Последние новости

ОБ ИСКУССТВЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ, МНОГОВЕКОВОМ АРЦАХЕ И НЕСУСВЕТНОЙ БАКИНСКОЙ ЛЖИ

На днях президент Азербайджана в интервью одному из местных каналов с серьёзным видом разглагольствовал о том, что Армения является «инородным телом» для региона, что армяне – пришлые, а Республика Армения – искусственно созданное государство, причём Ереван подарили Армении… азербайджанцы. Конечно, нормальный человек не стал бы слушать подобную ахинею. Сам выпускник МГИМО вряд ли верит в собственные слова. Это всего лишь пропагандистская ложь, преследующая далеко идущие цели. Если же экстраполировать ситуацию в плоскость Азербайджан – Арцах (Нагорный Карабах), то получим следующую картину.

ПРАКТИЧЕСКИ ТОТ ЖЕ ФАЛЬШИВЫЙ НАРРАТИВ БАКИНСКАЯ ПРОПАГАНДА целенаправленно применяет в отношении Арцаха – якобы Нагорный Карабах является исторической азербайджанской землей, а армяне были переселены туда в начале 19 века.

На деле всё обстоит с точностью до наоборот. Об автохтонности и самоидентичности армян Южного Кавказа свидетельствуют тысячи исторических памятников – церквей, храмов, монастырей, вековой хозяйственный уклад местного армянского населения, артефакты археологических раскопок, исторические факты и научные труды современных и древних учёных, в том числе античного историка и географа Страбона, который в своём известном труде «География» сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении.

В первоисточниках современный Карабах (Арцах) в разные периоды истории назывался различными именами: Уртехе-Уртехини, Орхистена, Арцах, Цавдек, Хачен, Карабах. Античные историки свидетельствуют о том, что во времена армянских царей Арташеса и Зареха (второй век до нашей эры) и позднее во времена Страбона (первый век до нашей эры) Арцах был составной частью Армении, с однородным по языку населением – армяноязычным.

Одним из многочисленных фактов, опровергающих абсурдные вымыслы азербайджанской пропаганды о появлении армянского этноса в регионе лишь в 19 веке, является документально сохранившаяся многолетняя переписка армянских меликов (князей) Карабаха с российским императорским двором и некоторыми европейскими державами, начавшаяся ещё в первой четверти 18 века.

Сами азербайджанские авторы прямо или косвенно свидетельствуют об автохтонности карабахских армян и захватнических устремлениях перекочевавших в регион мусульман. На данный факт прямо указывается в рукописи Мирзы Джамаля Джеваншира Карабагского «История Карабаха», охарактеризованной институтом истории Академии наук Азербайджанской ССР как «один из ценных первоисточников по истории Азербайджана 18-19 веков». О переселении кочевых тюркских племён из Ирана на часть территории Арцаха свидетельствуют и другие тюркские и персидские авторы – Мирза-Адигезал-Бек (Карабах-намэ, Баку, 1950 г.), А. Бакиханов (Гюлистан – Иран, Баку, 1926г., издание «Акты Кавказской археографической комиссии» (Тифлис, 1866 г.) и т.д.

НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО НИ В ОДНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ИСТОЧНИКЕ НА КАКОМ-ЛИБО ЯЗЫКЕ о существовании Азербайджана в рамках Закавказья до 19 века не упоминается. Слово «Азербайджан» в отношении территорий, вошедших в 1920-е годы в состав Азербайджанской ССР, стало применяться лишь в начале 20 века после установления на этих территориях турецкого оккупационного режима в конце Первой мировой войны и провозглашения т.н. «Азербайджанской Демократической Республики». Кстати, искусственность этого протурецкого образования поразила генерала Деникина. «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, не настоящим, начиная от названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии, – писал глава Белого движения. – Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединённая турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе…»

Интересно мнение по этому поводу бывшего депутата Национального собрания НКР, ныне покойного Максима Мирзояна: «Идея «Азербайджана» появилась на базе сепаратных переговоров российской большевистской верхушки и Турции, заверившей Ленина (не без помощи Сталина и мусаватиста Берии) построить на остатках Османской империи коммунистическое общество. Затем большевики материализовали эту идею, создав на землях народов, населяющих регион (таты, талыши, лезгины, армяне и др.), лоскутное государство – Азербайджан. Оккупация и аннексия прошли под мирным лозунгом строительства светлого будущего. Самые большие «лоскуты» армянского происхождения – Нахичевань, Карабах, Утик, Гардман…»

Итак, название «Азербайджан» применительно к территории современного Азербайджана появилось лишь в 1918 году, в период, когда пришедшая к власти в Баку партия «Мусават» стремилась придать легитимность последующим притязаниям на сопредельные провинции Ирана. Исторической науке известна лишь древняя иранская провинция Антропатена – Адрбадаган, трансформировавшаяся в тюркском звучании в современное название Азербайджана. Этноним же «азербайджанцы» появился лишь в 30-х годах. До этого во всех российских и советских источниках они упоминались как «кавказские татары» или «тюрки». Даже в азербайджанских источниках приводится, хотя и искаженная, но доказывающая историчность существования армян в Восточном Закавказье версия событий, чего нет относительно существования азербайджанского народа и государства до 1918-1921 гг.

Отметим также, что в этнографической литературе русских авторов 19-20 веков отмечается выгодное отличие армян в ведении земледелия и беспомощность в этом плане кочевников, для которых по объективным причинам земледелие являлось занятием второстепенным.

Хотя перекочевавшие в Закавказье «татары» стали вести частично оседлый образ жизни, психология кочевника, руководствующегося излюбленным принципом «раз ступив на чужую землю, считай её своей», осталась: по сей день азербайджанские псевдоаналитики самым наглым образом извращают историю региона, пытаясь оправдать притязания «кавказских татар» на территорию не только Арцаха и Армении, но других соседей с древнейшей историей (Грузии, Ирана и др.), вместе с их уникальным культурным наследием.

Во время научной конференции в октябре 2022 года в Степанакерте на тему «Проблемы и риски защиты духовного и культурного наследия Арцаха» предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Вртанес Абрамян, говоря об истоках и мировом значении армянской культуры и о проводимой на государственном уровне многолетней разрушительной политике Азербайджана, отметил: «Мы созидаем, а они разрушают и радуются этому. Создаётся впечатление, что они боятся нашего наследия. Так оно и есть – они боятся и завидуют нам. У них такая патологическая болезнь: бывшие кочевники хотят изгнать коренной народ с его родины, превратить его самого в кочевника и занять его место».

И ОТНЮДЬ НЕ СЛУЧАЙНО, ЧТО С МОМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА и нелегитимного включения Нагорного Карабаха в состав этого квазигосударства бакинские власти вели целенаправленную политику по планомерному уничтожению на подконтрольной им территории религиозных очагов армянского народа и созданных им за многие тысячелетия памятников. Некоторые же особо значимые духовно-культурные объекты недавние кочевники пытались присвоить для «создания» собственной «древней истории». При этом вандалов не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве. Присвоение кочевниками-захватчиками уникального духовного и материального историко-культурного наследия древнего Арцаха происходило в соответствии с турецкой пословицей «город наш – и халва наша».

Нынешний президент Азербайджана расширил масштабы деятельности своего отца и его предшественников в этом направлении. Известно, что ещё 14 декабря 2005 года в своей речи по случаю 60-летия Академии наук Азербайджана Ильхам Алиев призвал азербайджанских учёных вовлечься в программу «обоснования» перед мировым сообществом отсутствия исторических прав армянства на Нагорный Карабах. Он обещал субсидирование программы объединения усилий азербайджанских специалистов в разработке и пропаганде его тезиса о том, что «армяне пришли в Нагорный Карабах – неотъемлемую часть Азербайджана – как гости» и что «...нынешняя Армения, территория, именуемая на карте Республикой Армения, – это исконно азербайджанская земля»...

Учёный-кавказовед, кандидат исторических наук Тимур Айтберов, выступая на вышеупомянутой научной конференции в Степанакерте, в частности, отметил: «В Баку появилась странная «наука», цель которой доказать, что армяне не жили в регионе и даже в Арцахе. При этом они основываются на небылицах, сказках. Наши достоверные свидетельства опровергают утверждения этих “учёных”».

Нынешний военно-политический режим Азербайджана окончательно раскрыл свою варварскую суть в ходе «сорокачетырёхдневной войны» 2020 года, взяв под прямой прицел христианские святыни Арцаха. В частности, были нанесены ракетные удары по главному символу г. Шуши – Собору Сурб Аменапркич Казанчецоц (Собор Святого Христа Всеспасителя) 19 века.

«Они бьют по нашим духовным ценностям, в то время как мы восстанавливаем мечети», – прокомментировал в те дни данное святотатство тогдашний предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, справедливо разглядевший в нанесении целенаправленного двойного удара по шушинской церкви почерк террористической группировки «Исламское государство».

Сегодня азербайджанские оккупанты средь бела дня рьяно уничтожают армянский исторический след на временно перешедших под их контроль территориях, рушат ценности, созданные за столетия и тысячелетия, в том числе памятники, входящие в сокровищницу мировой культуры. Имеется множество задокументированных случаев преднамеренного разрушения и вандализма в отношении армянских церквей, иных религиозных и культурных памятников со стороны азербайджанских вооружённых сил как во время боевых действий, так и после войны.

ИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ АРХИТЕКТОР НИКИТА ШАНГИН, ПОСЕТИВШИЙ НАГОРНЫЙ КАРАБАХ после кровавой азербайджано-турецкой террористической агрессии 2020 года для ознакомления с ситуацией на месте и проведения научных исследований, категорически осудил совершаемые азербайджанской стороной преступления и потребовал положить конец вандализму. «То, что я увидел и почувствовал, не вписывается в область человеческого разума. Произошедшее является культурным геноцидом и напоминает преступления, совершённые против армянского народа в Османской Турции в начале прошлого века, тот же средневековый почерк», – подчеркнул он. При этом «верхом проявления цинизма Алиева» Шангин назвал церемонию закладки под руководством бакинского диктатора фундамента мечети в центре оккупированного Гадрута, в котором никогда азербайджанцы не проживали.

«Когда-нибудь фальсификаторы истории будут привлечены к ответственности. Просто это чуть запаздывает», – сказал Шангин.

Тем временем судьба более 2000 армянских памятников на территориях, оказавшихся под временным контролем Азербайджана, находится под серьёзной угрозой. Среди них 13 монастырских комплексов, 122 церкви, 52 крепости и 523 хачкара. Как отмечалось выше, параллельно с пещерным варварством продолжается процесс «культурного» мародёрства, то есть «албанизации», а точнее – «удинизации» армянского наследия Арцаха.

Весьма примечательное в данном контексте заявление сделал после 44-дневной войны 2020 года председатель Союза архитекторов Азербайджана Касимзаде, который призвал уничтожить все армянские храмы на оккупированных территориях Арцаха. В свете такого призыва становится понятен отказ бакинского режима допустить в регион миссию ЮНЕСКО для мониторинга послевоенного состояния армянского культурного наследия.

Систематически и целенаправленно уничтожая древние святыни Арцаха, попирая всё святое на этой маленькой, сакральной для армян мира земле, передовом оплоте христианства в регионе, квазигосударство Азербайджан с диктаторскими порядками и варварскими нравами бросает вызов устоям всего цивилизованного мира. Надо решительно положить конец этому святотатству и призвать бакинских варваров к ответу…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЕССРОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ БЕЗ МИРНОГО ДОГОВОРА
      2024-05-11 11:35

      12 мая 1994 года, откликаясь на призыв о прекращении огня, изложенный в принятом 5 мая того же года в Бишкеке протоколе, стороны карабахского конфликта заключили бессрочное соглашение о прекращении огня в зоне конфликта. Документ подписали министры обороны Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха: соответственно - Мамедрафи Мамедов, Серж Саргсян и Самвел Бабаян. Основным положением договора являлось обеспечение полного прекращения огня и военных действий с 00 часов 01 минуты 1994 года.

    • ГЕРОИ ПОБЕДЫ
      2024-05-09 09:58

      К 79-летию Победы в ВОВ Азербайджан уничтожил в Арцахе почти все памятники героям В Нагорном Карабахе (Арцахе) всегда трепетно относились к памяти о Великой Отечественной войне. В советские годы День Победы в НКАО отмечали с особой торжественностью, любовью и осознанием неоплатного долга перед своими отцами и дедами, одолевшими такое мировое зло, как фашизм. В постсоветский период, с провозглашением независимой республики, традиции празднования Дня Победы в Арцахе не только сохранились, но и обогатились новым содержанием и разноплановыми мероприятиями.

    • ПОЧЕМУ БИШКЕКСКИЙ ПРОТОКОЛ ДАЛ СБОЙ?
      2024-05-07 11:39

      30 лет назад, 5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Кыргызстана Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали документ, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как "Бишкекский протокол". На основании этого протокола 12 мая того же года сторонами было достигнуто бессрочное соглашение о прекращении огня. Почему важное решение-призыв относительно прекращения огня в зоне азербайджано-карабахского конфликта было подписано именно в начале мая 1994-го и именно в Бишкеке?

    • НОВАЯ КАЛЕДОНИЯ - НОВАЯ МИШЕНЬ БАКИНСКИХ СПЕКУЛЯЦИЙ
      2024-05-06 11:03

      Казалось, где Азербайджан и где Новая Каледония? Но нет, бакинский режим решил сунуть свой длинный нос и в дела этого далекого от него во всех смыслах особого административно-территориального образования, заморской территории Франции, расположенной на десятках островов в южной части Тихого океана. А причина - в смертельной обиде властей Азербайджана на Францию за ее поддержку исконных прав народа Нагорного Карабаха (Арцаха) и готовность помочь Республике Армения в обеспечении собственной безопасности и пресечении незаконных посягательств врагов. На днях активное вмешательство Азербайджана в вопрос Новой Каледонии вынужден был прокомментировал министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ