СУДЬБА ВЕЧНО ЖИВОГО ИСКУССТВА
Сегодня (9 января) день рождения великого кинорежиссера Сергея Параджанова. Ему исполнилось бы 99 лет. Сколько тайн в его поистине новаторском легендарном искусстве, в самой его уникальной личности! В день рождения мастера в его Доме-музее ежегодно собираются поклонники его таланта, гости столицы, все те, кто знал его.
Фильмы Параджанова оставили в мировом кинематографе громадный шлейф бессчетных рецензий, полемических статей, теоретических рассуждений. Этот живой интерес был бы невозможен, не будь в его фильмах, даже самых ранних, той редкой остроты восприятия, того мощного творческого импульса, которые в конечном счете и составляют творческий феномен этого удивительного мастера.
"ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА БЫЛА САМЫМ ЕГО ТРАГИЧЕСКИМ, САМЫМ КАРНАВАЛЬНЫМ, самым сказочным и самым незавершенным из тридцати его сценариев. Самым загадочным из тысячи его коллажей. О нем существует бездна анекдотов. При всей сюжетной прелести и колорите они, конечно, чисто орнаментальны. Как озорной фриз, оплетающий житийную фреску. Эти анекдоты, наслаиваясь, уводят смысл Параджанова, его суть и суть его жизни на орбиту смешного, и все мы пишем апокрифы. Впрочем, и апокрифы – не последнее дело. Это очень хорошо понимал Сергей Параджанов, высекавший из канонического кристалла, как сны из подкорки, радугу своих апокрифов. Саят-Нова и Демон, Андерсен и Ашик-Кериб, "Бахчисарайский фонтан" и "Слово о Полку", Пиросмани и святая Шушаник, Икар и Кармен… Сценарии и фильмы Сергея Параджанова – развернутая пружина воображения, которое, собственно, и составляло его территорию, среду обитания. Эдем и ад его жизни, ибо воображение великого художника материально и энергично" – писала сценарист, писатель Алла Боссарт.
Что же составляет покоряющую магию искусства Сергея Параджанова? В чем секрет его великой простоты? На эти вопросы пытались ответить многие исследователи творчества великого мастера. Но наиболее значительной представляется удивительная книга маститого киноведа Карена Калантара, много лет пытавшегося проникнуть в тайну его творчества. Калантар был восторженным зрителем всех его фильмов. Его связывала с Параджановым и личная дружба. Обо всем этом он рассказывает с непосредственностью очевидца и талантом тонкого наблюдателя. Книга очерков - сама как фильм, фильм многосерийный, с подлинным героем. В ней проанализированы вершинные достижения Параджанова – фильмы, определившие его мировую славу. Калантар раскрывает трагический мир красоты в творчестве Параджанова, помогает постичь его смысл. Подкупающе просто и емко он пишет об эстетике Параджанова, о том, что составляет его загадку. "Он творил по наитию, подчиняясь чувству красоты, а оно, это стихийное чувство, и было сутью его мироощущения. Художественные натуры, подобные параджановской, движимы исключительно эстетическими побуждениями". Речь, конечно, не об интуитивистском произволе, а о силе творческого воображения, которое рождало скрытую логику и скрытое единство всего, что он делал в фильмах.
Справедливость этих слов подтверждает и художественно - документальная лента друга Параджанова Михаила Варданова "Последняя весна". Фильм "Параджанов. Последняя весна" с триумфом прошел по всему миру, представляя армянское киноискусство в Санкт- Петербурге, Париже, Берлине, Праге, Гетеборге, Монреале, Сеуле, Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе… В разное время он удостаивался высших наград на самых престижных международных фестивалях. В 1993г. Фильм был удостоен высшей кинематографической награды Российской академии киноискусств. В 1995 году на международном кинофестивале в Сан-Франциско, где было представлено 1280 фильмов из 51 страны, фильму "Параджанов. Последняя весна" был присужден главный приз фестиваля Golden Gate за лучший документальный фильм. А в 2003г. он был удостоен высшей награды международного кинофестиваля в Беверли-Хиллз Golden Palm как лучший фильм фестиваля.
ЭТО ФИЛЬМ О ЛИЧНОСТИ, КОТОРАЯ ПОТРЯСАЕТ СВОИМ МАСШТАБОМ. Это, наверное, одно из самых сильных переживаний – потрясение человеком, громадностью его таланта и фантазии, напряжением ума и души, неисчерпаемыми энергетическими ресурсами. Замечательной особенностью фильма является горячий интерес к личности Параджанова, его творчеству, духовному наследию, стремление запечатлеть для современников и потомков высокие мгновения и труд мастера.
Объект фильма – кардиограмма последнего года жизни художника. Вместе с тем представлены кадры, снятые М. Вардановым на съемках фильма "Саят-Нова". ("Цвет граната"), тифлисский дом Параджанова и оживающий в нем дух его фильмов, рисунков, коллажей, уникальные кадры из незавершенного фильма "Исповедь", которые зрители видят впервые, полные отчаяния и тревоги, письма и рисунки из тюрьмы, адресованные Варданову, выставка его работ, прощание с мастером. Все это – художественный документ, материал высокий и драматичный. Эти кадры - целая гамма состояний, мгновения творческого вдохновения, жизни человеческого лица, слагающие художественный образ кинорежиссера. В фильме М. Варданова мы находим и ответы на многие вопросы, среди которых - и самый главный: где искать источник света параджановских фильмов.
Мариэтта Шагинян как-то заметила: "Великие произведения дают стиль эпохе". Это высказывание можно отнести и к Параджанову, к его фильмам, которые будут жить вне времени, как творения Шекспира, Гете, Хачатуряна, Шостаковича. У них - судьба вечно живого искусства…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.