"ТУРАНДОТ", ЗАВЕРШАЮЩИЙ АККОРД СЕЗОНА
В Ереване состоялась премьера последнего оперного шедевра Дж. Пуччини
«Турандот» - самая театральная опера Пуччини. Театральность в ней – не просто одно из слагаемых, не оболочка, а самое существо, душа сочинения. Это лирическая драма Пуччини в трех действиях написана на либретто Д. Адами и Р. Симони по одноименной драме Карло Гоцци, в которой в свою очередь, имеются намеки на обработку сюжета Фридрихом Шиллером.
Разумеется, многие музыкальные драматические произведения композитора отмечены настойчивыми поисками подвижной, гибкой сценической формы. И все же именно в «Турандот» намерения Пуччини, подкрепленные реформаторскими идеями Гоцци, получили наиболее полное, смелое и законченное выражение. По мнению критиков, она смелее по гармонии и оркестровке, чем все, что композитор писал до этого. «Турандот» демонстрирует новый уровень владения хоровыми эффектами, в ней больше драматической силы, чем во всем, что композитор успел сделать за 20 лет.
ПОСТАНОВКА ПОСЛЕДНЕГО ШЕДЕВРА ДЖ. ПУЧЧИНИ НА СЦЕНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова – значительное событие завершающегося сезона. «Турандот», к сожалению, не имеет у нас сценической истории, исключая концертное исполнение. И хотя она включена в репертуар многих крупнейших театров, но менее популярна, чем другие оперы композитора. Объяснение тому в сложности ее исполнения и трудности восприятия. Суть проблемы и в том, что не каждому театру удается наполнить ее хорошим музицированием, соответствующим задачам данной оперы. Не только сама постановка должна соответствовать "большому стилю", но и вокал в ней должен быть особенно впечатляющим.
Как известно, опера «Турандот» - итог творческой жизни композитора, произведение, которое он ценил больше всех своих опер. Пуччини умер, не дописав финального дуэта Турандот и Калафа. Сцена смерти любимой рабыни Лиу, где с новой силой оживает умение композитора трогать сердца, как и последующий "реквием" (Тимур и хор), оказались последними, что успел написать Пуччини. Напомним, что, предчувствуя конец и опасаясь, что не завершит работу, он выразил желание, чтобы зрителям сообщили, в каком месте прервалось сочинение. Выполняя волю автора на премьере «Турандот», состоявшейся в миланском театре Ла-Скала в 1926 году после смерти композитора, Тосканини, дойдя до последних тактов, написанных рукой Пуччини, прервал спектакль. Обратившись и публике, он сказал: "Здесь сочинение обрывается, незавершенное из-за смерти художника". Сцена погрузилась во мрак, медленно опустился занавес, и зал осветился. Молчание зала прервали возгласы "Слава Пуччини!" Только начиная с 2-го представления опера исполнялась с финальным дуэтом, дополненным Ф. Альфано, которого Тосканини выбрал для этой цели.
Обращение руководства Национального театра в лице Карена Дургаряна к «Турандот» говорит о неординарности репертуарных вкусов и его способности идти на риск. Поэтому понятен живой интерес, с которым была встреча премьера этой оперы на нашей сцене. Чувствуется, что творческие задачи (совсем не простые), выдвинутые перед труппой, ей чрезвычайно интересны. Более того, смысловая направленность оперы, ее пафос оказались близки каждому исполнителю. Постановщики оперы - режиссер Вячеслав Стародубцев, сценограф и художник по костюмам Петр Окунев, музыкальный руководитель и дирижер Карен Дургарян сделали все, чтобы последний шедевр Пуччини прозвучал на ереванской сцене как можно ярче и вошел в репертуар театра.
СПЕКТАКЛЬ ПОЛУЧИЛСЯ ЗРЕЛИЩНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ, В МЕРУ ПРАЗДНИЧНЫМ, не оставляющим равнодушных в зале. На сцене разыгрывалась сказка – драма: в ней было не только забавное, но и жуткое. Многие сцены спектакля были особенно эффектными с приподнятой театральностью. Голоса героев сливались в унисон звучания, поддержанном оркестровыми тремоло. Энтузиазм публики был вполне вознагражден: сложнейшая изысканная партитура, требующая от каждого оркестранта мастерства солиста, а от певцов - индивидуальности, ансамблевой выразительности, была исполнена с замечательным попаданием в стиль с той интонационной пластичностью и протяженностью звуковых линий, необычностью колорита, обилием нюансов, с тем поэтическим особым флером, которого и требовала эта красивая музыка. Спектакль задевает за живое, приковывает внимание красочным восточным колоритом и фантастичностью.
Постановщики спектакля активно задействовали пространство не только основной сцены, но и двух боковых. В результате достигнут известный уровень помпезности. Драма сильных страстей разворачивается на колоритном фоне, где причудливо сочетаются восточная пышность и кровавая жестокость, реальность и символика. Цветовая гамма напоминает тона расписанных стен китайского дворца. Небольшие выразительные лирические ариозо, передающие переживания главных героев, перемежаются грандиозными массовыми сценами, мощно звучащими хорами и многокрасочными оркестровыми эпизодами. Массовые сцены решаются условно-обобщенно на единых синхронных движениях, что придает сценическому действию музыкальность, ритмическую упорядоченность. В своем ритме осуществляется и движение поворотного круга с рискованным градусом наклона в одну сторону, то возносящего героев на высшую точку, то опускающего вниз. Особый сказочный колорит спектакля был создан и наличием цветных драконов.
Зрительский успех спектакля во многом был обусловлен наличием замечательных голосов. Огромную радость доставило исполнение партии Калафа блестящим тенором Ованесом Айвазяном. Калаф в своей партии, отличающейся редкой для театра вокальной дерзостью, преодолевает все препятствия и завоевывает сердце чудовищно коварной Турандот. Исполнением этой партии Айвазян подтвердил репутацию лучшего драматического тенора театра. Он продемонстрировал высокий уровень мастерства, владение вокальной линией, понимание стиля данной оперы. Выразительные особенности его голоса вполне подходят для Калафа. В исполнении чувствовалась большая экспрессия, внутренняя сила, искренность чувств. В итоге образ романтического царевича, который способен зажечь любовь в Турандот и одновременно убедить зал в своей безрассудной отваге и всепобеждающей пылкости, был в этот вечер на сцене.
Среди исполнителей наибольший успех - вполне заслуженно – снискала Анна Айвазян, правдиво и глубоко раскрывшая характер китайской принцессы Турандот – натуры властной, сильной, коварной. Надолго запоминается впечатляющий, с чуть демоническим оттенком внешний облик артистки, резковатый, лаконичный и выразительный пластический рисунок роли. Но прежде всего сам образ Турандот певица раскрыла с помощью своего сочного, богато окрашенного голоса. Отлично владея этим природным инструментом, певица сумела выразить переплетение противоречивых чувств, обуревающих ее душу.
БОЛЬШОЙ ИСКРЕННОСТЬЮ, МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ БЫЛО ОТМЕЧЕНО ИСПОЛНЕНИЕ партии Лиу Джулианой Григорян. Этот образ хрупкой нежной рабыни противопоставлен холодной, жестокой, не знающей человеческих чувств Турандот. Бесконечно трогает нежное пение Лиу с его простодушными тонами, но при этом полное силы, отваги, женственности, обаяния. В духовном поединке с Турандот победа остается за Лиу, своей смертью утверждающей непобедимую силу любви. Она буквально покорила зал своей манерой исполнения, артистизмом, изумительным голосом, богатым красками, пронизывающим до глубины души.
Особенно проникновенно прозвучало предсмертное ариозо Лиу "Tu, che di gel sei cinta". Оно полно скорби и страстного чувства. Это прекрасная патетическая мелодия – лебединая песня Пуччини, которой он, как и его героиня, прощается с жизнью.
Отличный состав актеров занят и в сравнительно небольших, но не менее важных для спектакля партиях. Великолепен Айк Тигранян создавший благородный образ свергнутого с престола татарского хана Тимура.
Индивидуалные краски для своих партии нашли Ашот Гантарджян (Пинг), Роман Хнкоян (Панг), Тигран Оганян (Понг), Армен Бадалян (Альтоум). Убедительными были в своих ролях Геворг Мадатян, Арман Аракелян, Гарник Егиазарян.
Высокой оценки заслуживает работа хора (главный хормейстер Грач Борян). Нигде с такой активностью хор не включался в действие. В этом спектакле он один из главных действующих лиц. Жизнь толпы на сцене – одна из сильных сторон постановки.
Успех спектакля убедил в том, что богатство музыки великих мастеров неисчерпаемы и для дирижеров, и для режиссеров и артистов. Авторами спектакля - замечательным режиссером-постановщиком Вячеславом Стародубцевым, музыкальным руководителем Кареном Дургаряном, несравненным сценографом и художником по костюмам Петром Окуневым, режиссером по свету Сергеем Скорнецким, режиссером по видио контенту Вадимом Дуленко и исполнителями проделана блестящая работа за короткий срок по созданию спектакля, который достойно украсит любую сцену.
И, конечно, нельзя умолчать о том, какое благотворное влияние на всю работу оперного театра оказала деятельность Карена Дургаряна. Прежде всего он ввел строгую дисциплину, столь необходимую для любого творческого коллектива, не говоря уже о главном культурном очаге страны. За сравнительно короткий срок в театре были осуществлены существенные постановки, обогатившие репертуар, такие как опера «Огненное кольцо» Авета Тертеряна, поставили (наконец-то!) балет современного композитора Ваче Шарафяна на драму Шанта «Старые боги», балеты «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта», имевшие громкий успех, и для постановки которых были приглашены ведущие хореографы России Георгий Ковтун и Олег Виноградов. Во всех спектаклях активно было задействовано новое поколение артистов. За это время были возобновлены спектакли «Аида», «Травиата», «Алеко», балет «Спартак», («Симфонические танцы» на музыку Рахманинова) и поставлен спектакль «Любовный напиток» Доницетти.
Оперно-балетная труппа театра задействована в полном масштабе. Это коллектив, который сегодня трудится в любую погоду, независимо ни от чего. К тому же, используя свой немалый авторитет, Дурагарян сумел привлечь для постановок ведущих театральных деятелей из-за рубежа. В новом сезоне ереванская публика сможет увидеть новую постановку балета «Лебединое озеро»… Думается, этот энтузиазм нового руководства надо всячески поддержать.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.