Последние новости

ВОЗВРАЩЕНИЕ МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ

Премьера

Чем будем удивлять? На этот сакраментальный вопрос главный музыкально-театральный очаг страны мог бы вполне определенно ответить: премьерами. И действительно, в последние несколько лет Национальный театр оперы и балета им. А. Спендиарова не перестает радовать новыми постановками опер и балетов. Ведь еще не так давно отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар – все эти докучные проблемы, омрачали официальную безмятежность прошлых руководителей театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных методов работы.

 «Мадам Баттерфляй»И ВОТ НОВЫЕ ПОСТАНОВКИ ТЕАТРА – балеты «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Гравитация», «Лебединое озеро», оперы «Огненное кольцо», «Любовный напиток», «Турандот», возобновленные спектакли «Аида», «Травиата», «Алеко», «Полиевкт», «Спартак», новая постановка детской оперы «Мышь» К.Манаряна, «Симфонические танцы» Рахманинова… Эти спектакли, исполненные новыми поколениями артистов, успешные гастроли за рубежом доказали, что новое художественное руководство театра в лице заслуженного деятеля искусств Карена Дургаряна имеет реальную программу творческой деятельности, которую он намерен осуществить решительно и последовательно. Он верит в обновление художественного процесса, которого мы все так долго ждали.

Конечно, не все постановки безупречны, некоторые работы страдают схематичностью, невнятностью режиссерской концепции, бедностью идеи. К счастью, таких работ мало. А в целом перечисленные спектакли значительно расширили репертуар, вернули в театр зрителя. Хотя, скажем прямо, зрительская проблема до конца еще не решена.

И вот 30 ноября мы стали свидетелями возращения в театр давно исчезнувшей с армянской главной сцены одной из самых популярных опер Пуччини «Мадам Баттерфляй». Символично то, что она впервые была поставлена А. Бурджаляном на второй год после открытия театра в 1934 году. А потом дважды в разные годы - Г. Мелкумяном в 1944 и в 1950 (дирижеры Г. Будагян, Ю. Давтян). Предпоследняя постановка была осуществлена Тиграном Левоняном в 1986 году.

Является ли новая постановка действительно этапом, серьезным шагом на пути освоения мирового репертуара или это «калиф на час», исчезающий с афиш одновременно с восторженным послепремьерным гулом? Что дает эта сентиментальная мелодрама зрителям, а что певцам? Каково её будущее место в репертуаре театра? На эти вопросы ответит время, а пока о самом спектакле.

ОПЕРА «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ» ИЛИ, КАК ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ «ЧИО-ЧИО-САН», в трех действиях создана Пуччини на либретто Джузеппе Джакози и Луиджи Иллики по одноименной драме Давида Беласко. Довольно непритязательный сюжет, лишь к финалу перерастающий в трагедию главной героини, привлек композитора не мелодраматическими ситуациями, которые почти всегда безотказно действуют на публику, а возможностью показать столкновение искреннего, возвышенного чувства с ложью, бессердечием и жестокостью, что, согласитесь, тоже не ново под луной. Пуччиниевская опера привлекает прежде всего великолепной музыкой, в которой тончайшими акварельными красками переданы душевные переживания японской танцовщицы, брошенной сержантом вооруженных морских сил США. Мощный симфонический пласт с некоторым восточным колоритом придает образу главной героини особое звуковое своеобразие. Портрет ее выписан композитором в той же воздушной манере, что характеризует в основном и всю восточную культуру.

 «Мадам Баттерфляй»Музыкальный руководитель ереванской постановки – Мигран Агаджанян, режиссер-постановщик Сукиас Торосян, он же художник по костюмам, помощник режиссера Ара Асатурян, художник по свету Самвел Малерян, хормейстер Нарине Восканян.

Отметим сразу, что новая постановка удовлетворила не во всех аспектах: публика восприняла ее сдержанно, без особого восторженного всплеска, как это зачастую бывает на наших премьерах. Слабым звеном оказалась режиссура Сукиаса Торосяна. Как показала нынешняя постановка, проблема оперной режиссуры все еще остается крайне актуальной для нашего театра. Она убивала выхолощенным минимализмом, не обнаруживая живой души и тонуса, способного увлечь зрителя. После долгой паузы (спектакль давно не шел) мы вправе были ожидать по крайней мере добротности и профессионализма. В спектакле нет по-настоящему свежей оригинальной мысли и объединяющей творческой идеи. А если этого нет, то вокруг чего могут сплотиться участники действа?

Спектакль грешит схематизмом сценических решений, эклектизмом. Слышимое и видимое не сливаются в гармонический сплав. Отсутствие оперных режиссерских навыков и должной фантазии привели к тому, что С. Торосян только иллюстрировал сюжет, причем скованность ощущалась и в мизансценах. Сама драматургия требовала пристрастности, душевной подвижности, огонька. Но он не зажегся на сцене.

Известно, что режиссер очень востребован в филармоническом зале. Но одно дело концертное исполнение, другое – спектакль. В театре режиссер должен обладать целым спектром специфических способностей и умений, профессиональных знаний, способностью рождать оригинальный во всех компонентах замысел спектакля. Иначе говоря, выплеснуть на зрителя раскованную театральность, увлеченную импровизационность, изощренный эстетизм, как проявление духовной свободы. Без всего этого почти невозможно найти ключ к спектаклю.

А чего стоят долгие незаполненные паузы, как, например, в конце второго действия, когда главная героиня с маленьким сыном и служанкой в долгом ожидании Пинкертона сидит у берега моря. Возможно, режиссер стремился здесь дать зрителям послушать музыку?

 «Мадам Баттерфляй»К счастью, очень порадовала работа дирижера Миграна Агаджаняна с оркестром, который помимо просто высокого профессионализма, сумел передать всю экспрессию партитуры. Его трактовка убеждала сбалансированностью, тонкой нюансировкой, психологической правдой. Стремление проникнуть в глубины музыкальной концепции, уловить и передать атмосферу и колорит произведения, одухотворить вокал музыкальными настроениями, ее конфликтами, не огрубив и не нарушив тончайшей ткани звукового ряда, образует образную тональность спектакля. Оркестр под управлением М. Агаджаняна и обеспечил львиную долю успеха спектакля.

Отметим, что М. Агаджанян – певец и дирижер, приглашенный солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, в том числе и XVI конкурса им. П. И. Чайковского, лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров симфонических оркестров им. И.А. Мусина. В январе 2021г. он дебютировал в Мариинском театре и как дирижер, продирижировав операми «Кармен», «Риголетто», «Паяцы», «Мадам Баттерфляй», «Богема»…

УСПЕХ СПЕКТАКЛЯ СВЯЗАН И С НАЛИЧИЕМ ПРЕВОСХОДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. Партию Мадам Баттерфляй исполнила молодая одаренная певица Карина Флорес, воплатив образ со всей полнотой (речь идет о первом составе, в остальные дни в этой партии занята Сильва Петросян). Партия Баттерфляй из-за психологической насыщенности – одна из самых сложных в оперном репертуаре. Певица ее провела безукоризненно. Исключительной красоты тембр, однородность регистров, легкость, полетность звука, удивительное скрипичное пианиссимо – все эти редко совместно встречающиеся качества заставляют говорить о ней, как о восходящей звезде.

Внешняя выразительность (при первом появлении она действительно похожа на мотылек) для нее не самоцель. Она опирается на глубочайшую трактовку внутренней жизни героини, ее психологии. В финале мы видим уже не мотылек, а драматический образ, женщину, защищающую собственное достоинство.

Убедителен в роли Пинкертона певец Ованнес Андреасян. Он традиционно красив, отмечен волевыми чертами. Лирическая мелодия ариозо Пинкертона «Каприз или страсть» звучит пылко и увлеченно. В целом певец вполне достойно справился с ролью.

 «Мадам Баттерфляй»Одна из вершин вокального и артистического мастерства – партия Шарплеса в исполнении баритона Геворга Акопяна. Как и всегда, певец представил неизменно богатую, как правило, новую, очень неожиданную трактовку. И, конечно же, на огромной высоте была музыкально-певческая сторона. Ведь главным выразительным средством певца является голос. Но голос не цель, а именно средство, поэтому певец каждый раз новой окраской и особой интонацией выражает суть поведения и состояния своего персонажа. Красочного тембра голос Геворга в обрамлении неподражаемой вокальной техники и актерского мастерства надолго остается в памяти.

В рамках хорошего вкуса и исполнители других партий: Сузуки – Нарине Ананикян, Горо - Роман Хнкоян, Бонзо – Айк Тигранян, Комиссар-Ашот Гантарджян, Кэт – Мери Мисакян, принц Ямадори – Гарник Егиазарян.

 Хорошее впечатление производит работа художника по свету Самвела Малеряна. Свет и цвет особенно важны в этом спектакле. Они передают тревожное состояние персонажей. Особенно впечатляет сцена в финале, где ветки деревьев мгновенно окрашиваются темно-алым цветом – символом гибели. Выразителен в спектакле хор, замечательно подыгрывающий солистам, (хормейстер Нарине Восканян). Оформление сцены минимально, но есть много символики. В центре сцены всего лишь одна разнообразно обыгрываемая конструкция, которая принимает разные формы в зависимости от действия.

 В заключение еще раз хочется отметить работу дирижера: каждый миг звучания был исполнен красоты и смысла, а целое выстроено с изумительной последовательностью – вплоть до потрясающего финала. Это вкупе с блестящими артистическими работами обеспечило положительный результат, даже при серой режиссуре.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ