истеблишмент. Да он и не расслабляется. Так же, как и общественность. Привыкшие вещи называть своими именами, там "действия Азербайджана на трассе Горис-Степанакерт" считают очередной провокацией, поскольку "под очевидно надуманным предлогом Баку пытается разорвать единственную связь Арцаха и Армении". Вновь, как и тридцать лет назад, дорога эта стала называться "дорогой жизни". Печально, конечно. Но таковы сегодняшние реалии. О них, кстати, было известно давно. Точнее, с того самого времени, когда было обнародовано трехстороннее заявление, ныне известное, как "091122". Было уже тогда ясно, что Азербайджан попытается всеми правдами, вернее, неправдами закрыть дорогу из Еревана в Степанакерт. Уже тогда министр ИД Арцаха Давид Бабаян записал на своей странице в Телеграмм-канале: "Если Азербайджан попытается закрыть Лачинский коридор, это будет означать нападение на Арцах и российских миротворцев, и это, в свою очередь, означает агрессию против цивилизованного сообщества".
ТОЛЬКО, ЧТО С ТОГО? ЧТО С ТОГО, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАН НАРУШАЕТ международные нормы, настойчиво продвигая свою армяно-ненавистническую политику и всячески стремясь парализовать Арцах , держать его народ в напряжении политической подвешенности?
Можно как угодно называть подобные провокации Азербайджана – хоть психологическим терроризмом, хоть гуманитарной катастрофой, хоть новой формой этнической чистки. Азербайджану они не впервой - начались еще с "сумгаита", продолжились "баку", "кировабадом", "марагой". Они были, есть сейчас, будут потом. И на них необходимо реагировать. Но, как отмечает Давид Бабаян в заявлении МИД Арцаха, "нельзя ограничиваться лишь словами, сейчас не время для этого". Почему не время? Потому, что "это пощечина международному сообществу, цивилизованному миру", нагло и дерзко нанесенная им азербайджанским диктатором? Да, разумеется. Как разумеется и то, что "подобные действия должны быть безоговорочно осуждены", а сам диктатор "привлечен к ответственности".
Но как? Французские резолюции – это хорошо. Даже отлично. Но ими можно только умиляться, не более того. Более будет, когда резолюции эти примут действенные очертания. Скажем, когда президент Франции Эмануэль Макрон забудет на время о своей неприязни к президенту России Владимиру Путину, и даже договориться с ним, уж как-нибудь, о совместной миротворческой миссии в Арцахе. Именно французский президент, а не кто-либо из других европейских лидеров, ибо для "другого" европейского лидера "нефть вновь перевешивает кровь армян", и азербайджанский газ, который, как утверждают злые языки, поступает из той же России, ох, как нужен. Во-первых, чтобы не замерзнуть в жилищах, поскольку зима-то, как поется в песне Юрия Визбора, "будет больша-а-а-я"; во-вторых, не дать разрастись спаду в экономике, которая очень даже зависит от энергоносителей.
Все это известно азербайджанскому диктатору, оттого он и наглеет. К Макрону, в частности. А Макрон молчит. И другие тоже молчат. Такая вот у Европы голая геополитика.
К сожалению, почитают такую геополитику и в Российской Федерации, в которой буйствуют страсти по Западу, тоже не желающему вместе с Украиной угомониться. Тема эта другая, развернуться в ней здесь и сейчас недосуг. Просто все дело в данном случае в том, что провокация у села Карин-так – это ведь и удар по российской миротворческой миссии, а значит и по государству российскому. Не понимать этого – значит либо проявить наивность, неподобающую серьезной дипломатии, либо просто, как страус, зарыть голову в песок. Случайно ли, ссылаясь на некую статью в инопрессе, известный армянской общественности политолог Рачья Арзуманян считает, что на данном этапе российско-турецких отношений "командует только один лидер", и этот лидер – Эрдоган? Что ставит его "в завидное положение", и "то, как он решит использовать эту силу, может изменить регион на долгие годы". Уж не потому ли сам политолог уверен, что "не Азербайджан, а РФ перекрыла трассу Степанакерт-Горис", а это не что иное, как "ответка" Путина армянскому народу за "большое спасибо". Ну и, конечно, за "решения законодательных властей Франции и США и многое другое".
МОЖНО СОГЛАШАТЬСЯ С АРМЯНСКИМ ПОЛИТОЛОГОМ, МОЖНО НЕ СОГЛАШАТЬСЯ, но от этого легче не будет. Голая геополитика (термин Давида Бабаяна) существует сама по себе, но ведь и факт остается фактом, что в Арцахе стоят российские (хочется написать русские, но это, к сожалению, не соответствует истине в современной историографии) миротворцы, которые и обязаны пресекать бакинские провокации, подобные при любом приближении "карин-такскому". Что касается данной провокации – "у перекрестка", то после того, как командование РМК было, как сообщили информагентства, "надлежащим образом проинформировано об инциденте", последний был исчерпан. Российские миротворцы приняли "все меры для разблокировки дороги". Дорога в Степанакерт была открыта.
Впрочем осадок остался. Прежде всего арцахский истеблишмент возмутили комментарии в азербайджанской прессе, которая согласно своей мерзкой привычке, стала валить все с ног на голову. Оказывается, это не азербайджанские гражданские "экологи", а российские миротворцы перекрыли дорогу… на "период ведения переговоров" с местной властью (в Степанакерте - ред.). Отсюда и недовольство к этой самой "местной" власти. Мол, "вместо того, чтобы призвать население к терпению и как-то обойтись некоторое время без поездок в Ереван", заставив Азербайджан вынуждено деблокировать дорогу, власти фактически подались на провокацию, начав так называемые "переговоры", которые еще будут иметь "катастрофические" последствия. Первый звонок такого рода прозвучал из тех же азербайджанских СМИ: "Переговоры дали результат, на который рассчитывала азербайджанская сторона".
Досталось на орехи и российским миротворцам. Сославшись на генерал-лейтенанта Рустама Мурадова, который "на такие действия ответил бы оперативно и жестко...", генерал-майора Волкова в соцсетях слегка пожурили, высказав пожелание, что и он "отреагирует соответственно". Соответственно обернулось переговорами, которые общественностью были восприняты больше негативно, чем позитивно. И все потому, что ни власти Арцаха, ни руководство РМК так и не поняли простую истину: "попытки перекрытия дороги жизни начнут применяться по каждому удобному поводу, как средство давления (на Арцах – ред.) для достижения своих целей". А этого допустить нельзя ни в коем случае. Какой, к черту, мониторинг экологической ситуации в "карабахском экономическом регионе", когда Арцах еще жив и обязательно выстоит. Должен выстоять, другого не дано.
Словом, "прорвемся!". А поскольку прорвемся, то пусть об этом подумает и Сергей Лавров, который "накануне заявлял о гарантиях прав и безопасности армян Арцаха". Мол, уж слишком наглядный пример такой гарантии.
Конечно же, в претензиях к министру РФ больше эмоциональности, нежели здравых рассуждений. Между тем, Лавров фактически ничего от себя не говорил. На созванной им онлайн пресс-конференции он просто напомнил о Пражском заявлении от 6 октября 2022 года, которое было принято армянским премьером и азербайджанским президентом при посредничестве опять же президента Франции Эммануэля Макрона и главы Европейского совета Шарля Мишеля. Осведомленный читатель уже знает об упомянутой там и взятой за основу мирного договора Алма-Атинской декларации, поэтому повторяться здесь нет никакой надобности. Ясно ведь что имел в виду Лавров - ведь армянская пословица гласит: открытым текстом говорят только с ишаком. В Арцахе это осознали быстро, и не стали особо заострять щекотливую тему. Там прекрасно поняли, что подобными провокациями Баку создает новую платформу для следующей войны с ними, и как бы ни вела себя Россия в лице Кремля с Арменией после ее демарша в рамках ОДКБ, с Арцахом разговор должен быть иным. И копья тут ломать, причем себе в ущерб, нет никакой надобности. Главным и на поверку судьбоносным вопросом такого рода разговоров должен быть вопрос о статусе, как ключевым в урегулировании теперь уже всецело азербайджано-карабахского конфликта, в основе которого был и остается принцип самоопределения, а не эфемерный и двусмысленный слоган "отделение ради спасения".
ДАВИД БАБАЯН, К ПРИМЕРУ, СЧИТАЕТ, ЧТО ЭТО ВЕСЬМА СЛОЖНЫЙ ВОПРОС. Решить его на сто процентов в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе невозможно. Поэтому, уж коль скоро Армения все еще видит себя в роли переговорщика, единственно верным вариантом регулирования отношений с Азербайджаном с целью обеспечения в регионе стабильности и мира, является перенос этого вопроса на будущее. Выражаясь театральной терминологией - антракт без продолжения в постановке "Арцах и геополитика". Ибо достичь быстрого решения не получится. Надо выбрать самый разумный и эффективный подход. Его предлагает Россия, поскольку "очень глубоко понимает регион". Кроме того, именно Россия, нравится это кому-то или не нравится, несет историческую ответственность за сохранение здесь мира и стабильности. В своих геополитических интересах, или ради "мира во всем мире" - совершенно не важно. Важно же то, что именно это и реально, а любой другой вариант приведет к войне. Причем глобальной.
Таково в целом отношение арцахской общественности к сложным вопросам, для которых нет пока простых ответов.
А что же с общественностью в Армении по данной же теме. Но вот беда: об общественности Армении даже говорить не хочется, ибо, как заметил Арам Абрамян, известный в Ереване журналист, он же редактор газеты "Аравот" и политический обозреватель на некоторых местных телеканалах, 680 тысяч граждан республики Армения, скорее всего, не обратили абсолютно никакого внимания на "карин-такское происшествие". На что ему в порядке реплики было даже возражение: а почему не больше?
Больше или меньше – не в том суть. Сегодня ни большинство, ни меньшинство армянского (в РА) "поствоенного" общества, так и не очнувшегося после наркоза, введенного в него тем самым документом "091122", ничего существенного в плане единства интересов Арцаха и Армении, как двух армянских государств, не решает. О Спюрке говорить пока не приходится. В связи с чем, также и о геополитических пристрастиях или ориентирах. Армянское общество пребывает в состоянии рассеянного недоумения, и какой-то устраненной апатии к самому же себе. Оно, в лучшем случае, занято новогодними приготовлениями – благо скоро Новый год, и свиной окорок к столу, как предмет сервировки, куда более привлекательней, чем политические дискуссии о том, что давно набило оскомину в мозгах, а заодно и в душах.
Долой привязанности, облегчим себе жизнь! Лозунг, всецело поощряемый молчанием сидящего на бархатных креслах правящего большинства армянского парламента с одобрения кумира их "бархатной" жизни армянского премьера и по "совместительству" главного переговорщика по арцахской теме, в которой Арцах не виден ни под каким углом.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-06-14 09:45
Явная ложь оскорбительна Ален (не Симонян)
-
2023-06-05 11:14
Итак, Никол Пашинян, который на внутриполитическом поле Армении все еще номинально является премьер-министром, а на внешнеполитическом представляет собой смиренного маргинала геополитики, никак не определяющемуся, подобно Буриданову ослу, в выборе мировых центров силы для стратегических предпочтений управляемой им страны.
-
2023-05-30 09:54
По поводу одного высказывания Евгения Сатановского Вспомним, что сказала известная нам тетя Песя из замечательного киносериала «Ликвидация». А она сказала: «Вот уважаю я Вас, но тьфу Вам под ноги». Реплика этой колоритной еврейской мамы была обращена в сторону другой, не менее, и по-своему, колоритной фигуре опять же еврейского происхождения – одесскому воровскому авторитету дяде Йоште. Последний на реплику не обиделся. Просто усмехнулся. Надеюсь, если сейчас я повторю приведенный здесь «афоризм» тети Песи по отношению к Евгению Сатановскому, то и он, хочется так думать, не обидится. Усмехнуться – это пожалуйста.
-
2023-05-29 12:13
Трудно было бы предположить, что после однозначно выраженного отношения к Арцаху, как «бедному родственнику» нынешней власти Армении, анонсированного армянским, с позволения сказать, премьером на последней пресс-конференции, равно, как и подспудно им же в той или иной форме внедряемого в сознание армянской общественности, московская встреча в верхах внесет какие-то коренные изменения в процесс принятия решений, где все точки над «i» будут, наконец, расставлены.