Последние новости

"ПУСТЬ МНЕ НЕ МЕШАЮТ ИМЕТЬ СВОЮ ВЕРУ..."

Если кто сегодня точно не в моде, так это сложные люди. Особенно те, у кого есть чувство собственного достоинства. Причем чувство это они открыли в себе не внезапно - об этом чувстве им сообщили не на митинге. Достоинство ведь бывает и корневым - когда есть семья, профессия, культура, Родина...

Премьер Национального театра им. Г. Сундукяна, заслуженный артист РА Тигран НЕРСИСЯН сыграл в нынешнем сезоне заглавную роль в спектакле "Карьера Артуро Уи" - сыграл путь ничтожества со дна к вершине власти. Сделал творческое высказывание не только блестящее, но до боли узнаваемое. При этом актер уверен, что высказываться стоит не только в творчестве, но и "от первого лица".

- На съезде СТД ты первым поднял вопрос театральных зарплат. Между тем даже поднявшийся на 7 тысяч минимум правительство обязало платить "за счет заведения"...

- Разве это удивительно? В очередной раз игнорируют не только театр, но всю культуру, в очередной раз задвигают ее в угол. Ведь если к многочисленным проблемам, которые есть в культуре, и обращаются, то в последнюю очередь. Такой вот подход - безусловно недопустимый и не приводящий ни к чему хорошему. Мы с этим сталкиваемся на каждом шагу - и в вопросе зарплат, и в вопросе званий, и в вопросе государственных наград и премий. Уже не говоря о том, что если проблемами культуры и занимаются, то люди непрофессиональные, некомпетентные - и в министерстве, и в разных комитетах и комиссиях.

Вообще, мне кажется, существует некий страх перед деятелями культуры, ведь есть такие, которые высказываются - и не только по поводу того, что происходит в культуре, но и вообще в стране. Соответственно, делается все, чтобы держать их под прессингом, используя определенные механизмы. И эти механизмы часто достигают цели. В конце концов, нельзя требовать от людей героизма.

- Про механизмы - это на личном опыте? Ведь Общественный канал на раз распрощался с Тиграном Нерсисяном, который наивно решил, что у него может быть позиция...

- Ну да, так и было. Я это называю "попал под санкции" - модное нынче слово...

- Не о тебе речь, ты реально высказывался при любых властях. Но "Почему молчит интеллигенция?" - это рефрен дня сегодняшнего.

- Так я же говорю!! Власть умеет создать такой расклад, чтобы артист, художник попал в зависимость. Плетется такая хитрая узда, чтобы люди, которые могут высказаться, сто раз подумали, прежде, чем это делать. И многие не готовы чем-то жертвовать и предпочитают путь притерпелости. У каждого свой выбор.

- Тут есть еще такой тезис - " я высказываюсь через свое искусство". А что для тебя значимее в этом контексте - роль Артуро Уи или собственная позиция "от первого лица"?

- Это все-таки разные вещи. На мой взгляд, те, кто говорит "я через искусство...", - это лукавство, стремление уйти от ответа. Мне всегда казался сомнительным этот дешевый трюизм - "я политикой не занимаюсь". Вот что это значит? А кто сказал, что если артист имеет позицию в связи с тем, что происходит в его стране, он занимается политикой? Что, в советское время Солженицын, Параджанов, Любимов - список можно множить и множить – они, что, занимались политикой? Нет, они были большими художниками, интеллигентами с позицией, которую высказывали.

Да, ты артист, ты делаешь свое дело и наполняешь его смыслами и собственным взглядом на вещи. А в случае со спектаклем, это не только твоя позиция, но режиссера, всей команды, всего театра. Хотя я считаю, что актерская работа - не исполнительское искусство, а авторское. Да, играя Артуро Уи, я привнес свой подход, высказал собственные видение и представление. Думаю, тут главное, насколько твой герой актуален и современен. Ведь можно сыграть что-то блестяще, но отвлеченно, не про день сегодняшний. Судя по реакции зрителей, непрофессиональной, но культурной публики, они увидели в этом персонаже лицо нашего сегодняшнего Артуро Уи. Мне даже говорили: "мы знаем, что у Брехта был конкретный прототип - Адольф Гитлер, но мы видим на сцене... совершенно другой персонаж, узнаваемый даже портретно и голосово".

А когда артист высказывается от себя лично на насущные темы, на то, что происходит с его Родиой... Причем смешно то, что, если ты сказал в позитиве, скажем, порадовался, что высадили аллею, тысячу деревьев, - это нормально, тут высказаться твое священное право. Так почему, когда что-то критикуешь, реакция совсем иная? Я сейчас не про увольнение с Общественного канала, я про соцсети, про общество. Причем уровень аргументации и стилистика таковы, что, простите, опускаться до этого и отвечать нет никакой возможности.

- Но тут же все просто - существует идол, или тотемное животное - кому как больше нравится, нельзя оскорблять чувства верующих...

- Вот и прекрасно! Но пусть и мне позволят иметь свою веру! А я вот верю в патриотизм, в будущее своей страны. Что за стремление буквально уничтожить друг друга! Я не имею в виду политику - там все понятно, там есть ради чего, понятно, что на кону. Но когда то же самое происходит в социуме - это даже не раскол, это бездна, эта остервенелая озлобленность... И, увы, делается все, для того, чтобы все это еще больше усугублялось. В результате в ответ на высказывание собственной позиции получаешь - "Чем ты лучше тех, кто нас грабил, тебя первого надо повесить на площади!". Это при том, что ты абсолютно корректен. А что до высказываний - я веду себя точно также и в семье, и в театре, в своем втором доме. Да, могу устроить хипеж на тему "почему на портретах наших мастеров сцены пыль!". Разве это не нормально в том случае, если у тебя болит душа за свое дело или свою страну?

- Ты уже не один десяток лет выходишь к тысячному залу Национального театра. Как менялся зритель и как строить с ним диалог сегодня?

- То, что образовательный ценз зрителя падал-падал и упал катастрофически - это уже общее место. 15 лет назад я играл Камю, а это же целый философский трактат! Но в зале стояла такая тишина, что муха бы пролетела - услышали. Я играл Калигулу и слышал дыхание зала - зритель шел за мной, шел за этими текстами. Камю, Достоевский... Сегодня мне трудно представить, как браться за такой материал. А причины совершенно очевидны - обнулившийся образовательный ценз и семейное воспитание, изменения в том, что называется населением столицы...

Мне иногда кажется, что даже базовые нравственные критерии изменились. Я уже не говорю об элементарном театральном этикете - как они приходят в театр, как ведут себя в зале. 20 лет назад было не так, хотя мы и тогда возмущались - вот 40 лет назад была публика! Но мы уже один раз пережили это в начале нулевых, после развала страны. Помню, как-то в первом ряду сидели ребята и вели себя безобразно. Я, так сказать, вышел из образа, и со сцены сделал им замечание. Видела бы ты их лица - "Ой, он к нам обращается!". Как если бы Роберт де Ниро заговорил бы с ними с экрана...

Но мы не имеем права жаловаться - это мы виноваты в том, что происходит. И с нашей молодежью, и с нашей культурой, и с нашей системой ценностей, а самое главное - с нашей страной. И не надо кивать - то, что с нами происходит, это повсеместно, по всему миру. То, что можно миру, нам нельзя. Особенно нельзя позволить себе отдать хоть пядь нашей страны. Не имеем на это права! А мы ходим по лезвию бритвы, еще один шаг - и конец!

- А скажи мне артист, пропустивший через себя Согомона Тейлиряна, почему мы утратили память? Почему многие из нас ждут братания с турками?

- Многие? Не уверен. Или мне не хочется так думать... Чудовищно, если это правда! Мне кажется, это только позиция сегодняшней власти предержащей. Призывать забыть прошлое и три тысячи лет истории! Забыть Геноцид! Наверное, в мире нет народа, которому бы не хотелось перелистнуть болезненные, трагические страницы своей истории. Но для этого нужны серьезные основания. А говорить о мире, исходя из необоснованных, из пальца высосанных аргументов, в то время как и сегодня эта нация поступает с твоей так, как поступила в 1915 году... Они даже не признали вину, не попросили прощения за преступления своих предков, не осудили их! Вот недавний случай с детьми из Степанакерта - что это было? И неужели это не бьет по достоинству нашей нации? Мое достоинство это задевает. А первой пощечиной, которую я получил лично - как человек, как армянин - была история с Рамилем Сафаровым. Азербайджанцы объявили его героем, что не удивительно, а типично. Но чем мы на это ответили? И если бы сегодняшние реалии позволяли, разве они не поступили бы с этими детьми, как в1915? Уверен, что да. И никакой президент, премьер-министр и прочее не убедит меня в обратном. Я должен сам принять - сознанием, эмоциями, всем собой - что у моей нации есть позиция и достоинство, боль утраты, уважение и любовь к собственной Родине. А если она отказывается от своих побед, своих героев и того маленького островка земли, ради которого тысячи людей отдали свои жизни - это тяжелая болезнь, если не агония.

- И что в это больное время должен говорить своему зрителю театр, артист?

- Правду! Делай на сцене что хочешь - хоть тройной тулуп, но чтобы это было правдой. И не важно, играешь ты Артуро Уи, Принца Датского или Бабу-Ягу. А для этого нужно в первую очередь не лгать самому себе. Если ты честен с самим собой, зритель это услышит и будет готов не только умереть вместе с тобой, но и жить. По крайней мере, пока идет спектакль.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ