Последние новости

ПЛАНКТОН ДЛЯ КИТОВ БУДУЩЕГО

Среди фестивалей, премьер и гастролей масштаба грандиозус, которыми так насыщена наша урожайная на культурные мероприятия осень, случаются события и более скромные по звучанию, значение которых, однако, не следует недооценивать. По крайней мере, в плане перспективы. Именно к таким культ-акциям следует отнести VII Республиканский фестиваль молодых театральных режиссеров, который возьмет старт 1 ноября.

ИДЕЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ - СМОТРА РАБОТ МОЛОДОЙ РЕЖИССУРЫ возникла в недрах Союза театральных деятелей, сразу нашла отклик в Министерстве культуры и вот уже седьмой год служит голографическим срезом, позволяющим судить о том, в каком направлении движется армянский театр. Можно спорить о степени одаренности того или иного молодого режиссера, о дисбалансе между профессиональными возможностями и предъявляемыми претензиями. Словом, спорить можно о многом. Бесспорно одно – время "отлива" в профессии сменилось невиданным приливом, волна которого – и это уже очевидно - оставляет на берегу не только гальку, но и породу ценную.

Бесспорно и другое – ни в какие другие времена театральной молодежи не предоставлялось столько возможностей проявить себя. Никогда государство не поддерживало столько молодежных проектов, не спонсировало поездок на международные фестивали такое количество молодежных трупп и спектаклей, никогда маститые режиссеры в таком количестве не предоставляли своих площадок начинающим для пробы пера. Если добавить к этому ежегодное участие наших молодых художников в работе летней школы при московском Международном фестивале им. Чехова, где начинающим коллегам преподают исключительно мэтры с мировым именем, можно утверждать, что тезис "молодежь – наше все" реализуется вовсю. Вот в таком оптимистическом контексте и откроется фестиваль, призванный наглядно продемонстрировать, насколько умело пользуется молодая театральная поросль предоставленными ей возможностями.

Итак, в программу VII Молодежного вошли новые работы 11 режиссеров. Достаточно человеку компетентному посмотреть на фамилии, чтобы убедиться – в рядах молодежи уже произошла ротация. Всего три участника фестиваля – люди молодые, но уже успевшие всерьез заявить о себе. Самсон Мовсесян, который ныне служит родине в рядах армянской армии, несмотря на юность лет, успел заслужить имя самобытного и яркого режиссера. После гоголевского "Носа", удостоившегося награды "Артавазд", он вдруг решил поставить спектакль детский, но от этого не менее выразительный. "Алиса в Стране Чудес" - его последняя работа, которую зритель увидит на сцене Театра кукол. Давид Арутюнян, которого с молодых ногтей отличала серьезность и мастеровитость постановок, также остался верен себе. Его спектакль "Хент" по роману Раффи, премьера которого недавно состоялась в ТЮЗе, уже успел удостоиться высокой оценки. А постановка Гора Маркаряна пьесы Люции Армонайте "Котик и Птичка" буквально две недели назад получила приз на фестивале в Литве, что также подтверждает – умиляться "детскими умелыми ручками" публике не придется.

ГРЯДУЩИЙ ФЕСТИВАЛЬ ОБОЗНАЧИЛ ПРИЯТНУЮ ТЕНДЕНЦИЮ – В РЕЖИССУРУ ИДУТ АКТЕРЫ. Конкретнее – ведущие молодые артисты Русского театра им. Станиславского и ТЮЗа, соответственно Ерванд Енгибарян и Ишхан Гарибян, уже успевшие заслужить зрительскую любовь десятками ролей, пробуют себя на новой стезе, а главное, не кидаются сразу ставить "Гамлета" с собой, любимым, в главной роли. Ишхан представит в рамках фестиваля музыкальную сказку "Золотой ключик", Ерванд – веселую комедию "Скелет в шкафу".

Отдельным номером среди участников VII Молодежного идет Ани Арутюнян, спектакль которой "Пять стихий жизни" - синтез театра и современного балета, лишний раз доказывающий, что наша молодая режиссура не остается в стороне от новейших тенденций, а также – что режиссура давно перестала быть исключительно мужской профессией. Сюда же следует отнести и премьеру, которая состоится в рамках фестиваля. Сусанна Агаянц покажет моноспектакль "Я кричу", поставленный по рассказу известной актрисы, а теперь и писательницы Анаит Топчян, демонстрирующий опять же недетский интерес к глубинам психологии и даже психики.

Вообще, если прошлый молодежный фестиваль остался в памяти как явивший неожиданное, не по годам развитое профессиональное мастерство и солидность, нынешний, видимо, пройдет под знаком повышенного интереса к эксперименту. В репертуаре фестиваля работа Сильвы Чобанян, родившаяся на сцене Центра новейшего экспериментального искусства НПАК, и Микаела Атасунца, еще студента ГИТиКа, поставившего ни много ни мало "Урок" Эжена Ионеско.

Повышенный интерес к абсурдистам демонстрируют и Гюмри с Ванадзором. Обидно, что за все время своего существования молодежный фестиваль выявил и неутешительный синдром. Его "республиканскость" все четыре года ограничивалась лишь столицами Ширака и Лори. Приятно, что в ванадзорском театре им. О. Абеляна молодой режиссер сделал новый шаг на сцене постановкой Жана-Поля Сартра, а в Гюмри Вардуи Григорян не просто дебютировала постановкой знаменитых "Стульев". Вместе с единомышленниками они основали театр, вернее "Антитеатр", готовый к все-таки театральному поиску и смелому эксперименту.

Как и в предыдущие годы, в работе фестиваля молодой режиссуры, в части обсуждения спектаклей примут участие не только именитые критики, но и их начинающие коллеги. Пока недолгая история фестиваля уже успела обнаружить тех, благодаря кому, будем надеяться, перестанет звучать набившая оскомину фраза: "Театроведения у нас нет!".

Словом, у рабочего фестиваля-планктона есть все шансы стать питательной средой для будущих "китов" отечественного театра.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ARMMONO – ВРЕМЕННО ВИРТУАЛЬНЫЙ
      2020-04-03 10:34
      780

           По сложившейся традиции, ARMMONO - первая ласточка наших международных театральных фестивалей.  На протяжении многих лет он ярким и многоцветным  фейерверком открывал фестивальный сезон, каждый раз заставляя удивляться тому, сколь разнообразен может быть моножанр. В сложившейся ситуации ARMMONO, естественно, пришлось отложить. Но его директор Марианна МХИТАРЯН  считает, что не выйти  на театральные площадки  не значит уйти со сцены и что карантинные инновации еще послужат театральному преображению.

    • «АРТАВАЗД»-20 VS COVID-19
      2020-03-30 10:52
      1642

      Этот Международный день театра его деятели запомнят навсегда. Хотя, всем вирусам назло, театральные деятели поздравляли друг друга с утроенным энтузиазмом. Естественно, во всех теплится надежда, что нынешняя осень будет до отказа насыщенна культурными событиями и не в виртуальном режиме. Хотя наученные горьким опытом, эту надежду высказывают крайне робко. 

    • КОГДА МЫ – НЕ СЕРВАНТЕСЫ
      2020-03-27 09:12
      2291

      Находясь в самоизоляции, или даже в вынужденной изоляции, именуемой тюремным заключением, можно написать “Дон Кихота” и внести огромный вклад в гуманизацию человечества. Для этого нужна сущая мелочь – надо родиться Сервантесом. Это удел немногих. А что в такой ситуации делать остальным?

    • ДОБРОЕ СЛОВО + "ПИСТОЛЕТ"
      2020-03-26 09:47
      3198

      Нам нужно было заполучить 250 зараженных короновирусом, чтобы понять необходимость жестких мер. Между тем, если следить за мировыми сводками, меры принимаются уже жесточайшие. Штраф в 3 тысячи евро во Франции выглядит сущей безделицей по сравнению с тюремными сроками от 7 до 15 лет за нарушение карантина в странах Латинской Америки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO – ВРЕМЕННО ВИРТУАЛЬНЫЙ
      2020-04-03 10:34
      780

           По сложившейся традиции, ARMMONO - первая ласточка наших международных театральных фестивалей.  На протяжении многих лет он ярким и многоцветным  фейерверком открывал фестивальный сезон, каждый раз заставляя удивляться тому, сколь разнообразен может быть моножанр. В сложившейся ситуации ARMMONO, естественно, пришлось отложить. Но его директор Марианна МХИТАРЯН  считает, что не выйти  на театральные площадки  не значит уйти со сцены и что карантинные инновации еще послужат театральному преображению.

    • ЗАТЯНУВШИЙСЯ АНТРАКТ
      2020-04-01 09:42
      3584

      Первого апреля Хорену АБРАМЯНУ исполнилось бы 90 лет …Заполнив своей мощной фигурой раму распахнутой двери, Хорен  Абрамян  оглядывает  собравшихся. Под четкими линиями бровей темные  зрачки. Они окаймлены снизу двумя полукружиями необыкновенно светлых,  даже светящихся  белков, и это придает  взгляду  удивительную силу и красоту. Перед ним толпа расступается, но кажется, что это он, как ледокол, идет сквозь неё. 

    • ТЕАТРЫ - КАРАНТИННЫЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕЛ В ИНТЕРНЕТ
      2020-03-23 11:16
      2304

      "Социальная ответственность" - словосочетание, которое в эти дни и по всему миру произносится столь же часто, как слово "коронавирус", то есть очевидно занимает лидирующее место в топе. Другое дело, что, несмотря ни на что, не каждый осознает его важность. Руководители армянских театров к этой несознательной части населения никак не относятся. Причем решения принимают сами, руководствуясь не директивами сверху, а именно социальной ответственностью.

    • Ваник МКРТЧЯН: "КОГДА Я НА СЦЕНЕ, Я СЧАСТЛИВ"
      2020-03-21 16:00
      2619

      В прошедшую пятницу, 13 марта, популярному актеру театра и кино, заслуженному артисту Армении Ванику Мкртчяну исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем в Государственном театре музыкальной комедии им. А.Пароняна, в котором уже 42 года служит Ваник Вараздатович, был устроен юбилейный спектакль "Последняя остановка" по пьесе Тамар Ованесян.