АРМЕНИЯ - СВЕТ ВО МРАКЕ
Профессиональная журналистика - тяжкое, неблагодарное занятие, изматывающее силы, треплющее нервы и не оставляющее практически времени еще для чего-то, тем более в сегодняшнем ошеломляющем ритме жизни. Впрочем, некоторые все же умудряются, кроме обязательной программы, выступить и в произвольной - пишут прозу, стихи. И издают.
НА ДНЯХ ВЫШЛА КНИГА РАССКАЗОВ ВАНАДЗОРСКОГО ЖУРНАЛИСТА СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ОВАНЕСА КАРАПЕТЯНА. Кстати, пятая по счету. В предисловии его однокурсник по ЕГУ, главный редактор газеты "Азг" Акоп Аветикян с теплотой вспоминает студенческое прошлое, ярких, культовых, преподавателей, напоминает, что Карапетян приехал в Армению из Греции, здесь обрел Родину, профессию, которая помогла ему встретить многих интересных людей. Некоторые из них переродились в персонажей рассказов.
В небольшом сборнике под названием "Взгляд назад", кроме рассказов, есть интервью, очерки, миниатюры, просто мысли. Автор всматривается в жизнь, изучает современников, прикидывает, в каком жанре о них можно рассказать и сколько для этого потребуется слов, чтобы и герой был узнаваем, и читатель не утомился. Эта задача стоит перед литераторами на протяжении всей жизни.
Ованесу Карапетяну еще в юности, на 4-м курсе, посчастливилось встретиться в редакции кироваканской газеты "Гугарк" с дочерью Егише Чаренца Арпеник. Она поделилась воспоминаниями своей матери Изабеллы Чаренц и писателя Гургена Маари о поэте. Карапетян, конечно, записал и кое-что из рассказанного вошло в сборник.
Первая жена Чаренца Арпеник умерла в 1927 году. Поэт попросил скульптора Меркурова сделать посмертную маску и слепок руки. Иногда показывал эти святыни близким людям и целовал.
Чаренц очень любил детей, свою вторую жену.
- Изабелла, у тебя роскошные черные волосы, сделай пробор посредине и носи черную одежду.
- Чаренц, ты меня в монашку превратил...
- Ты больше похожа на итальянскую мадонну.
В книге Карапетяна есть беседы с деятелями искусства, живущими в Ванадзоре. Это актеры Александр Шагафян, Акоп Азизян, гусан Саркис Закарян. Читатель узнает некоторые подробности о жизни и творчестве земляков автора, их главных ролях и песнях.
16 РАССКАЗОВ СБОРНИКА ЗАТРАГИВАЮТ РАЗНЫЕ ТЕМЫ. Их герои - простые люди с непростой у некоторых судьбой. Вот один выпивоха с юмором доказывает, что ведет себя строго по советам врачей: пьет разбавленный медицинский спирт, закусывает докторской колбасой, но жена все же уходит и вряд ли вернется.
Жена другого постоянно корит супруга за то, что он не вписался в новую жизнь, семья нищенствует. В конце концов издерганный муж попадает в больницу, где сердце останавливается. Берегите мужчин.
Я всего лишь пересказываю сюжеты. Они несмотря на краткость рассказов полны размышлений о людях, судьбах, Боге, который един для всех, и это должны понять приверженцы всех конфессий.
В книге есть и дети. Учительница предложила школьникам написать сочинение на тему "Мой дедушка". Вануш написал про своего. О том, как он в годы Великой Отечественной войны дошел до Польши. А вернувшись, попал в плен. Внук обыграл слова деда о женитьбе, когда он с улыбкой вспоминал о пленившей его бабушке Варсик, с которой прожил долгие счастливые годы. Мальчик назвал сочинение "Пленник". Ну а учительница, "товарищ Эгине", чуть снизила оценку. Заголовок ей не понравился.
У сборника есть второе название, шрифтом поменьше - "А есть ли у нас Родина?" Этот вопрос ставится в первом рассказе "Мечта". Его героиня Аревик-майрик прожила более 100 лет, прожила одна и все эти годы служила добру. Даже в преклонном возрасте вязала носки для тех, кто воевал в Карабахе, защищал Родину. Сама Аревик родилась в Западной Армении. Писатель рассказывает о ее юности, о резне, о наглых ухмылках турецких жандармов: "Ну где этот ваш Христос? Почему не спасет вас?"
Спасти могли только свои. Одного из них звали Сепухом. Аревик хотела присоединиться к парням. Но Сепух не позволил: не девичье это дело - воевать. Расставаясь, он написал несколько слов на листке бумаги, срезал прядь своих волос, завернул все в платок и передал влюбленной в него Аревик со словами:
- Это тебе. Развернешь через годы, когда Армения станет свободной и безопасной.
Сепух с друзьями погиб в неравной схватке. Аревик спаслась в караване беженцев. Всю жизнь хранила платок Сепуха в шкатулке, а его слова - в душе.
КОГДА АРЕВИК-МАЙРИК ХОРОНИЛИ, КТО-ТО ИЗ РОДНЫХ ВЫПОЛНИЛ ЕЕ ПОСМЕРТНОЕ ЖЕЛАНИЕ - положил в гроб платок Сепуха с запиской из 1915 года.
"Моя несравненная Аревик... В эти два дня я лучше понял, что такое война. Понял, что воевать за Родину - значит очень любить жизнь. Может быть, я сложу голову за то, чтобы остаться армянином. Но верю, что Родина у нас будет.
Прошу тебя удостоить платок родной земли. Моя дорогая Аревик. Я воюю и за тебя. Люблю тебя. Всегда твой Сепух".
Текст записки воспроизведен в книге красивым почерком. Рассказ - лучший в сборнике. Я бы его в конец поставил. По соседству с мыслями Карапетяна о смысле жизни и судьбе Армении.
Человек от рождения тянется к Богу, но натыкается на Сатану.
Любовь - мост, за которым нужно постоянно ухаживать. Причем с обеих сторон.
Интересно, если планету Земля провозгласят Турцией, глаз турка насытится?
Армения - свет во мраке.
Автор, безусловно, прав и насчет света, и насчет мрака. За тысячи лет своей истории мы всегда тянулись к свету, несмотря на часто окружающий мрак. Мы заплатили очень дорогую цену за то, чтобы остаться армянами и только потому уцелели в отличие от подавляющего большинства исторических сверстников.
Сегодня тоже очень тяжело. Потому что среди нас оказались такие, которые не понимают, что за Родину временами приходится платить жизнью. Такие, для которых, где пир горой - там дом родной. Пора всем понять, кто прав: Сепух или те, которые не обижаются, когда их называют турками?
А Родина у армян есть и будет, потому что свет рассеет мрак.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".