Последние новости

МИР ТАИНСТВА И ВОЛШЕБСТВА

Вспоминая мастера

Художница Рипсимэ Симонян была одарена так щедро и так многообразно, что для полного представления ее работ не хватило бы и нескольких залов и музеев под открытым небом. У них свои законы, свое кровообращение, своя нервная система.

Для многих любителей творчества художницы ее акварели - это откровение. Всем известны ее керамические и скульптурные работы, но мало кто знает, сколько акварельных картин и рисунков она создала: даже прикованная к больничной койке, она не оставляла карандаша и кисти. И эта щедрость души, это стремление тратить свои душевные богатства без оглядки, отдать людям всю себя без остатка - несомненно, один из первых признаков, изначальное свойство истинного таланта.

 МИР ТАИНСТВА И ВОЛШЕБСТВААКВАРЕЛИ И РИСУНКИ РИПСИМЭ СИМОНЯН - это огромный, многообразный мир образов, чувств, идей. В них ярко видится именно она с ее пристрастиями, с ее своеобычным глазом и прекрасной гибкой линией, с ее безошибочным чувством отбора и изящным лаконизмом художнического языка. Линия у нее просто поразительна: всегда единственна и окончательна. Это какой-то особый, высший дар, какая-то волшебная чудотворная сила и свойство руки художницы, всегда точно выбирающей то единственное направление, тот единственный изгиб и плавность линии, какие необходимы в каждом конкретном случае. Уверенность, верность ее руки непостижимы.

В бесконечных женских лицах нет сложной психологической нюансировки. Схвачено нечто общее, цельное. И выражено резко, смело. Художница сознательно шла на диспропорцию (одни огромные глаза на едва очерченном лице), а не на деформацию черт лица. Но резко экспрессивные приемы не разрушают целостности облика, а высвобождают его сущность. А цвет, колорит, композиция цветовых пятен всегда служат тому же самому.

Но широкую известность художнице принесли ее керамические работы и скульптуры. Как писал исследователь творчества Р.Симонян А.Василенко, в творчестве художницы отразилась вековая традиция, где высокое чувство одухотворяло мастерство ремесленника. "Симонян не только гончар, не только мастер, который может вызвать к жизни любую форму предмета. Она прежде всего скульптор, который идет от ощущения пластической массы, от самого материала, ищет в нем то, что может стать выражением ее чувств и мыслей".

Рипсимэ Симонян была широко известна. За участие в международных выставках и многообразную деятельность она была награждена серебряной медалью в Праге и двумя дипломами - в Женеве и Фаэнце, удостоена высокого звания народного художника Армении. Много сил, энергии Р.Симонян отдавала педагогической деятельности. Любовь к искусству она привила многим своим воспитанникам, большинство из которых стали подлинными керамистами, большими мастерами, продолжая славные традиции своего педагога.

… НА РЕДКОСТЬ БЕСПОКОЙНОЕ ЛЕТО СТОЯЛО В ЕРЕВАНЕ. Наполненные испепеляющим жаром долгие дни лишь на короткие часы уступали ночной прохладе. В один из таких дней, когда раскаленный под солнцем асфальт словно плавился от жары, я отправилась в мастерскую прославленной керамистки. Это было в середине 70-х годов, когда ее искусство переживало подлинный расцвет. В мастерской художницы совершался удивительный процесс одухотворения глины. Куда ни глянь - всюду керамические изделия, и от этого мастерская напоминала миниатюрный музей.

Особенно привлекали фигурки женщин, их было много. Они смотрели на нас с бесчисленных майоликовых плиток на стенах, с кувшинов, которым художница придала женский облик. А как неотразимы их глаза - таинственные, полные тепла и нежности. Образ женщины-армянки - один из лейтмотивов ее творчества. Они пленяли необыкновенным своеобразием, яркостью, хотелось понять причину их неотразимости. В них была какая-то неразгаданная тайна, хотя все казалось предельно ясным, простым по замыслу. Любуясь вазами, блюдами с причудливым армянским орнаментом, невольно вспоминаешь спрятанные высоко в горах замки, хранящие коллекции барельефов, уникальные фрески в заброшенных монастырях, тысячи памятников, щедро рассыпанных на древней земле. И это неудивительно. Ведь музой художницы была сама Армения.

Очень давно родилась у нее любовь к этому искусству. Она восхищалась мастерством древних гончаров, стремилась распознать неповторимую прелесть изделий далекой старины, старалась осмыслить это во взаимосвязи с новыми эстетическими идеалами. И кто знает, увидели бы мы сегодня эти прекрасные серии на тему "Сюник", "Гюмри", "Мариам", "Саро", если бы не бытующие у нас в народе гончарные изделия, кувшины Двина, чаши-парчи Аштарака и Артика, рельефы гор Зангезура, те каменные изваяния, которые, как стражи, окружают горный Горис. И вот на этой родной почве, по словам художницы, были созданы современные произведения: кувшин-подсвечник "Мариам" превратился в многодетную мать, кружка-парч - в нежную девушку из Гюмри, силуэты скал Гориса застыли в скульптуре стройной водоноски "Сюник", а лорийский куж стал мужественным Саро.

Приятно было смотреть, как работала Рипсимэ Левоновна. У нее была тонкая, развитая кисть, сильные пальцы. Эти руки добивались нужной пластической гаммы в керамике. Одухотворенность движений, быстрота, с которой на наших глазах возникали объемы стройной вазы, буквально завораживали. И казалось, что тепло и кровь, которая пульсировала в ее пальцах, стремительно передавались пористому существу, которое начинало "дышать".

Многие ее работы фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены жизнью, реальны. Вы рассматриваете их - и чудится, будто орел поднимает голову, птица феникс, распрямив крылья, начинает петь, девушки-горянки затевают нечто интересное, а птица сирин того и гляди сорвется со стены, чтобы присоединиться к ним. Это сказка, ставшая былью, поэзия в глине. И еще одно скрыто в образах Рипсимэ Симонян: добрая улыбка, ее мягкий юмор.

Керамические фигурки необыкновенно выразительны, выполнены с тонким вкусом. Некоторые из них сознательно архаизированы, другие трактованы условно, как бы подчеркивая символичность замысла. Передвигаясь по мастерской от стеллажа к стеллажу, Рипсимэ Левоновна как бы совершала экскурс в прошлое, знакомя меня с родословной обыкновенной глины. И кажется, что я все неудержимее вовлекаюсь в созданный ею мир таинства и волшебства. Порой ее лицо освещалось легкой улыбкой, и я восхищаюсь ее великолепными работами, по-новому вижу мир и людей. И где-то в глубине души возникают необыкновенная радость, чувство восторга перед человеком, движимым вдохновением и поисками новых свершений. Аветик Исаакян - это ее особый мир, особое пространство. Его образ рождал в художнице желание лепить его в глине. Рипсимэ Левоновна рассказывала, как она работала над портретом, часто ломая сделанное, чтобы подольше общаться с поэтом, впитывая его мысли, звучание его стихов. В год встречи в мастерской художница создала целую серию его героев.

ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИВЛЕКАЕТ В ЕЕ РАБОТАХ? Неповторимая самобытность, которая шла от поэтического восприятия жизни, непосредственность, своеобразие колористического решения. Заботясь о создании интересной и выразительной композиции, добиваясь оригинальной формы, Р.Симонян стремилась приблизиться к тому, что создано природой. Посмотрите на ее декоративное панно, росписи на блюдах, сосудах. В них - Армения, пронизанная солнцем и ветром, ее краски.

Рипсимэ Левоновна работала в технике восстановительной глазури. Эта техника была известна и нашим древним гончарам. Но в эту технику она вносила много своего, достигая удивительных расцветок, полных тонкости и нежности оттенков. Глазурь она накладывала плотным слоем, как бы поглощающим яркий цвет красителей. В блюдах Р.Симонян есть особая, четко уравновешенная сила, выраженная в упругих изгибах орнамента. Многие работы характеризует сложность узора, но перегруженности в них не чувствуется. Она была умелым орнаменталистом.

Многие сосуды керамистки повторяют традиционную форму, но обработка формы стала удивительно разнообразной. Когда стоят рядом десятки ваз, невозможно не удивиться отсутствию повтора в их декоре: стараешься отыскать два одинаковых декоративных сосуда и не находишь.

По мысли художницы, вещи, окружающие человека, должны быть красивы и доставлять радость. В этом усматривали и наши древние мастера смысл ремесла керамиста. "Мне кажется очень важным, что современное и национальное ярче всего может проявиться в наиболее художественных произведениях, в основе которых лежит декоративная функция. Для меня чашка или кувшин, плитка или декоративная скульптура являются не вещью, а художественным произведением. Они должны быть прежде всего красивыми: ведь человек сталкивается с ними каждый день. Они должны создавать поэтическое настроение и дома, и на улице".

...Проходят годы, но мы не отвыкли от ее жизнерадостного голоса: Рипсимэ Левоновна живет в нашей памяти беспокойно и возвышенно, горестно и счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях.

Галерея (5 фото)

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ