Последние новости

HIGHFEST - РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ СОТРУДНИЧАТЬ!

Состоявшийся в начале октября очередной "выпуск" Ереванского Международного фестиваля исполнительских искусств HighFest, намечавшийся как громкий и внушительный арт-праздник, прошел почти бесшумно. Перед лицом Арцахской трагедии музы заглушили свой голос, но не смолкли. А по истечении всего двух месяцев стало парадоксальным образом очевидно, что резко ужавшийся в формате "тихий" HighFest принес громкие плоды.

Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что открывшиеся перспективы международного сотрудничества - вовсе не случайность.

 HIGHFEST - РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ СОТРУДНИЧАТЬ!- Студенты нашего театрального получили возможность поехать на мастер-классы при Авиньонском фестивале, фестивале первой мировой тройки. И, насколько мне известно, это не единственное достижение нынешнего HighFest-а. Ожидали таких результатов в кризисный год?

- Давайте уже без результативности такой ценой... Но действительно, была организована встреча ректора ГИТиК Сары Налбандян с сопредседателем Авиньонского фестиваля Арольдом Давидом и руководителем по международным связям мэрии Авиньона и продюсером Натали Довин. Потом еще прошли переговоры с Conservatoire de Paris, которая вместе с Авиньоном организовывает при фестивале летнюю школу. В результате всех этих встреч и переговоров достигнута договоренность о том, что на будущий год туда поедут 8 наших студентов.

- Круто!

- Это, правда, замечательно. Я даже позавидовал, подумалось - вот бы мне в студенческие годы выпала такая возможность... Причем приглашающая сторона ставит вопрос так, чтобы это были студенты по разным профилям - режиссеры, актеры, сценографы, продюсеры и прочее. Надо сказать, в институте очень хорошо организовали оповещение, и, соответственно, мы получили очень много заявок. Вдруг обнаружились студенты, говорящие не только на английском, но и на французском. А главное, они поняли, что попасть в эту летнюю школу очень нелегко, что придется проходить серьезный и жесткий отбор. А это отличный стимул поработать над собой.

- Роль образовательных программ невозможно переоценить. Но насколько я поняла, именно этот, кризисный HighFest открыл серьезные перспективы к большому фестивальному сотрудничеству.

- Приехав в Ереван и убедившись собственными глазами, в каких тяжелейших условиях мы сумели провести достойный фестиваль, люди из Авиньона на многое посмотрели по-другому. Приходится признать, что сегодня фестивали класса А испытывают определенные проблемы. И дело не только в том, что финансирование культуры сокращается сегодня во всем мире. Культовые фестивали немного забронзовели в своем величии и начали не замечать "малых сих". Например, многие директора площадок в Авиньоне заточены абсолютно на французский рынок и совершенно не инетерсуются, грубо гоовря, тем, что происходит в мире. Возникает местечковость, непонимание и теряется определенное качество. Понятно, основная программа Авиньона - это отдельная история. Туда привозят грандиозные спектакли великих режиссеров и предоставляют площадки типа Папского дворца и так далее. А вот Авиньон-офф, как и Эдинбургский Fringe, немного перестали чувствовать пульс мирового театра. И получается масло и вода, получается спад того сегмента, который и делает постоянный интерес к Авиньону и Эдинбургу. Потому что именно "офф" и делает сумасшествие фестивального кайфа, обеспечивает всему этому симбиозу бурлящую жизнь и реноме.

Словом, мы поговорили о том, что после серии онлайн встреч и достижения договоренностей HighFest будет выступать неким посредником, а я буду куратором форума директоров фестивалей мира, которые могут приехать и провести тренинги для людей, делающих погоду в создании фестивальной жизни Авиньона именно в международном формате.

- А еще говорят, что яйца курицу не учат! Но это - сделать красиво им. А нам?

- Разумеется, себя мы тоже не забыли. Еще до HighFest-a, летом, в Авиньоне мы наметили рамки сотрудничества - ко-продакшены, обмены театрами - то, что идет как бы первым планом. Причем примерно такие же переговоры у нас были с директором Edinburgh Festival Fringe, где примерно те же проблемы.

В итоге мы решили создать определенный альянс. Во-первых, по образовательным программам. Во-вторых, в информационной сфере. Кто, где и что классное видел, кого рекомендует и кого мы можем вовлечь. То есть, Авиньон, Эдинбург и HighFest объединяются, и, скорее всего, к нам присоединится Театральный фестиваль в Учжэне - абсолютно сумасшедший, уже вошедший в 10 лучших. Это вообще особая статья. Правительство Китая сделало невероятную вещь! Доверило очень талантливым людям и фантастическим организаторам делать абсолютно безумный фестиваль. И никакого государственного вмешательства! Теперь Учжен - это "отдельный" город с невероятным внутренним туризмом и приезжающим туда миллиардом людей. Причем, одни компании проводят там театральный фестиваль, другие делают Expo, третьи - какие-то IT-истории. Для этого создали все возможности и там совершенно потрясающая атмосфера. У нас уже были с ними переговоры, и намечены определенные серьезные форматы сотрудничества, которое должно случиться уже в 24-м году. Главное, чтобы не было войны! И чтобы была их уверенность в том, что у нас будет стабильно и, соответственно, в нас стоит вкладываться.

- Если честно, такой острый интерес к нам - это не в рамках "Сначала мы бестрепетно отдали вас на заклание, а вот теперь будем активно помогать"?

- О чем ты говоришь! За последнее время я был на больших театральных форумах в Корее, потом в Китае - таких, на которые собираются едва ли не все серьезные люди и со всего мира. То есть, директора фестивалей, профессора арт-вузов... Так они отдаленно знали о противостоянии России и Украины, о нас же многие не слышали вообще. "Армения - Азербайджан - Карабах - война?!". Тут же гуглили - "О-о-о!". И это не какие-то селяне.

- То есть, большая, долгая и упорная работа объективно дала свои плоды?

- Знаешь, в последнее время я действительно вижу непритворное доброе отношение настоящих профессионалов своего, то есть нашего, дела. То, что еще несколько лет назад звучало и в серьезных российских коридорах, и в коридорах старой Европы - "А, ну, ты из Армении...", как будто ты сейчас начнешь впаривать им коньяк и фрукты - этого больше нет. Как было сейчас с делегацией из Авиньона - "Если мы приехали, мы уже сказали "да", и давай разговаривать!". Как ты знаешь, случайных людей на определенных фестивалях не бывает. Если ты сумеешь за очень короткое время их заинтересовать и что-то реально предложить, то все - давай сотрудничать! И все это в хорошем смысле не на американском уровне, не только "Чем ты можешь быть мне полезен?", но и "Что я могу для тебя сделать?". Вот этот момент самый ценный! В нынешнем мире приходится искать новые смыслы. Насколько Восток и Запад могут сотрудничать? Ведь мы, в любом случае, где-то посередине и понимаем каждого из них чуть больше, чем они друг друга. Этот момент просто необходимо использовать, и желательно - по-максимуму.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ