Последние новости

ПОДВИЖНИК

Сергей Городецкий и сборник "Акмэ"

О подвижнической, организаторской, переводческой и общественной деятельности известного русского поэта XX века Сергея Городецкого написано довольно много. Подробно и скрупулезно изучена также публицистика поэта и армянская тема в его поэзии и литературной деятельности.

На Кавказский фронт поэт был направлен в начале апреля 1916 г. в качестве корреспондента "Русского слова". В Тифлисе состоялось его знакомство с "поэтом всех армян" Ованесом Туманяном, знакомство, которое произвело на русского поэта неизгладимое впечатление. Выехав в город Ван, Городецкий оказался очевидцем ужасающих картин резни и погромов в армянских городах и селах, принимал активное участие в организации переправы армянских сирот в Восточную Армению. Отметим, что деятельность на Кавказском фронте, в Ване Сергей Городецкий считал одним из важных и знаменательных периодов своей жизни.

Мало или, во всяком случае, недостаточно изученной оставалась, пожалуй, только одна страница его творческой биографии - деятельность тифлисского литературного объединения "Цех поэтов", основателем и душой которого был Сергей Городецкий, и фактически собранный, составленный поэтом сборник стихотворений русских поэтов, которому дали название "Акмэ". Первый сборник тифлисского "Цеха поэтов".

Тифлисский "Цех поэтов" был основан в апреле 1918 г., а сборник "Акмэ" увидел свет в апреле следующего, 1919 года. Речь, таким образом, идет о двенадцати месяцах кропотливой литературной, организационной, составительской, редакционно-издательской деятельности Сергея Городецкого. Тифлисское литературное объединение было создано по образцу знаменитого петербургского "Цеха поэтов", фактически ставшего предтечей акмеизма.

Именно этой "белой" странице творческой биографии Городецкого посвящена книга доктора филологических наук Анушавана ЗАКАРЯНА "Тифлисский "Цех поэтов" Сергея Городецкого и сборник "Акмэ". Издание осуществлено под грифом Института литературы им. М.Абегяна НАН РА.

Деятельность литературного объединения, созданного Сергеем Городецким, стала заметным явлением в общественной жизни Тифлиса. На собрания "Цеха поэтов" приходили многие видные армянские и грузинские литераторы, представители интеллигенции. Автор исследования отмечает, что на этих собраниях неоднократно присутствовал и великий армянский поэт Ованес Туманян, который поддерживал и поощрял молодых литераторов своими советами. А одно из февральских заседаний литературного объединения (24-е по счету, состоялось 26 февраля 1919 г.) было посвящено 50-летию со дня рождения Туманяна.

О том, насколько серьезно подходили руководители тифлисского литературного объединения и создатели сборника "Акмэ" к отбору желающих сотрудничать с "Цехом поэтов" авторов и их стихотворений, свидетельствует уже хотя бы тот факт, что все стихи представлялись на рассмотрение авторитетного жюри, а после этого они обсуждались на так называемых поэтических средах "Цеха поэтов". По свидетельству одного из членов "Цеха поэтов", Г.Эристова, "каждое из стихотворений разбиралось по косточкам и с точки зрения формальной, и по содержанию. Жестокая по беспристрастности и дружеская критика несомненно приносила большую пользу, помогая поэтам расти".

Большой и несомненный историко-литературный интерес для массового читателя представляет включенный автором в качестве приложения сборник "Акмэ", до недавнего времени остававшийся не просто недоступным, но и запрещенным для выдачи в крупнейших библиотеках. Сегодня в это верится с трудом, но в начале 70-х годов мне приходилось писать дипломную работу об акмеистах и Н.Гумилеве, не имея под рукой почти никакого материала. Даже безобиднейшие "Письма о поэзии" и "Фарфоровый павильон" Гумилева были запрещены и засекречены. К запрещенной литературе относился и сборник "Акмэ", хотя сегодня, перечитывая включенные в него стихи, совершенно непонятно, какими соображениями руководствовались идеологические работники советского периода.

Имеет ли сборник "Акмэ" какое-то отношение к акмеизму, литературному течению начала XX столетия, созданному потугами его главных идейных вдохновителей - Сергея Городецкого и Николая Гумилева? Нет, конечно, не имеет. Точно так же, как не имели никакого отношения к акмеизму стихи Анны Ахматовой, хотя она и считалась наряду с Городецким, Гумилевым, В.Нарбутом, М.Кузминым, М.Зенкевичем "тяжелой артиллерией" акмеизма. Заметим по этому поводу, что сами создатели акмеизма имели довольно зыбкое, нечеткое представление о своем литературном детище, у которого было еще и "запасное", альтернативное название - "адамизм". По нашему убеждению, не разобрался в этом течении и замечательный литературовед В.Жирмунский, посвятивший поэтам-акмеистам обстоятельную статью "Преодолевшие символизм". И наконец, добавим, что Ал.Блок в программной статье "Без божества, без вдохновенья" дал акмеистам и акмеизму убийственную оценку, назвав это течение "мертворожденным".

Возвращаясь к сборнику "Акмэ", отметим, что было бы совершенно некорректно рассматривать включенные в него стихи без скидки на историческую эпоху. Да, эти стихи, если воспользоваться выражением И.Северянина, "мертвы для современья". Но ведь, с другой стороны, то же самое можно сказать и о Северянине, который был избран и провозглашен "Королем поэтов", затмив Есенина, Блока, Пастернака, Мандельштама, Ахматову, Цветаеву...

Стихотворения сборника "Акме" имеют для нас в первую очередь историко-литературное значение. При этом нельзя не отметить необычайно высокий общий версификационный уровень. Там встречаются не только обычные сонеты, но и венки сонетов, и даже редко встречающиеся так называемые перевернутые сонеты. Судя по стихам, все поэты имели классическое образование, отлично знали русскую и мировую литературу, латынь, теорию стихосложения. Но все это вовсе не мешало им писать довольно невыразительные и скучные стихи. Сказанное относится не только к молодым и малоизвестным поэтам, но и к "маститым", таким как С.Городецкий, А.Кулебякин, В.Пруссак и др. Илья Эренбург, которому подарили этот сборник, в присущей ему едкой манере подмечает: "Среди авторов много поэтесс с поэтичными фамилиями". Тот же Эренбург с той же едкой иронией продолжает: "Поэты "тифлисского цеха" писали сонеты о Свароге, Эросе, Суламите, Санаваллате, Монфоре и о других, столь же близких персонажах". Замечательно остроумная оценка! Это тот самый случай, когда хочется сказать что-то доброе и хорошее, но, увы, сказать нечего.

В заключение еще раз отметим, что в своей новой книге "Тифлисский "Цех поэтов" Сергея Городецкого и сборник "Акмэ" литературовед Анушаван Закарян сумел подробно и обстоятельно раскрыть малоизвестный и недостаточно исследованный период жизнедеятельности известного русского поэта, переводчика, публициста и общественного деятеля XX столетия Сергея Митрофановича Городецкого. В приложении к книге автор также представил вниманию читателей сборник "Акмэ", который является сегодня большой библиографической редкостью.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СБОРНИК ИРАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
      2012-11-10 00:00
      2343

      В ереванском издательстве "Гракан эталон" на днях увидела свет довольно примечательная, на наш взгляд, книга. Это сборник современной иранской драматургии в переводах на армянский язык.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАРО АЛАБЯН. ПОРТРЕТ К ЮБИЛЕЮ
      2022-07-22 09:40
      5666

      К 125-летнему юбилею выдающегося архитектора и общественного деятеля Каро Семеновича Алабяна в издательстве "ВМВ-принт" вышла в свет книга "Каро Алабян. Власть факта". Авторы - российский журналист, писатель, ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Валерия ОЛЮНИНА и архитектор, журналист, художник Павел ДЖАНГИРОВ.

    • КНИГА "МАГАВУЗ": ГЕНЕАЛОГИЯ АРЦАХСКОГО СЕЛА
      2022-06-25 09:14
      3116

      В Культурном центре "Текеян" Еревана презентована книга "Магавуз" кандидата физико-математических наук Лейнада Даниеляна. В своем труде автор обращается к истории села Магавуз Мартакертского района Республики Арцах, где он родился и вырос, рассказывает о жизни и деятельности его видных жителей, а также представляет генеалогическое древо Магавуза, составляя родословную практически всех сельчан.

    • ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН О ЛЕГЕНДЕ КВАРТЕТА
      2022-06-16 09:52
      3078

      Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их  произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.

    • АРЦАХСКАЯ ВОЙНА В КНИГЕ ГОРСКОГО ЕВРЕЯ
      2022-06-16 09:33
      3148

      «Данную книгу я посвящаю памяти ребят, положивших жизни в войне 2020 года. Это неполный список погибших, лишь часть, которую я смог найти. Каждое имя - это Человек, который мог жить, воспитывать детей и внуков, оставить после себя потомство. Сила духа, вера и мужество погибших в этой войне навсегда останутся в истории как пример величия армянского народа. Они умирали за своих родных, за свою землю и за свой дом. Ничего не спрашивая, не боясь и не отступая назад, эти ребята встали и пошли в бой! Они герои! Все! И их имена мы будем помнить вечно! Это еще один кровавый след истории, который был оплачен жизнью целого поколения!»