Последние новости

ВЫСТАВКА "ЦАРСТВО УРАРТУ: НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ" В ПУШКИНСКОМ МУЗЕЕ

31 октября в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А. Пушкина состоялось открытие выставки "Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина", организованной совместно с ведущими музеями России и Армении. Она посвящена богатой культурной истории древней Армении и представляет особый взгляд на истоки ее искусства – наследие государства Урарту (IXVII века до н.э.).

В беседе с корр. "ГА" председатель фонда "Артис футура"  Асмик Чахмахчян которая внесла огромный вклад в осуществление выставки и которая курировала весь переговорный и организационный процесс между Пушкинским музеем и музеями Армении отметила, что работу над проектом они начали год назад совместно с директором ГМИИ имени  Пушкина Мариной Лошак.

'Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина'"МЫ ДОЛГО И ТРУДНО РАБОТАЛИ И ДОБИЛИСЬ УСПЕХА. ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ ТОТ ФАКТ, ЧТО НА ВЫСТАВКУ УЖЕ ЗАКАЗАНО 90% БИЛЕТОВ". На выставке впервые представлены артефакты самых первых раскопок, проведенных еще во времена императорской России, а также памятники, найденные армянскими археологами в ходе раскопок 2010-х годов, - сказала А. Чахмахчян.- Это фрагменты монументальной росписи дворцов и храмов древнего царства Урарту, отреставрированные сотрудниками музея и Российского государственного научно - исследовательского института реставрации, а также уникальные экспонаты из коллекции музея "Эребуни", большая часть которых не участвовала в выставках за пределами Армении. Выставка приурочена к знаменательному событию – 100-летнему юбилею со дня рождения знаменитого востоковеда Светланы Измайловны Ходжаш (1923–2008), которая заведовала отделом Древнего Востока ГМИИ им. А. Пушкина и участвовала в составе совместных экспедиций в Армении".

Выставочная экспозиция состоит из четырех разделов, три из которых посвящены разным этапам развития истории и культуры этого региона: от доурартской традиции древних племен Армянского нагорья (III тысячелетия до н.э.) до становления древнеармянского искусства постурартского периода (VIIV века до н.э.). Основу экспозиции составляет богатое наследие царства Урарту IXVII веков до н.э. - одного из главных древневосточных государств I тысячелетия до н.э.

 Первый раздел выставки посвящен культуре древнейших племен Армении середины II - начала I тысячелетий до н.э. и включает памятники искусства металлопластики и керамики Армянского нагорья бронзового и раннего железного веков. Особое внимание уделено артефактам лчашен-мецаморской (этиунской) культуры (XVIVII веков до н.э.), ставшей в эпоху позднего бронзового века главной археологической культурой древней Армении.

 'Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина'Главный, второй, раздел выставки посвящен самым разным видам искусства Урарту (от монументальной живописи до резных печатей) из центров этого государства на территории Армении: Эребуни, Аргиштихинили, Тейшебаини и др. (VIIIVII века до н.э.). Правители царства Урарту принесли на территорию нагорья свою письменность, развитую культуру и искусство, во многом ориентированные на богатейшее художественное наследие древней Месопотамии (в частности, соседней Ассирийской империи). Среди находок, подтверждающих связь Урарту с Ассирией, представлены царские надписи и три глиняные таблички с административно-хозяйственными текстами. Письменность являлась одним из связующих звеньев между этими древними государствами. В период VIIIVII веков до н.э. урартское искусство в Армении переживало подлинный расцвет, свидетельства которого можно увидеть в парадных произведениях искусства металлопластики, монументальной живописи, скульптуры, ювелирного искусства, керамики и глиптики, найденных при раскопках урартских крепостей Армении. Художественные памятники Урарту, исполненные с высочайшим уровнем мастерства, составляют важную часть наследия искусства Древнего Востока.

 В ТРЕТЬЕМ РАЗДЕЛЕ ВЫСТАВКИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ЕРВАНДИДОВ (VI-IV века до н.э.), найденные в бывших урартских центрах Армянского нагорья. После исчезновения Урарту наследие этого царства становится фундаментом, на который опиралась в своем развитии древнеармянская культура эпохи Ервандидов. В середине VI века до н.э. эти территории вошли в состав империи Ахеменидов как сатрапия Армения. Это наглядно показывает первое упоминание Армении в Бехистунской трехъязычной надписи царя Дария I, датируемой 520 годом до н.э., которое вынесено в подзаголовок в названии выставки. В древнеперсидской версии надписи страна названа "Армина", в эламской - "(Х)арминуя" (Армения), а в аккадской -"Урашту" (Урарту). Концепция "прорастания" новой культуры из фундамента наследия Урарту находит наглядное отражение на выставке. Новая культура обогащалась и благодаря контактам с древним Ираном -сначала с Мидийским царством, а затем и с империей Ахеменидов. Именно в древнеармянской культуре Ервандидов были заложены основы для возникновения государства Великая Армения.

 'Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина'Отметим, что к выставке подготовлено научно-популярное издание со статьями специалистов и каталогом, а также обширная образовательная программа. Экспозиция дополнена тактильными репликами выставляемых памятников в сопровождении тифлокомментариев, записанных юными артистами Международного фонда сохранения и развития культуры и искуства Artis Futurа. Аккомпанементом для словесных описаний экспонатов служит игра на народном инструменте Армении - дудуке.
           На открытии руководитель Культурного центра Посольства РА в РФ вручил награды партнерам выставки - председателям фонда "Артис Футура" и управляющему партнеру группы компаний "Ташир Медика" Арсену Галстяну.

Выставка будет работать до 28 января 2024 года.

Р.S. Пушкинский музей выражает благодарность Арсену Галстяну, Араму Галстяну, председателям фонда "Артис футура" Асмик Чахмахчян и Араксии Мушегян за неоценимый вклад в осуществлении выставки.

Галерея (7 фото)

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯБЛОКО СМЕРТИ
      2024-11-22 09:38

      В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.

    • ЗАРАЖЕННАЯ КУРЯТИНА В ДЕТСАДАХ ЕРЕВАНА
      2024-11-21 11:02

      "Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.

    • ШИРОКО ШАГАЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД...
      2024-11-21 10:45

      Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.

    • НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА СПЕНДИАРЯНА
      2024-11-19 09:35

      15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ