Последние новости

НАЗЕЛИ, ДОЧЬ СУРЕНА

Прошлое народа оставило в каждой армянской душе неизгладимые раны и все еще продолжает влиять на душевное состояние людей. Это касается в особенности армян - выходцев из Турции. Их прадеды, носившие на протяжении столетий армянские фамилии, в 20-е годы были вынуждены взять турецкие. Это была еще одна форма лишения армян их идентичности и попытка сделать из них турок. Подобный груз прошлого и сегодня угнетает армян, носящих турецкие фамилии: они чувствуют себя психологически обремененными.

"Я НИКОГДА НЕ ЧУВСТВОВАЛА ТОЖДЕСТВЕННОСТИ С МОИМ ТУРЕЦКИМ ИМЕНЕМ. Мое имя не было моим", - рассказывает Назели Суренян, армянка из Турции, которую раньше все именовали Назлы Озгюль. Женщина была раздвоена между армянской идентичностью и турецким именем. Приходилось объяснять каждому, что она - не турчанка. Но тогда возникали новые вопросы: почему у армянки турецкая фамилия? Что, у армян турецкие корни? Эти вопросы угнетали Назели, она не расставалась с мыслью поменять фамилию.

Было не очень-то просто пойти в немецкий загс и сказать: "Я хочу поменять фамилию", - мешали юридические проблемы. Как и все армяне из Турции, она не могла документально подтвердить армянскую фамилию своих предков. А это в свою очередь было очень важно для соответствующего ведомства.

У нее были свидетельства о крещении и рождении, подтверждающие ее армянское происхождение. Но сам факт изменения родовой фамилии армян в Турции нигде не был зарегистрирован письменно. Не имелось ни одного документа, свидетельствующего о том, что родовая фамилия отца Назели Сурена была не Озгюль, а Кардашян ("кардаш" в переводе с западноармянского означает каменщик.) Эту фамилию, как и другие армянские фамилии, в семье Назели, несмотря ни на что, передавали устно из поколения в поколение.

Многие знакомые Назели армяне пытались восстановить историческую справедливость и вернуть родовые армянские фамилии, но из-за отсутствия доказательств и недостаточного обоснования терпели неудачу. Назели знала одного молодого человека из Кельна, который несколько раз пытался поменять свою турецкую фамилию, но всякий раз его просьбу отклоняли. Неужели и ей было суждено жить под турецкой фамилией и мучиться? Поездка в Армению укрепила ее решимость преодолеть эту проблему: на армянской земле, среди соотечественников Назели со своей турецкой фамилией чувствовала себя еще более отдаленной от своей идентичности.

"В ТАКОЙ ДЕМОКРАТИЧНОЙ СТРАНЕ, КАК ГЕРМАНИЯ, должна найтись возможность вернуться к своим корням и к своему происхождению", - размышляла Назели. Она отправилась по инстанциям, не уверенная в том, что ее ждет успех. Чужая и нелюбимая фамилия вызывала в ней боль, которую она не желала далее терпеть. Больше всего на свете она хотела в корне фамилии иметь имя своего отца Сурена - Суренян, т.е. относящаяся к Сурену.

"Я была бы бесконечно благодарна, если бы свободный демократичный правопорядок Федеративной Республики Германия предоставил мне такую возможность", - написала Назели в своем заявлении. Вскоре она получила извещение соответствующего ведомства о том, что ее заявление поставлено на учет для принятия решения. Назели ожидала длительный процесс, а может даже отказ. Через два с половиной месяца неожиданно пришел ответ: она получила право носить армянские имя и фамилию: Назели Анни Суренян! Второе имя как часть европейской идентичности имело скандинавское происхождение.

"Я горжусь, что прошла этот путь, - рассказывает Назели. - Но в этот день я чувствовала себя не больше армянкой, чем когда-либо. Армянкой я была всегда!" И все же что-то в этот день было для Назели необычным, очаровывающим. Ее усилия получить армянскую и европейскую идентичность оказались не напрасны. Тяжелый груз прошлого и чувство угнетенности неожиданно исчезли. Никому больше не могло прийти в голову называть ее турчанкой. Назели чувствовала радость и свободу, как любой свободный человек в демократичной стране, где не нужно стыдиться своих корней.

По этой причине многие годы назад ее отец Сурен Озгюль покинул родину. На волне движения гастарбайтеров он воспользовался предоставившейся возможностью и эмигрировал со своей семьей в Германию. Сурен Озгюль поставил себе целью за пределами Турции, без турецкого влияния воспитать своих детей по-христиански.

"Мой отец был армянином с совершенно ясными принципами", - рассказывает Назели. Уже в 16 лет он прервал все контакты со своей отуреченной семьей. Это стало большой трагедией для молодого человека. Но другого пути не было. Он не мог больше видеть, как семья становилась все менее армянской. В долгих хождениях по инстанциям юноша настоял на том, чтобы остаться христианином и армянином, называться не Хусейном, а Суреном. Прежде чем жениться, молодой человек крестился в армянской церкви.

ДЛЯ СУРЕНА ОЗГЮЛЯ БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ АРМЯНИНОМ СТАЛО НЕ ПРОСТО обыденным вопросом, а делом чести. Он знал, что его прадеды были армяне, и остался верен им навсегда. Это было мужественным решением в стране, где армяне скрывали свою идентичность.

В первый же день, когда семья прибыла в Германию, Сурен отправил своих детей в армянскую общину. Вместе с ними в 40 лет он сел на школьную скамью, чтобы изучать армянский язык. Он передал детям не только свою убежденность, но и армянское самосознание и гордость, научил дочь Назели уважать свои корни.

Выбрать родителей и происхождение невозможно. Каждый в состоянии поменять место своего проживания, изменить внешность, манеру поведения, наклонности и даже имя. Но поменять корни - невозможно. Достоинство и гордость любого человека вытекают непосредственно из корней. Поэтому никто никогда не должен стыдиться своих корней. Без них человек лишен ориентира, теряется среди проблем идентичности. Кто знает свой род, тот чувствует себя свободным и открытым. У него появляется уважение и к корням других людей...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • «ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ МИЛОСЕРДИЯ» ВОКРУГ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
      2024-10-07 09:13

      В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.

    • "ПОБЕДА" НАД АРЦАХОМ ПОЗВОЛИЛА ТЕРРОРИСТАМ ОБОСНОВАТЬСЯ В РЕГИОНЕ
      2024-09-27 09:20

      Четыре года назад, утром 27 сентября, Азербайджан начал третью, широкомасштабную войну против Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). Как и его предшественники, третье поколение независимых граждан Арцаха было вынуждено взять в руки оружие, чтобы защитить от агрессора себя, свои семьи и родину.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.