ARMMONO-2023 - "ЖИТЬ И ТВОРИТЬ!"
В свое полное совершеннолетие, 21 год, Ереванский Международный театральный фестиваль ARMMONO, который возьмет старт 28 апреля, достает из широких штанин дубликатом бесценного груза красную книжицу в твердом переплете. Это не просто буклет фестиваля. Это - инстабук!
Директор ARMMONO Марианна МХИТАРЯН уверена, что театр должен не только вслушиваться и слышать свое время, но непременно шагать с ним в ногу во всех смыслах, иначе и не заметишь, как собьешься с ноги.
- Признаюсь откровенно, я наивно полагала, что инстабук бывает только в Инстаграме. Но нашлись умные люди, которые мне популярно объяснили, что сегодня без этого - решительно никуда! - говорит директор фестиваля. - Так или иначе, в этом году мы произвели полный ребрендинг. Обновили и осовременили наши страницы социальных сетей. Теперь у нас нормальный новый актуальный современный сайт... Хотя по нынешним временам через месяц он уже может стать неактуальным, но все же... В рамках фестиваля пройдет его презентация. И вот еще напечатаны инстабуки, так что свое 21-летие мы встречаем, обзаведясь инстабуком.
- Замечательная продвинутость! Тем более, что проводить фестиваль, да еще вводить новации в нынешней ситуации наверняка дело непростое.
- Конечно. И дело не только в вопросах нахождения финансов, логистики и прочее. Ситуация сама по себе двоякая. С одной стороны, любые проявления искусства и культуры сегодня особенно необходимы - не только Армении, но и всему миру С другой, происходит не только глобальная переоценка ценностей, но и восприятия театра, кино, литературы как чего-то большого и значимого. Плюс все то, что происходит в реальной жизни и за чем можно наблюдать в реальном времени, настолько "экшн", который завораживает... А тут еще подступает искусственный интеллект, и, кто знает, может скоро на сценах появятся спектакли в его исполнении и у них будет свой зритель. И, может быть, мы будем обсуждать тему, в какой пропорции в театре должен присутствовать живой человек, а в какой - искусственный интеллект. Иногда кажется, что дискуссии такого рода не за горами.
А пока для меня энергетика человека, мысль человека, эмоция человека - самое большое и прекрасное, что есть в искусстве вообще и в театре, в частности. Но в этой ситуации стремительных изменений фестиваль выбрал, на мой взгляд, актуальное направление. Мы решили направить фокус внимания на "племя молодое незнакомое" - и, в первую очередь, на наших армянских режиссеров, актеров и драматургов. Прошло то время, когда актеры в этом жанре были сами себе постановщиками. Сегодня моноспектакль - это серьезная творческая команда, полноценный спектакль с режиссером, художником, хореографом. И очень интересно понять, как они сейчас мыслят, куда идет это поколение молодых армянских творческих деятелей. И поскольку ставка делалась именно на молодежь, мы пригласили из Польши Марека Колоновского, директора фестиваля и, можно сказать, специалиста по дебютному движению. Польша, как известно, одна из прародительниц моноспектаклей. Так что, будет интересно послушать мнение специалиста, который впервые в Армении, и надеюсь, у нас состоится пролонгированное сотрудничество.
- Что молодым везде у нас дорога, уже понятно. А как насчет почета "старикам", в смысле - маститым актерам?
- В ARMMONO уже во второй раз принимает участие наша дива Варсеник Никогосян с монооперой "Ожидание". Актриса Русского театра Лиля Мукучян покажет спектакль "Варечка", который в сотворчестве с режиссером Еленой Варданян получился очень интересным и ярким, это, наверное, определенный этап в карьере актрисы. И, конечно, Армен Кушкян со спектаклем "Сны Гамлета" по пьесе Нины Мазур. Так уж вышло, что это - последний спектакль, поставленный нашим замечательным Ваге Шавердяном. Ведь ничто не предвещало... В прошлом году другой его моноспектакль, "История Настасьи Филипповны...", поставленный опять же в тандеме с Кушкяном, получил награду за лучшую режиссуру в Литве. Прошлой весной, спектакль по Достоевскому, на русском языке - в Литве! Это само по себе говорит о суперкачестве. Частица души Ваге Суреновича осталась в "Снах Гамлета" - будет показ и вечер памяти большого армянского режиссера.
Ну, и наша звезда Татев Казарян. Она не играет спектакля, но при ее актерском участии и руководстве как режиссера пройдут на протяжении трех дней театрализованные читки пьес наших драматургов. Это уже традиционный для фестиваля формат, который мы реализуем вместе с журналом "Драматургия" и сайтом Татрон.ам под редакцией Карине Ходикян. Это одновременно и пропаганда наших пьес, и своеобразный мониторинг для их создателей - что по-настоящему интересно и нужно зрителю.
- Вообще-то многих зрителей больше интересует международная программа - наших можно посмотреть и в остальное время года...
- Так уж совпало, что в прошлом году в день, когда у нас играл литовский актер, в Ереван прилетел президент Литвы. 30 апреля в Армению прибудут высокие официальные гости из Казахстана, а в рамках ARMMONO будет играть звезда казахской сцены и кино, лауреат многочисленных премий, ведущая актриса Казахского академического театра драмы им. М.О.Ауэзова Назгуль Карабалина. И еще один спектакль из Казахстана - «Одного кто знает?», успевший завоевать признание многих международных фестивалей в постановке известного режиссера Дины Жумабаевой и блистательном исполнении Юлии Кудряшовой. Это авторское прочтение пьесы Бригитте Швайгер «Фюрер, прикажи!» - монолог австрийской еврейки, которая боготворила своего фюрера. Кстати, наш оперный премьер Барсег Туманян и его супруга Наира сегодня живут в Казахстане, где являются не только востребованными, но глубоко почитаемыми людьми. Два этих спектакля - рекомендация Наиры Туманян, за что ей отдельное спасибо.
В рамках ARMMONO состоится премьера - "Агнес, жена Уилла", это о жене Шекспира. Ее сыграет уже постоянный гость фестиваля Ирина Мегвинетухуцеси, для которой поставил спектакль известный грузинский режиссер Автандил Варзимашвили, и он также будет нашим гостем. В нашей программе два спектакля из России, и оба по Достоевскому - "Кроткая" и "Палач".
- Если смотреть в суть, какова специфика ARMMONO дня сегодняшнего?
- Это фестиваль-лаборатория. Лаборатория, которая хочет, конечно, не остановиться, но оглянуться и понять, куда мы все идем. А это, видимо, большой-большой секрет. И чтобы понять этот секрет, наверное, действительно требуется какое-то самоуглубление. Отсюда шоукейс наших пьес, наших актеров и режиссеров.
И, конечно, если вглядеться в нашу программу, очевидна еще одна примета времени. Большинство спектаклей - это нон-фикшн, это театр-док, когда творческие люди хотят говорить со зрителем о самых наболевших проблемах, которые "здесь и сейчас", от первого лица, языком документальным. Это и "Клубок" Гаяне Егиазарян, это спектакль по пьесе Анаит Топчян "Монолог из дома для умалишенных" - кстати, очень интересная молодежная работа. Сюда же можно отнести "Гражданина Луны" Алексея Кулакова из Беларуси и даже в какой-то мере казахстанский "Одного кто знает?". Еще есть спектакль "Вы мня видите?" - биографическая пьеса Асмик Аветисян, девушки, которая не видит. А закрывать фестиваль мы будем спектаклем "Жить!" - пьеса Сары Налбандян в постановке Сурена Шахвердяна. Так или иначе, все перечисленные работы - о преодолении. Преодолении собственного недуга или каких-то больших общих проблем. О том, что, продираясь и побеждая все жизненные катаклизмы, несмотря ни на что, человек продолжает жить и творить. "Жить и творить!" - я бы сделала это девизом фестиваля.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...