Последние новости

ВСЕЛЕННАЯ РОДИОНА ЩЕДРИНА

Юбилей крупнейшего композитора современности Родиона Щедрина всколыхнул всю Россию. В Москве проходит музыкальный фестиваль, посвященный его творчеству, во всех концертных залах огромной страны звучит его музыка, одаривая слушателей радостью высоты. Эта музыка, давно завоевавшая "любовь пространства", востребованная во всем мире, исполняется лучшими коллективами и солистами экстракласса. В ней заключены самые гуманные идеалы, которые веками вдохновляли лучших представителей русского искусства, - чувство сопричастности жизни своего Отечества, его истории, культуре.

Высокоартистичное искусство мастера, дышащее благородной силой, пронизанное русским духом, национальным колоритом, близко и дорого армянским слушателям, что подтвердили и Дни музыки Родиона Щедрина в Армении, которые состоялись в рамках IX Международного фестиваля "Перспективы XXI века" пять лет назад и прошли под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна. В течение нескольких дней Большой зал имени Арама Хачатуряна и Дом камерной музыки стали местом паломничества ереванцев и гостей столицы. Это были дни торжества музыки, мощный духовный аккорд перед закрытием концертного сезона. По признанию самого композитора, он всегда чувствовал интерес к Армении, ее людям, своим коллегам - Эдварду Мирзояну, Александру Арутюняну и другим композиторам, с которыми его связывала давняя дружба.

В Ереване Родиона Щедрина ждали с нетерпением и естественным беспокойством, готовясь достойно встретить взыскательного мастера. Но тут слегка подкачала природа - в день открытия фестиваля щедро лил дождь, однако публика стояла железной когортой у входа в филармонию. У многих в руках были букеты цветов, с которых лилась вода. Интерес к творчеству композитора подогревался и тем, что в качестве почетной гостьи в зале неизменно присутствовала легендарная Майя Плисецкая, для которой им написаны главные партии ряда балетов.

Тем людям, которые знали, слушали, видели Родиона Щедрина еще до его приезда в 2008 году (это был второй визит известного композитора в Армению, первый был в далеком 1964 году), уже тогда был ясен масштаб этой уникальной человеческой и художественной личности. И вот теперь широкой армянской общественности представлялась возможность более полно ознакомиться с творчеством мастера.

Автор балетов "Конек-Горбунок", "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", опер "Не только любовь", "Мертвые души", поставленных в Большом театре, многочисленных фортепианных сочинений, концертов для разных инструментальных составов, а также музыки для кино, лауреат самых высоких премий СССР и России, обладатель множества престижных наград, званий и премий, Щедрин сегодня горячо любим и в Армении. Во все дни фестиваля Большой зал филармонии напоминал осажденную крепость, в которой яростно "оборонялись" от жаждущих проникнуть на концерт подразделения контролеров и даже милиционеров.

Удивительную атмосферу концертам придало присутствие богини танца Майи Плисецкой. Ее явление в правительственной ложе вызвало шквал аплодисментов. Магия ее лица, изысканная утонченность и какая-то неземная одухотворенность приводили в трепет и придавали своеобразную магию всему концертному действу. И после концерта в фойе ее выхода из ложи терпеливо ждала публика и потом долго рукоплескала, не приближаясь к ней и сохраняя дистанцию: солнце не просто греет - оно и обжигает.

Стоит ли говорить, что не только солисты, но и все участвовавшие в концертах коллективы были в замечательной форме, обеспечив подлинный успех прозвучавшим сочинениям. Особую значимость торжеству придало присутствие в зале президента РА Сержа Саргсяна с супругой и министра культуры Асмик Погосян. В дни фестиваля в Доме-музее Арама Хачатуряна супружеская пара была удостоена званий действительных членов Международной академии естественных и гуманитарных наук, а также серебряных крестов Европейского Рыцарского союза науки и искусств.

Армянская критика дала высокую оценку творчеству Щедрина, прозвучавшим на фестивале сочинениям. Вот что писала доктор искусствоведения Анна Аревшатян: "Широкий спектр, воплощенный в многочисленных разножанровых произведениях - от русской частушки с озорной интонацией, которой он вошел в мир музыкального творчества, до высоких архетипов русской традиции ("Фрески Дионисия", "Запечатленный ангел", "Моления" и др.), литературной классики, отраженной в его музыкально-сценических произведениях, стихией сугубо индивидуального инструментального стиля камерно-ансамблевых сочинений и инструментальных концертов, безусловно, ставит Р.Щедрина в ряд выдающихся композиторов современности... Одним из кульминационных моментов фестиваля музыки Щедрина явилось исполнение 9-частотного хорового цикла "Запечатленный ангел", навеянного повестью Н.Лескова и написанного на старообрядческие литургические тексты для хора а canella, солирующих дисканта и свирели или флейты. Произведение, пронизанное исконно русской духовностью, в великолепной интерпретации хора "Овер" (худ. рук. - Сона Ованесян) оставило неизгладимое впечатление. По времени создания и стилистике этому произведению близко поэтичное сочинения "Три пастуха" для флейты, гобоя и кларнета, прекрасно прозвучавшие в исполнении Т.Геворгяна (флейта), С.Мустонен (гобой, Финляндия) и В.Манучаряна (кларнет). Достойный продолжатель традиции М.Ростроповича, известный виолончелист Д.Герингас (Германия) выступил в трех ипостасях: как солист, ансамблист и дирижер, уверенно продирижировавший "Гамлет-балладой" для ансамбля, виолончелей, Concerto Cantabile для скрипки и струнных (солист - лауреат международных конкурсов Н.Борисоглебский, Concerto lontano для фортепиано и струнного оркестра (солистка - лауреат международных конкурсов Е.Мечетина) и последним симфоническим концертом, включающим широко известные "Озорные частушки", "Кармен-сюиту", а также 5-й фортепианный концерт, в котором солировал знаменитый пианист, композитор и дирижер О.Мустонен..."

В дни своего 80-летнего юбилея за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность Щедрин награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Армянские коллеги композитора, многочисленные слушатели искренне поздравляют его с юбилеем и надеются на новую встречу.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…