"ИГРЫ КОРОЛЕЙ"– АРТИСТЫ-КОРОЛИ, ПОКОРИВШИЕ ВЛАДИВОСТОК
"Дорогие армянские коллеги, мне, к сожалению, не довелось увидеть ваш спектакль, в это время я еще был в самолете. Но судя по тому, как все, кто сопричастен к фестивалю, активно обмениваются мнениями, делятся эмоциями, ваш спектакль произвел колоссальное впечатление. Спасибо, что приехали, спасибо, что подарили зрителю свое замечательное искусство", - говорил на закрытии Международного Тихоокеанского Театрального фестиваля руководитель программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, художественный руководитель Государственного Театра Наций, народный артист России и просто великий русский актер Евгений Миронов.
ДВА ПОКАЗА СПЕКТАКЛЯ ЕРЕВАНСКОГО РУССКОГО ТЕАТРА ИМ. СТАНИСЛАВСКОГО "ИГРЫ КОРОЛЕЙ" в постановке Сурена Шахвердяна во Владивостоке не просто прошли с оглушительным успехом. Армянский театр уже участвовал на Первом Тихоокеанском в лице амазгаиновской "Пышки", и успех был отвальный. Перед шахвердяновской командой стояла миссия - доказать, что успех этот неслучайный. Миссия оказалась выполнима!
...Наша красавица Рипсиме Нагапетян с развевающимися волосами и в развевающемся плаще, поднимая салют океанской пены, в лучах солнцы бежит босиком по воде от маяка Эгершельд обратно, к Токаревской кошке, дамбе, с которой открывается фантастический вид на океан... "Бегущая по волнам", картина маслом, символ нынешнего пребывания во Владивостоке армянского театра - красиво, победно, солнечно и с салютом! Владивосток пленителен своей какой-то "отдельностью" - здесь западная культура встречается с восточной, а люди широки и открыты, как океан, в который бросаешь монетку, чтобы непременно вернуться...
История появления "Игр королей" в программе Тихоокеанского фестиваля, которая, несмотря ни на что выглядела очень мощно - театральные мегапроекты из Латинской Америки и Азии, Африки и Европы, уже не говоря о звездах Большого театра и спектакле-концерте Евгения Мирнова "Шеспир. Шостакович. Гамлет" с большим симфоническом оркестром - заслуживает отдельного рассказа. В 1994 году, в холодном, черном поствоенном Ереване Валерий Иванович Шадрин запустил в работу совместный с едва родившимся Чеховским фестивалем проект. Мистерия "Аве, Мария!", в которой драматический театр, музыка и хореография переплелись с армянской судьбой. Для десятков армянских артистов "Аве, Мария!", объездившая затем Россию и страны Латинской Америки, стала не только возможностью работать - она стала лучом надежды. В начале 2021, сразу после 44-дневной войны, Валерий Иванович еще раз доказал, что он не только великий деятель театра, он из тех людей, которые познаются в беде - "Пышка" была приглашена на Чеховский фестиваль. А тогда, в 94-ом, "Аве, Марию!" ставил Ваге Шахвердян, оформление и костюмы делали Евгений Софронов и его жена Мэри Саркисян... Ушел из жизни Женя Софронов, год назад, почти друг за другим ушли Ваге Суренович и Валерий Иванович... Узнав, что в Ереване есть спектакль, который начинал Шахвердян-старший, а выпустил его сын, что костюмы к нему делала Мэри Саркисян, вице-президент Чеховского фестиваля и вдова Шадрина Карина Цатурова с нескрываемой надеждой спрашивала: "Он ведь правда качественный?". Потом, когда, наконец, смолк гром аплодисментов в Драматическом театре им. Горького Владивостока, Карина Сергеевна все повторяла - "Они все это видят и радуются". Для нее, как и для многих из нас, это был миг между прошлым и будущим.
"Я УЧИЛСЯ В ГИТИС-е У ВЕЛИКОГО ГОНЧАРОВА. Да и вне этого, многих деятелей русского театра я считаю своими учителями. Сотни человеческих контактов, десятилетия сотворчества и дружбы. Что бы там ни заявляли политики - кем мы будем, если позволим себе все это забыть?", - говорил в своем выступлении председатель СТД Акоп Казанчян...
Солд-аут на "Игры..." произошел за пару месяцев до начала Тихоокеанского. Руководство фестиваля уже собиралось ставить третий, дневной показ, так много было желающих увидеть армянский спектакль, но потом решили не перегружать актеров и сохранить у зрителя шлейф желаний. А "Игры королей" во Владивостоке, кажется, действительно стали лучшими показами за пока недолгую историю спектакля. Новая сцена продиктовала новые правила игры, но Сурену Шахвердяну удалось за одну репетицию включить актеров в этот иной способ сценического существования. Никогда еще Темине Хачатрян не была столь царственной, стервозной и глубоко страдающей. Никогда еще Роберт Акопян, ученик Хорена Абрамяна, не был столь находчив в своих внутренних трансформациях. Смолкли крики "браво!" и началась встреча со зрителем...
"Я должна сказать, что, приехав на фестиваль и узнав, что здесь будут армяне, я, конечно, пошла на армян, и больше никуда пойти не могла. Роберту Акопяну моя огромная благодарность - ваша игра воскресила в моей памяти несравненного, гениального Хорена Абрамяна. Я видела его в роли Кориолана, когда ваш Национальный театр был на гастролях в Москве, и тогда два гения армянской сцены - Хорен Абрамян и Фрунзик Мкртчян - оставили, несмотря на прошедшие десятилетия, неизгладимый след в моей зрительской памяти. И начало этой работы, наверное, было связано с памятью о вашем учителе - я узнавала стиль, я узнавала актерскую манеру, я узнавала это великолепие значительной личности.
Видимо, репетиции пошли на преодоление блистательного академизма, и здесь удалось очень многого добиться. На мой взгляд, Армен Арнаутов - актер, который прошел по этой дороге очень далеко. Обновление строгого и великолепного академизма в новой и подлино голдмановской манере игры - это зерно, которое содержит в себе подспудные кривые, искаженные начала человеческой личности, переданы актером великолепно. Вообще ваш спектакль вызывает очень большую человеческую приязнь, потому что в нем мужчины мужественны, а не некоторое недоразумение в штанах, а женщины, актрисы - прекрасны, женственны и страстны, а не шлюховаты. Это тоже очень важно в современной разбросанной, идущей на понижение театральности. Вот эта сила, уверенность, что Голдмена можно играть, как Шекспира и память о великих учителях, культурная память, которая хранит великолепные образцы актерского творчества, эта, несмотря на такое современное прочтение, верность культуре, где встречаются Ноев Ковчег с Араратом, - залог вашего большого успеха. Счастья вам, радости, творчества", - говорила Нина Шалимова, доктор искусствоведения, профессор ГИТИС.
На следующий день Сурик Шахвердян закрепил личный успех, проведя блестящий мастер-класс в театральном институте Владивостока и умудрившись за два часа зажечь и увлечь всех присутствующих в круг умного актерского лицедейства.
Перед шахвердяновской командой стояла миссия - доказать, что успех армянского театра на большом и авторитетном международном фестивале уже норма, и они с задачей справились. "Бегущая по волнам", картина маслом, символ нынешнего пребывания во Владивостоке армянского театра - красиво, победно, солнечно и с салютом! Ну и, конечно, есть все основания надеяться, что это не последняя презентация армянского спектакля на Тихоокеанском фестивале. Тем более, что мы ведь бросили в океан монетки...
Ереван - Владивосток - Ереван
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...