Последние новости

МИР ТАИНСТВА И ВОЛШЕБСТВА

Вспоминая мастера

Художница Рипсимэ Симонян была одарена так щедро и так многообразно, что для полного представления ее работ не хватило бы и нескольких залов и музеев под открытым небом. У них свои законы, свое кровообращение, своя нервная система.

Для многих любителей творчества художницы ее акварели - это откровение. Всем известны ее керамические и скульптурные работы, но мало кто знает, сколько акварельных картин и рисунков она создала: даже прикованная к больничной койке, она не оставляла карандаша и кисти. И эта щедрость души, это стремление тратить свои душевные богатства без оглядки, отдать людям всю себя без остатка - несомненно, один из первых признаков, изначальное свойство истинного таланта.

 МИР ТАИНСТВА И ВОЛШЕБСТВААКВАРЕЛИ И РИСУНКИ РИПСИМЭ СИМОНЯН - это огромный, многообразный мир образов, чувств, идей. В них ярко видится именно она с ее пристрастиями, с ее своеобычным глазом и прекрасной гибкой линией, с ее безошибочным чувством отбора и изящным лаконизмом художнического языка. Линия у нее просто поразительна: всегда единственна и окончательна. Это какой-то особый, высший дар, какая-то волшебная чудотворная сила и свойство руки художницы, всегда точно выбирающей то единственное направление, тот единственный изгиб и плавность линии, какие необходимы в каждом конкретном случае. Уверенность, верность ее руки непостижимы.

В бесконечных женских лицах нет сложной психологической нюансировки. Схвачено нечто общее, цельное. И выражено резко, смело. Художница сознательно шла на диспропорцию (одни огромные глаза на едва очерченном лице), а не на деформацию черт лица. Но резко экспрессивные приемы не разрушают целостности облика, а высвобождают его сущность. А цвет, колорит, композиция цветовых пятен всегда служат тому же самому.

Но широкую известность художнице принесли ее керамические работы и скульптуры. Как писал исследователь творчества Р.Симонян А.Василенко, в творчестве художницы отразилась вековая традиция, где высокое чувство одухотворяло мастерство ремесленника. "Симонян не только гончар, не только мастер, который может вызвать к жизни любую форму предмета. Она прежде всего скульптор, который идет от ощущения пластической массы, от самого материала, ищет в нем то, что может стать выражением ее чувств и мыслей".

Рипсимэ Симонян была широко известна. За участие в международных выставках и многообразную деятельность она была награждена серебряной медалью в Праге и двумя дипломами - в Женеве и Фаэнце, удостоена высокого звания народного художника Армении. Много сил, энергии Р.Симонян отдавала педагогической деятельности. Любовь к искусству она привила многим своим воспитанникам, большинство из которых стали подлинными керамистами, большими мастерами, продолжая славные традиции своего педагога.

… НА РЕДКОСТЬ БЕСПОКОЙНОЕ ЛЕТО СТОЯЛО В ЕРЕВАНЕ. Наполненные испепеляющим жаром долгие дни лишь на короткие часы уступали ночной прохладе. В один из таких дней, когда раскаленный под солнцем асфальт словно плавился от жары, я отправилась в мастерскую прославленной керамистки. Это было в середине 70-х годов, когда ее искусство переживало подлинный расцвет. В мастерской художницы совершался удивительный процесс одухотворения глины. Куда ни глянь - всюду керамические изделия, и от этого мастерская напоминала миниатюрный музей.

Особенно привлекали фигурки женщин, их было много. Они смотрели на нас с бесчисленных майоликовых плиток на стенах, с кувшинов, которым художница придала женский облик. А как неотразимы их глаза - таинственные, полные тепла и нежности. Образ женщины-армянки - один из лейтмотивов ее творчества. Они пленяли необыкновенным своеобразием, яркостью, хотелось понять причину их неотразимости. В них была какая-то неразгаданная тайна, хотя все казалось предельно ясным, простым по замыслу. Любуясь вазами, блюдами с причудливым армянским орнаментом, невольно вспоминаешь спрятанные высоко в горах замки, хранящие коллекции барельефов, уникальные фрески в заброшенных монастырях, тысячи памятников, щедро рассыпанных на древней земле. И это неудивительно. Ведь музой художницы была сама Армения.

Очень давно родилась у нее любовь к этому искусству. Она восхищалась мастерством древних гончаров, стремилась распознать неповторимую прелесть изделий далекой старины, старалась осмыслить это во взаимосвязи с новыми эстетическими идеалами. И кто знает, увидели бы мы сегодня эти прекрасные серии на тему "Сюник", "Гюмри", "Мариам", "Саро", если бы не бытующие у нас в народе гончарные изделия, кувшины Двина, чаши-парчи Аштарака и Артика, рельефы гор Зангезура, те каменные изваяния, которые, как стражи, окружают горный Горис. И вот на этой родной почве, по словам художницы, были созданы современные произведения: кувшин-подсвечник "Мариам" превратился в многодетную мать, кружка-парч - в нежную девушку из Гюмри, силуэты скал Гориса застыли в скульптуре стройной водоноски "Сюник", а лорийский куж стал мужественным Саро.

Приятно было смотреть, как работала Рипсимэ Левоновна. У нее была тонкая, развитая кисть, сильные пальцы. Эти руки добивались нужной пластической гаммы в керамике. Одухотворенность движений, быстрота, с которой на наших глазах возникали объемы стройной вазы, буквально завораживали. И казалось, что тепло и кровь, которая пульсировала в ее пальцах, стремительно передавались пористому существу, которое начинало "дышать".

Многие ее работы фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены жизнью, реальны. Вы рассматриваете их - и чудится, будто орел поднимает голову, птица феникс, распрямив крылья, начинает петь, девушки-горянки затевают нечто интересное, а птица сирин того и гляди сорвется со стены, чтобы присоединиться к ним. Это сказка, ставшая былью, поэзия в глине. И еще одно скрыто в образах Рипсимэ Симонян: добрая улыбка, ее мягкий юмор.

Керамические фигурки необыкновенно выразительны, выполнены с тонким вкусом. Некоторые из них сознательно архаизированы, другие трактованы условно, как бы подчеркивая символичность замысла. Передвигаясь по мастерской от стеллажа к стеллажу, Рипсимэ Левоновна как бы совершала экскурс в прошлое, знакомя меня с родословной обыкновенной глины. И кажется, что я все неудержимее вовлекаюсь в созданный ею мир таинства и волшебства. Порой ее лицо освещалось легкой улыбкой, и я восхищаюсь ее великолепными работами, по-новому вижу мир и людей. И где-то в глубине души возникают необыкновенная радость, чувство восторга перед человеком, движимым вдохновением и поисками новых свершений. Аветик Исаакян - это ее особый мир, особое пространство. Его образ рождал в художнице желание лепить его в глине. Рипсимэ Левоновна рассказывала, как она работала над портретом, часто ломая сделанное, чтобы подольше общаться с поэтом, впитывая его мысли, звучание его стихов. В год встречи в мастерской художница создала целую серию его героев.

ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИВЛЕКАЕТ В ЕЕ РАБОТАХ? Неповторимая самобытность, которая шла от поэтического восприятия жизни, непосредственность, своеобразие колористического решения. Заботясь о создании интересной и выразительной композиции, добиваясь оригинальной формы, Р.Симонян стремилась приблизиться к тому, что создано природой. Посмотрите на ее декоративное панно, росписи на блюдах, сосудах. В них - Армения, пронизанная солнцем и ветром, ее краски.

Рипсимэ Левоновна работала в технике восстановительной глазури. Эта техника была известна и нашим древним гончарам. Но в эту технику она вносила много своего, достигая удивительных расцветок, полных тонкости и нежности оттенков. Глазурь она накладывала плотным слоем, как бы поглощающим яркий цвет красителей. В блюдах Р.Симонян есть особая, четко уравновешенная сила, выраженная в упругих изгибах орнамента. Многие работы характеризует сложность узора, но перегруженности в них не чувствуется. Она была умелым орнаменталистом.

Многие сосуды керамистки повторяют традиционную форму, но обработка формы стала удивительно разнообразной. Когда стоят рядом десятки ваз, невозможно не удивиться отсутствию повтора в их декоре: стараешься отыскать два одинаковых декоративных сосуда и не находишь.

По мысли художницы, вещи, окружающие человека, должны быть красивы и доставлять радость. В этом усматривали и наши древние мастера смысл ремесла керамиста. "Мне кажется очень важным, что современное и национальное ярче всего может проявиться в наиболее художественных произведениях, в основе которых лежит декоративная функция. Для меня чашка или кувшин, плитка или декоративная скульптура являются не вещью, а художественным произведением. Они должны быть прежде всего красивыми: ведь человек сталкивается с ними каждый день. Они должны создавать поэтическое настроение и дома, и на улице".

...Проходят годы, но мы не отвыкли от ее жизнерадостного голоса: Рипсимэ Левоновна живет в нашей памяти беспокойно и возвышенно, горестно и счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях.

Галерея (5 фото)

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЧЕМ ТЕПЛИТСЯ ДУША...
    2025-04-25 09:46

    Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.

  • ПОСВЯЩЕНИЕ СКОРБНОЙ ДАТЕ
    2025-04-24 10:47

    В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.

  • СОЗЕРЦАНИЕ ТИШИНЫ
    2025-04-21 09:35

    Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.

  • ИМ БЫЛА ДОСТУПНА МАГИЯ ИСКУССТВА
    2025-04-12 11:35

    Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ