Последние новости

ДЖЕК ПОГОСЯН: "НАШ ФЕСТИВАЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОДНОВРЕМЕННО"

Первое, что привлекло внимание в беседе с Джеком Погосяном, это местоимение "наш", которое Джек употреблял естественно и с большой любовью: "наш фестиваль", "наше кино", "наш язык", "наша страна". Речь шла не об Аргентине, где он живет, работает, реализует масштабные кинопроекты. Известный актер и кинематографист говорил о "Золотом абрикосе", с которым сотрудничает все 10 фестивальных лет, об армянских фильмах, богатейшую коллекцию из более 1000 экземпляров которых он хранит у себя в Буэнос-Айресе, об армянском языке, о родной Армении, неразрывной частью которой он себя ощущает после первого визита на родину предков.

Наше знакомство состоялось в 2007 г. на закрытии IV Международного кинофестиваля "Золотой абрикос", когда Джек, оказавшись в атмосфере повсеместной армянской речи, мило и несколько растерянно улыбался, пытаясь уловить, о чем говорят вокруг. Сегодня он уверенно говорит на "нашем родном языке", моментально реагируя на шутки и подтрунивая над друзьями.

- Твое первое образование вовсе не связано с кинематографом. Как и когда ты попал в кино?

- Я родился в семье, где любили кино и театр, которые с детства прочно вошли в мою жизнь. Мне было всего 3-4 года, когда однажды, сидя у телевизора и переключая каналы, я наткнулся на изображение, буквально заворожившее меня. Я не понимал ни смысла, ни содержания, однако нечто магическое приковало меня к телеэкрану: то был черно-белый кинокадр из фильма, который распахнул передо мной двери в уникальный мир.

Спустя годы я обнаружил не только кадр, но и сам фильм. Это была знаменитая картина француженки Аньес Варды "Клео от 5 до 7", снятая в 1962г. С этой минуты я решил посмотреть все фильмы, которые возможно посмотреть. Тем не менее мой первый серьезный опыт связан с театром и актерской деятельностью. Среднее образование я получил в Уругвае, где, как и в Аргентине, сильны традиции классического испанского театра в его чистом, первозданном виде. Затем мы переехали в Аргентину, я поступил в университет, изучал юриспруденцию и право, но понимал, что не это мое призвание. Я начал искать занятие по душе, брал уроки у одного из мэтров театра, затем занялся изучением театра и кино, преподавал театральные дисциплины. И первым импульсом ко всему этому был тот самый, увиденный в детстве черно-белый кадр.

- Помимо театра ты всерьез занимаешься кинематографом...

- Я играю и в театре, и в кино. В прошлом году снялся в одной из новелл фильма "Залив полумесяца" режиссера Марине Закарян: это проект из 4 короткометражек по рассказам Уильяма Сарояна. Основная же моя деятельность сегодня разворачивается в трех направлениях. Я преподаю кино в университете Буэнос-Айреса и очень люблю эту работу. Солидную часть времени посвящаю проекту Cinemateca Armenia, который я основал 10 лет назад параллельно с "Золотым абрикосом".

После встречи с Арутюном Хачатряном и Сусанной Арутюнян в Буэнос-Айресе я обнаружил огромное количество армянских фильмов, которые необходимо показать миру. Это было особенно важно для меня. У нас помимо Параджанова и Пелешяна есть много других прекрасных режиссеров, фильмы которых достойны раскрутки за рубежом, в частности в Латинской Америке. Начало было сложным, многие считают армянские фильмы совковыми, скучными, длинными, не совсем понятными, но это не так. У нас есть прекрасные фильмы, отличные режиссеры. Моя миссия – представить их в должном свете, отстоять ценность и достоинства этих картин. В Монтевидео и Буэнос-Айресе мероприятия в рамках проекта проводятся ежемесячно при поддержке Армянского всеобщего благотворительного союза. Это открытый показ для всех групп населения, вне зависимости от возраста, профессии, национальности. Армянское кино должно быть доступно всем. Для меня это возможность и способ выразить свое уважение и почтение нашей родине, служить нашей культуре, всегда быть рядом со своей Родиной.

- Однако ты не ограничился раскруткой в Аргентине только армянского кино...

- Это третье направление моей работы – презентация национального кинематографа других стран. Раз в месяц я представляю в Аргентине французское кино. В будущем году планирую провести показ иранских фильмов с выставкой и иными культурными мероприятиями. Это не мешает мне заниматься и персональными делами. Как актер я занят в театре и на ТВ. Готовлю театральный проект по Федерико Гарсиа Лорке, очень красивый, основанный не на его стихах, поэмах, песнях: в центре спектакля-монолога – фигура, характер и жизнь Лорки, которые я воссоздал на основе его писем возлюбленным, семье. Работаю также над сценарием авторского фильма про Хорхе Луиса Борхеса, это будет мой режиссерский дебют.

- Пару лет назад ты представил в Ереване программу фильмов об аргентинском танго. Есть ли в планах аналогичные проекты?

- Мы организовали эту программу вместе с Меликом Карапетяном. В кинозале Национальной галереи Армении было презентовано 35 фильмов об аргентинском танго, от первого звукового, который мне удалось найти ("Танго", 1925г.), до последней картины. В следующем году я намерен организовать в Ереване еще одну программу аргентинских фильмов, их будет 7. Сейчас готовлюсь к Неделе Аргентины в Армении в октябре, если не возникнет бюрократических препон. С послом РА в Буэнос- Айресе мы организуем показ в Армении фильмов из программы кинофестивалей Уругвая, Чили и Аргентины. Но больше всего я горжусь проектом Cinemateca Armenia, это та патриотическая работа, которую до меня в латиноамериканском регионе никто не делал.

- Какой армянский фильм был первым в твоей жизни?

- "Песня первой любви" - чистый, красивый, наивный и трогательный фильм. Затем я познакомился с творчеством Амо Бекназарова, к которому отношусь с особым почтением. Но люблю и другие наши фильмы, в том числе современные, которые открываю для себя благодаря программе "Золотого абрикоса" "Армянская панорама".

- Легко ли тебе дался армянский язык?

- Мои бабушка и дедушка кроме армянского говорили и на турецком, ибо были выходцами из Западной Армении, мама также владела армянским, но я рос в испаноязычной среде. В Уругвае во французской католической школе я изучал французский и английский языки. Армянскую школу никогда не посещал – так сложилась жизнь. Когда родители предложили взяться за армянский, категорически сказал "нет": я был благодарен Маштоцу за создание армянского алфавита, но некоторые звуки казались мне невозможными для воспроизведения. Но потом понял: у меня не было мотивации для обращения к армянскому. После знакомства с нашим кино я испытал некое чувство долга перед нашим языком, нанял преподавателя в Буэнос-Айресе, принялся осваивать язык предков и "камац-камац" заговорил. Сегодня я могу говорить перед публикой, общаться в узком кругу, хотя пока испытываю некоторые сложности. А самое главное – я решил выучить язык, на котором мы говорим в Армении, а не западно-армянский, ибо считаю, что в первую очередь мы должны уважать государственный язык.

- Есть ли у тебя творческие секреты?

- Уже 8 лет работаю над книгой об армянской национальной кухне. Она практически готова, в ней собрано около 5000 рецептов –различные блюда и ингредиенты, сугубо армянские, а не те, которые используют в кулинарии многие представители Спюрка. Может, книга несколько непрактична для Аргентины, где элементарно не растет авелук, но для меня она – важный исторический документ. Я сам люблю кюфту, а на первом месте – бастурма с лавашем!

- Ты с первых дней "прописался" на "Золотом абрикосе", поделись мнением о фестивале.

- Не хочу говорить о прогрессе фестиваля, об изменениях за прошедшие годы, заявлять о том, что хорошо или плохо. По мне, наш "Воске Циран" - это высокое качество, прекрасные цели и намерения, это всегда отличная программа, продуманная структура и очень хорошее содержание. Это еще и уникальная программа "Армянская панорама", где есть все армянское кино, от истории до наших дней, от Спюрка до Армении. Это важное культурное событие, которым богата наша страна и которое может служить примером для многих других стран мира. Это профессиональные организаторы и слаженная команда. Это международный на 100% и в то же время на все 100% национальный фестиваль. Я был его первым гостем и надеюсь быть здесь до конца жизни, пока фестиваль от меня не устанет. Я же от него не устану никогда.

Фото Айка ПАПИКЯНА

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДЖУТ, МАНДЖУТ И ДРУГИЕ "ДЕТИ" МАНУКА АРУТЮНЯНА
      2020-03-28 16:00
      905

      Небольшая мастерская музыканта, реставратора, создателя и коллекционера старинных инструментов Манука Арутюняна расположена в укромном уголке за ереванским Вернисажем.

    • РИСУЙ, СЛУШАЯ ХАЧАТУРЯНА
      2020-03-27 09:30
      1630

      "Образовывайся, отдыхай и выигрывай!" - эти три слова представляют суть мероприятия, организованного на днях в режиме онлайн Домом-музеем Арама Хачатуряна и нацеленного на привлечение к участию всех желающих без возрастных ограничений. Предложенный широкой публике проект назван "Звуки и краски" и заключается в следующем: дом-музей включает музыку, под звуки которой слушателю предлагается изобразить на бумаге, холсте, картоне, а также любом подручном "полотне" (бруске дерева, керамической таре и т.д.) свое восприятие музыки.

    • КУКОЛЬНИКИ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ
      2020-03-26 09:30
      1629

      21 марта мировая общественность отметила Международный день кукольника - персональный праздник деятелей кукольных театров. Не остались в стороне и армянские кукольники, устроившие феерическое представление в режиме онлайн и познакомившие публику Фейсбука со своими неповторимыми работами.

    • МАСТЕРА ЭСТАМПА БЛАГОДАРЯТ "ДИАЛОГ КУЛЬТУР"
      2020-03-25 09:50
      1928

      Уже 4 месяца, как завершило работу "II Международное биеннале художественной печати, Ереван 2019", однако письма благодарности и положительные отклики продолжают поступать на адрес организаторов этого крупного события в сфере современного искусства эстампа. В организацию "Диалог культур", ставшую у истоков биеннале, пишут как его многочисленные участники из разных стран, так и члены профессионального жюри, продолжая восхищаться проделанной работой.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НА ЭКРАНЕ "ЛАХТИ" И ДРУГИЕ АРМЯНСКИЕ ИГРЫ
      2020-03-24 10:40
      2317

      Если вы любитель тайных знаний и готовы открывать для себя секреты прошлого, вам стоит посмотреть фильмы режиссера Николая Давтяна "Карктик" ("Игра в камешки"), "7 кар" ("7 камней") и "Лахти", объединенные в документальную трилогию научно-популярного жанра. Первые две картины уже знакомы зрителю, премьера третьей должна была состояться 18 марта в Центре искусств "Нарекаци", однако из-за чрезвычайного положения в стране показ временно отложен.

    • Ваник МКРТЧЯН: "КОГДА Я НА СЦЕНЕ, Я СЧАСТЛИВ"
      2020-03-21 16:00
      2588

      В прошедшую пятницу, 13 марта, популярному актеру театра и кино, заслуженному артисту Армении Ванику Мкртчяну исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем в Государственном театре музыкальной комедии им. А.Пароняна, в котором уже 42 года служит Ваник Вараздатович, был устроен юбилейный спектакль "Последняя остановка" по пьесе Тамар Ованесян.

    • "СОБЫТИЕ" НА ЭКРАНЕ ДОМА КИНО
      2020-03-09 10:04
      2800

      Талантливый фотограф средних лет по имени Роберт готовится к очередной персональной выставке. До официального открытия остаются считанные минуты: экспонаты развешаны в галерее, на столике аккуратно расставлены бокалы, по залу расхаживают гости, не скрывающие своего безразличия к эксцентричному творчеству фотографа.

    • КАК ПРИРУЧИТЬ ВОЛКА
      2020-02-29 16:00
      2479

      Экранизация классики - это тот случай, когда ожидания могут не совпасть с реальностью. 20 февраля на наши киноэкраны вышел фильм "Зов предков", снятый режиссером Крисом САНДЕРСОМ по мотивам одноименной повести Джека Лондона.