С ЛЮБОВЬЮ И УВЛЕЧЕНИЕМ
На Ереванской оперной сцене состоялась премьера спектакля «Любовный напиток» Г. Доницетти
"Для оперы температура ощущений должна быть выше нормальной. Ну, скажем, 39,7!" Говоря это, Родион Щедрин имел в виду остроту драматической ситуации для "разогрева" композитора. И все же, как кажется, при создании своей комической оперы «Любовный напиток» температура ощущений Доницетти вряд ли превышала норму. Иначе это сказалось бы и на эмоциональном состоянии зрителя, который воспринимает ее без драматического напряга, испытывая истинное наслаждение лишь от звучащей музыки, а не от сюжета оперы, который вполне банален.
БЛЕСТЯЩАЯ, ИСКРОМЕТНАЯ, ПОЛНАЯ ВЕСЕЛЬЯ И ИСКРЕННЕЙ ЧУВСТВЕННОСТИ МУЗЫКА, написана автором в максимально короткий срок, что явствует из его письма либреттисту: «Я должен написать оперу за две недели. Вам на вашу работу я даю неделю. Но поимейте в виду: у нас есть немка примадонна, тенор, который заикается, буффо с голосом, как у козла, и никудышный французский бас. При всем этом вы можете себя прославить».
И действительно, прославились оба - и композитор, и либреттист Ф. Романи. После премьеры в Милане опера успешно шла на многих прославленных сценах мира. Да и сегодня она популярна. К сожалению, в репертуаре нашего оперного театра ее не было, за исключением Оперной студии при Ереванской консерватории, где она была поставлена лет двадцать назад. Но многие арии из этой оперы нередко исполнялись армянскими певцами, особенно коронный романс Неморино «Следы любимой видел я!»
И вот Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова обратился к этой комической опере Доницетти, претворяющей традиции итальянской оперы-буфф. Премьера ее прошла успешно, и спектакль, по всей видимости, войдет в репертуар театра. И довод авторов спектакля - "ведь должна же быть в репертуаре хоть одна опера, в которой никто не погибает" - вполне оправдан.
Отметим сразу, что выдающихся певческих работ в спектакле не случилось, но в целом все звучало добротно и на достойном уровне. Художественное единство, которое составило музыкальное руководство в лице К. Дургаряна, режиссера Ольги Гусевой, сценографа Аветиса Барсегяна, хормейстера Грача Боряна, хореографа Ара Асатуряна, приковало внимание публики, заставило с неослабевающим интересом следить за идеями и чувствами, сплавленными в законченные образы. Авторами спектакля была проделана большая работа по подготовке красивого и зрелищного спектакля, в котором успешно участвовали артисты театральной оперной программы под руководством Левона Джавадяна и артисты молодежного хора под управлением Эммы Аракелян.
Уделив самое углубленное внимание проблематике либретто, постановщики ереванского спектакля сумели сохранить драгоценные для музыкальной комедии легкое дыхание, блеск и праздничность спектакля-буфф.
ОТЛИЧНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ ОРКЕСТР, В ЧЕМ ВИЖУ ЗАСЛУГУ в первую очередь дирижера Карена Дургаряна, поскольку мне приходилось слышать исполнение того же оркестра в других спектаклях – разбалансированного, неровного по звучанию, с киксами духовых. В этом спектакле оркестр выступает как организующее начало развития музыкально-сценической драматургии. Сразу чувствуется, что спектакль находится в чутких, профессионально надежных руках. Музыка звучит эмоционально и выразительно. В игре оркестра ощущается четкий, внутренний пульс, живое дыхание, единое движение к кульминации. Оркестру удалось тонко передать разнообразные нюансы. Дирижер прекрасно чувствует, что в опере бельканто оркестр - субстанция важная и он должен очень выгодно подать певцов. И дирижер на самом деле чуток по отношению к певцам, и это самым благотворным образом сказывается в ансамблевых эпизодах. Они звучали стройно, ровно и чисто, певцы слушали друг друга и дирижера, что заслуживает быть отмеченным особо.
Режиссер Ольга Гусева стремилась максимально выявить интересную и непростую конфигурацию персонажей оперы, их характеров. Артистам предложена задача создания характеров неоднозначных. Для достижения этой задачи режиссером придумано множество остроумных деталей, эффектных приемов. Эта пластические акценты, тщательно продуманные мизансцены, шутливое обыгрывание отдельных реплик… Все сделано с хорошим вкусом и чувством меры.
Существенную роль в создании образа спектакля играет сценография Аветиса Барсегяна, точное и лаконичное определение места действия - сад во дворе Адины. Основное значение сценического оформления – содействовать более глубокому раскрытию центральной мысли спектакля. Декорации легко переосмысливаются, подчеркивая содержание и эмоциональный настрой каждой сцены. В целом оформление представляется впечатляющим и убедительным, потому что находится в соответствии со стилистическими особенностями музыки, помогает раскрыть ее сущность.
Приятно удивил хор (хормейстер – Грач Борян), который на протяжении всего спектакля ни разу не был статичен. Жизнь толпы на сцене – одна из сильных сторон постановки. Во всяком случае, нигде с такой активностью не включался в действие хор. Его вполне можно включить в перечень действующих лиц. Артисты хора в полной мере - свидетели и участники событий. Хор не только интонирует разноплановую музыку: для него всякий раз отыскивается особый характер движений, сценического поведения, вытекающего из конкретных ситуаций.
Естественно и легко возникают по ходу действия танцевальные эпизоды (хореограф – Ара Асатурян), в пластической лексике удачно сочетаются элементы "ретро" и современного хореографического языка.
В этой комической опере всего два буффонных персонажа – Белькоре и Дулькамара. Первый – это карикатура на галантного солдафона, образ которого великолепно передан баритоном Гагиком Варданяном (в других составах Арам Саргсян, Нарек Варданян). Второй - на доктора – шарлатана Дулькамара, в роли которого Гош Саргсян, (Фердинанд Мурадян, Микаэл Саргсян). Что касается главных героев - Неморино и Адины, то они осуществляют лирическую линию оперы.
Исполнитель партии Неморино (я слушала только первый состав) тенор Тигран Акопян точно знает свои вокальные и актерские возможности, владеет ими, умеет максимально подчинить их художественной задаче. В его исполнении есть такие замечательные качества, как чувство меры и свобода, гибкость фразировки и пластичность. Простодушный и застенчивый он сумеет покорить сердце капризной фермерши Адины своей трогательной нежностью, а не благодаря бутылке бордо, которая выдавалась лекарем – шарлатаном за любовный эликсир. Очень нежно и страстно, томно и ласково, как серенаду, поет он коронный номер всей оперы - «Una furtiva lagrima» («Слезы любимой видел я»). Эта ария, которая вводится мелодией фагота в сопровождении пиццикато струнных и партии арфы для Доницетти является символом невинности. Этот романс действительно становится сублимацией любви Неморино, благодаря выраженному в нем глубокому чувству. В музыкальном и драматическом плане это наилучший противовес фанфаронству Дулькамара. Тип этого шарлатана с его любовным зельем удачно воплощает Гош Саргсян.
ТЕПЛО ПРИНЯЛА ПУБЛИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦУ ПАРТИИ АДИНЫ НУНЕ ГРИГОРЯН. У нее хороший голос, музыкальность, внешние данные. Нуне показала себя артисткой современной сцены. Ее героиня – живая, пылкая, импульсивная - быстро завоевывает симпатию публики.
Увлеченно, легко поет свою партию Белькоре Гагик Варданян. Бравый вояка с первого своего появления тут же обращает внимание на кокетливую Адину. Но как бы то ни было, пара влюбленных - Неморино и Адина - в финале обретают друг друга. Главные партии в спектакле исполняют молодые артисты Театральной оперной программы, обращая на себе внимания именно с музыкального ракурса, выявляя осмысленное владение культурой пения.
Очень приятно, что в последние два года - с приходом Карена Дургаряна в театр - жизнь коллектива заметно оживилась. Ни дня покоя – это принцип нового руководства. И такой подход дает свои плоды – премьеры не только снятся: они стали реальностью. Вот и в скором будущем нас ждут новые постановки…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.