«ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ БОЛЬШЕ ВО ИМЯ АРЦАХА»
Так можно назвать благотворительный концерт, прошедший недавно в большом зале филармонии имени А. Хачатуряна, инициированный Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна и инициативной группой гуманитарной помощи Арцаху. Все средства от концерта переданы постоянному представительству Карабаха в Армении для обеспечения медицинских нужд арцахских детей, страдающих от очередной азербайджанской агрессии.
Только одно произведение включала программа этого концерта – но какое! – Девятую симфонию Брукнера, ставшую лебединой песней классика австрийской музыки, его последним крупным произведением. В исполнении Армянского симфонического оркестра она прозвучала впервые.
КАК ИЗВЕСТНО, НАД СВОЕЙ ПОСЛЕДНЕЙ СИМФОНИЕЙ А. БРУКНЕР работал будучи уже тяжело больным. Это было время позднего, но и полного безусловного признания. По словам биографов композитора, после долгих лет гонений критики, его музыка наконец-то завоевала весь мир. Исследователи музыки Брукнера определили ее как «Готическую». Над симфонией композитор работал до последнего дня своей жизни. Сохранились эскизы финала, показывающие, что он был задуман в грандиозных масштабах, с фугой и хоралом. Предчувствуя свой скорый конец, композитор рекомендовал вместо последней части исполнить «Te Deum». Премьера Девятой симфонии состоялась в Вене в 1903 году и прошла с огромным успехом. Даже незавершенная симфония произвела огромное впечатление, поражая величием замысла. «Te Deum» не всегда исполняется, так как великолепное адажио вполне убедительно завершает монументальный цикл.
Оркестр под управлением Сергея Смбатяна сумел продемонстрировать свои ансамблевые достоинства, чистоту строя, блеск духовой группы. Симфония Брукнера прозвучала вдохновенно, может быть, не во всем гигантском масштабе замысла композитора, но весьма значительно, покоряя глубиной и величием. Многоликая, по-разному воспринимающая музыку публика, мгновенно подчинилась воздействию симфонии. А это бывает нечасто.
Слить различные эпизоды в единое полотно, воплотить могучий размах и трагедийный пафос под силу не просто зрелому мастеру, но музыканту, искренне увлеченному музыкой. Творческий энтузиазм Сергея Смбатяна сплотил вокруг себя весь оркестр. Такую увлеченность, единство исполнительских усилий, осмысленность целого и каждой детали, как на этом концерте, встретишь не часто. Не идя на поводу только у внешней – пусть очень эффектной стороны сочинения, дирижер сумел передать главное - щемящую тоску, накапливаемый трагизм. Смбатян и его оркестр заставили услышать в музыке Брукнера нечто, во много раз превосходившее ее чисто звуковую реальность.
Публика (а она заполнила весь зал), пришедшая на концерт, по-настоящему прожила в сложном, неоднозначном духовном мире, который в интерпретации оркестра и его дирижера стал понятным и близким всем. Без преувеличения можно сказать, что в течение часа с лишним исполнители не просто погружались в звуковой мир брукнеровской музыки, но совершали экскурсы в самые разные сферы духовного бытия, которые выражены в этом масштабном произведении. Только после такого вживания подлинные ценности искусства композитора, являясь в некотором смысле эквивалентом концентрированного человеческого опыта, становятся доступными для восприятия, находят отклик. И этот резонанс сцены и зала, возникший на концерте, - свидетельство тому.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?