Последние новости

НЕ МУЛЯЖИ, А ПОДЛИННЫЙ ЕРЕВАН

На днях в Российской академии архитектуры и строительных наук прошла научная конференция на тему "Вопросы всеобщей истории архитектуры". На ней прозвучал обширный доклад профессора Международной академии архитектуры, советника Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, члена совета по территориальному планированию и градостроительству Союза архитекторов России Андрея ИВАНОВА "Вернакулярная архитектура Еревана XIX - середины XX века. Средовая ценность и необходимость сохранения".

Мы попросили господина Иванова поделиться впечатлениями об этом важном форуме.

- НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ПО "ВОПРОСАМ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ" - дисциплины, столетия живущей в парадигме изучения избранных памятников и ансамблей с позиций эстетики, композиции, стиля, художественности, - я шел, чувствуя себя белой вороной. Доклад о ереванском вернакуляре, который я определил как индивидуальную жилую застройку периода 1830-1950-х годов, созданную без участия архитекторов в рамках устойчивых местных традиций (а до 1920-х годов - в условиях мультикультурного города, армяно-русско-тюркско-персидских взаимодействий) и общепринятых в то время строительных технологий, явно выпадал из общей тематики.

И тем волнительней было услышать теплые слова о верной направленности моего подхода и горькие - о невозвратимых утратах этой архитектуры в Ереване от мэтра российской архитектурной истории Евгении Ивановны КИРИЧЕНКО, которая еще в 1970-х стала одним из пионеров изучения "рядовой" исторической застройки.{gallery}stariy_erevan{/gallery}

Я показывал фото Конда, Старого Норка, Сари-Таха, улиц Пушкина и Арами и говорил о том, что ценность ереванского вернакуляра - в его аутентичности, ощутимой патине времени, рукодельности, сомасштабности человеку, тесной сращенности материальных компонентов среды с жителями, предметной выраженности процессов самоорганизации города. Что такая застройка - целый мир, созданный "снизу вверх" (bottom up) и доказывающий, что вовсе не обязательно архитектор, а буквально "неизвестно кто" может формировать живую, устойчивую, органичную и именно этим привлекательную среду. Что вернакуляр жизненно нужен Еревану - он скрепляет, "сшивает" его исторические слои, придает городу человеческое измерение, историческую преемственность, теплоту. Он отражает "горизонтальные" ценности ереванской среды: обжитость, срединность, семейность, диалог, равенство в противоположность и в дополнение "вертикальным" городским ценностям (столичность, амбициозность, индивидуализм). Такие качества всегда присутствовали в "естественном" историческом городе, но сегодня они все более дефицитны и потому крайне нужны современному человеку - урбанизированному, глобализированному, теряющему собственные корни.

ПОДВОДЯ ИТОГИ ЭТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВСТРЕЧИ, другой видный историк архитектуры, директор института - организатора конференции НИИТИАГ (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства) Игорь Андреевич БОНДАРЕНКО задал весьма существенный, на мой взгляд, вопрос: а ту ли историю архитектуры (про памятники и ансамбли) мы писали веками, если подавляющее большинство человечества до сих пор живет в совершенно иной среде, а именно - в вернакуляре разного типа? И не пора ли написать новую, альтернативную, правдивую историю архитектуры? Я не знаю, сможем ли мы, живущие сегодня исследователи, сочинить такую инновационную историю, но точно знаю, что допустить гибель одного из ее ярких потенциальных объектов - подлинной вернакулярной архитектуры Еревана - было бы преступлением.

А чтобы этого не случилось, ереванцы должны полюбить свой вернакуляр. Ну а если проще - свой Конд, свой дом Африкянов и начало своей улицы Пушкина, теперь уже только четную ее сторону... И не позволять превращать его в муляжи.

Для системного спасения ереванского вернакуляра нужно чудо побольше, чем явление в город принца Уэльского, - осознание его ценности как существенного и неотъемлемого компонента историко-культурного наследия города и страны всеми субъектами городской среды.

Вернакулярное наследие Еревана пока сохраняется в материальной субстанции, но, по сути, не существует в сознании простых горожан и властей предержащих. Его еще предстоит создать - на благо прежде всего будущих поколений горожан. Только б не опоздать.

Фото Андрея Иванова

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РOCCИЯ УТРАТИЛА ЧУВСТВО АРМЯНСКОГО ВРЕМЕНИ
      2020-11-26 09:59
      1198

      Жители Степанакерта пишут, что роковой ошибкой стало отсутствие связи между НКР и РФ. И то, что жители Арцаха после "бархата" 2018 года должны были прекратить возлагать надежды на посредничество Еревана и выстраивать самостоятельную политику, биться во все двери, налаживать контакты, а не прикрываться политкорректностью. О cвоем видении ситуации корр. "ГА" рассказала ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни Валерия ОЛЮНИНА.

    • МОСКОВСКИЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ – АРЦАХЦАМ
      2020-11-24 19:05
      892

      19 ноября в Москве по инициативе нашей соотечественницы Карины Ерицян стартовал благотворительный проект-лекторий "Ноги в тепле". Лучшие специалисты разных областей - от культуры до программирования - и разные публичные люди рассказали о чем-то интересном и полезном, а слушатели, заплатив за электронный билет, помгли арцахским беженцам, которые сейчас невероятно нуждаются в помощи.

    • КОНСОЛИДАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА НА ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
      2020-11-24 10:37
      1448

      Французский журнал Le Figaro Magazine 20 ноября опубликовал призыв 120 видных французских деятелей культуры и интеллигенции в защиту Армении и Арцаха. Cреди них Ален Делон, Фанни Ардан, Клаудиа Кардинале, Клод Лелуш, Пьер Ришар, Жюльетт Бинош и другие. Не молчат и наши соотечественники. Корр."ГА" побеседовал с известным искусствоведом, руководителем Культурного центра Посольства Армении в РФ, основателем Московского театра им.С.Параджанова Владимиром ГАББЕ.

    • МЫ НИКОГДА НЕ ПОКИНЕМ АРЦАХ
      2020-11-21 10:03
      2469

      С началом вооруженного конфликта в Арцахе 90 тысяч человек покинули свои дома и приехали в Армению. Большую часть беженцев разместили в местных отелях. Корр."ГА" побывал в одной из ереванских гостиниц.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ
      2020-11-25 09:47
      753

      Армения за 5 лет членства в ЕАЭС кратно увеличила экспорт продукции легпрома и пищепрома 23 ноября Евразийский банк развития (ЕАБР), который негласно называют еще центральным банком Евразийского экономического союза (ЕАЭС), опубликовал аналитический доклад "Экономические эффекты вступления Таджикистана в ЕАЭС", который содержит любопытные статистические данные и об Армении…

    • Армянская сторона завершила подготовку четвертого доклада о зверствах азербайджанских ВС в ходе войны
      2020-11-21 17:56
      419

      Завершен 4-й закрытый доклад о зверствах, совершенных азербайджанскими вооруженными силами против захваченных этнических армян и тел. Об этом сообщил омбудсмен Армении Арман Татоян на своей странице в Facebook.

    • ЭТО ИЗ РЯДА НАШЕСТВИЙ ОРД СЕЛЬДЖУКОВ, МОНГОЛОВ, ТУРОК
      2020-11-09 11:29
      1328

      Азербайджанские вояки нашли новую мишень для утешения собственных амбиций: несколько дней назад они начали "мужественную" артиллерийскую атаку на всемирно известный памятник древнеармянской истории и культуры - Тигранакерт. Основанный в I веке до н.э. царем Армении Тиграном Великим и расположенный в Аскеранском районе Республики Арцах Тигранакерт много лет находится под пристальным вниманием международной научной общественности и опекой ведущих специалистов Армении и Арцаха. В 2008 г. правительство НКР объявило Тигранакерт государственным заповедником.

    • Никита ШАНГИН: ЕСЛИ АРМЕНИЯ ПОТЕРЯЕТ КАРАБАХ, ТО РОССИЯ ПОТЕРЯЕТ АРМЕНИЮ
      2020-11-05 16:05
      2843

      «Не разделяю мнение некоторых политологов об их уважении к Ильхаму Алиеву. Как я могу относиться к человеку, который делает национальным героем грязного подлого убийцу?» На наши вопросы отвечает Никита Генович ШАНГИН - почетный архитектор России, профессор Московского архитектурного института, лауреат национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал», многолетний участник популярной телеигры «Что? Где? Когда?».