Последние новости

"КОГДА ЕСТЬ РАЗРАБОТАННАЯ СИСТЕМА, ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ"

Ранее известная в арт-кругах как прекрасный драматург и сценарист и просто красивая женщина Сара НАЛБАНДЯН была избрана на должность ректора Ереванского Государственного института театра и кино в апреле ушедшего года.

Говорить о том, что в последние годы ГИТиК сделал серьезный качественный скачок, доводилось не раз. О том, какие шаги предпринимает новый ректор на пути развития, сейчас узнаем.

- Достижения института последних лет достаточно очевидны. А в чем на сегодняшний день его главная проблема?

- На мой взгляд, в том, что в наши диджитал-времена, когда, казалось бы, молодежь имеет возможность смотреть любые спектакли и фильмы, приобщаться к большому культурному контексту, на структурном уровне этого не происходит. Так что я решила вводить некую добровольно-принудительную систему расширения горизонтов - кредиты за просмотры фильмов и спектаклей, которые отражаются на общей успеваемости. К тому же в наших программах современному искусству отведено очень небольшое место. Правда, мы пригласили специалиста в сфере театра, но это почти факультатив и в плане объема, и в плане влияния на оценки, что, к сожалению, формирует соответствующую "заинтересованность" студентов. Тем не менее, на мой взгляд, то же самое нужно сделать в сфере кино - особенно кино периода после 80-ых, фестивального, серьезного, даже артхаусного. Слава Богу, у нас есть очень хорошие специалисты. Это я к тому, что в плане информированности того, что происходит в мире, наши студенты очень ограничены. Соответственно, я ставлю большой акцент на расширение рамок их представлений, и главная наша тенденция - насколько возможно больше и чаще отправлять лучших студентов за рубеж для участия в краткосрочных и долгосрочных программах. Ну и, естественно, приглашать специалистов - хотя бы на мастер-классы.

- С этого момента, пожалуйста, подробнее. Насколько мне известно, в этом направлении идет небывалая активность.

- Может, есть вещи, о которых пока рано говорить... Но мы практически достигли договоренности с теперь уже бывшим художественным руководителем петербуржского БДТ и выдающимся режиссером Андреем Могучим, который приедет к нам собрать магистерский курс. Сейчас ведутся переговоры с Александром Сокуровым на на ту же тему. Потому что мастер-классы - это прекрасно, если только уже есть базис, а в противном случае это просто приятная беседа для общего образования. Кроме того, у мастер-класса должен быть конечный результат - спектакль или фильм как итог интенсивной работы. А магистерский курс - это совсем другой формат.

Дальше, в этом году наши ребята впервые едут в Авиньон...

- Об этом на страницах нашей газеты подробно рассказал директор HighFest-a Артур Гукасян...

- Да, у нас как-то сразу сложился контакт с представителями Авиньона, которые были гостями Артура, и они сразу нас пригласили. Тут, правда, институт должен внести свои пять копеек - они берут на себя все содержание студентов там, а деньги за авиаперелет ложатся на нас. Но я уже убедилась, что мы сможем себе это позволить. Еще есть договоренность с международным кинофестивалем в Монте-Катини - это фестиваль короткометражного кино с 80-летней историей, который абсорбирует в себе десятки других фестивалей по всей Италии. Мы уже подписали меморандум с президентом этого фестиваля. Нынешний свой кинофорум они собираются посвятить танцу, так что туда поедут студенты не только с кинофакультетов, но и с хореографического отделения.

Еще очень активизировались наши связи с Румынией, в которой и театр, и кино сегодня на большом подъеме. Мы получили грант в рамках программы "Эразмус" в их лучший артвуз, который справляет свое 100-летие. Все затраты возьмет на себя Международная организация франкофонии, и мы отправим в Румынию 10-12 студентов - количество будет зависеть от финансирования. Причем, нынешней осенью поедут наши ребята, а следующей весной мы примем румынских студентов. Сотрудничество с артвузом такого класса реально делает нам честь. Активно развиваются отношения с Польшей - перед Новым годом режиссер и наш мастер курса Гор Маркарян вместе с художником Нелли Барсегян ездили в Краков, где провели мастер-классы. Кажется, намечаются связи с Бельгией, посольство этой страны очень открыто к сотрудничеству.

Ну, а первым проектом для меня на посту ректора стал ко-проект с ГИТИС-ом - летняя школа, которая, на мой взгляд, прошла просто замечательно! Московские специалисты в паре с нашими преподавателями на протяжении 10 дней вели здесь интенсивные курсы, причем, в такой малоосвоенной армянским театром сфере, как саунд-драма. Мне кажется, такой микс драматического, музыкального и пластического театральных начал - вещь просто необходимая. Что очень приятно, наши гости привезли с собой своих лучших учеников, чтобы они работали с нашими студентами в качестве коучей... В итоге они были поражены уровнем наших ребят и признавались, что никакие особые коучи им не нужны. Зато выявилась и проблема. У нас прекрасные преподаватели отдельно по сценречи, отдельно - по пластике, но вот именно что "отдельно", порознь. Это заметили и специалисты из ГИТИС-а - студенты прекрасно двигаются, но как только надо миксовать со словом, все рушится... Но очень быстро, буквально за какие-то 10 дней эта проблема была преодолена. Лишний раз убеждаешься, что, когда есть разработанная система, все получается.

- Весь этот "интернационал" - просто прекрасно. Но ведь кроме профессиональных умений, тут требуется еще знание иностранного языка, да и вообще знания - все-таки, кроме всего прочего, страну представляешь...

- Бесспорно! Но жизнь показала, что для изучения языка все-таки нужна мотивация. Вот мы на все наши программы объявляем open-call. Для Авиньона условием было знание английского и французского, и сначала записались около 80 человек. Они пришли и поняли, что тут никто не шутит, что отборочное интервью проходит на английском. Половина отсеялась тут же. В итоге мы выбрали 8 человек из 80, и никто не стал жаловаться - почему не я! С другой стороны, это тут же срезанировало. С сентября в нашем институте введены часы французского, на которые студенты ходили кое-как - опять же, это всего один кредит. А вот теперь педагог, кстати, с дипломом Сорбонны, не нарадуется - студенты поняли, зачем им нужен иностранный язык.

- Один из основных вопросов диалектики для ГИТиК - практически отсутствие нормальной современной технической базы. Для киношников это вообще смертельно. Есть какие-то подвижки в этом направлении?

- Буквально под новый год мы получили около 50 миллионов гранта от МОНКС на приобретение кинотехники. Причем, заявку мы подавали в сентябре, а даже за эти четыре месяца техника успела сделать шаг вперед. Зато оказалось, осветительные приборы и прочее, которые мы заявляли, - теперь их можно по той же цене купить не один, а три. Так что, наверное, мы больше выиграли, чем проиграли. Плюс, у меня есть желание активно продвигать анимацию, а на это нужны мощные компьютеры. К тому же, мы ввели строку бюджета на приобретение компьютерных программ - ведь одно дело мощный компьютер, и другое - лицензионная программа для анимации, тоже недешевое удовольствие. Но это уже мы своими силами. У института были внебюджетные средства, заработанные еще прошлым ректором Лилит Арзуманян, мне тоже что-то удалось в этом плане, так что вместе с грантом министерства мы закрыли год с 152 миллионами.

Это дало возможность изменить подход к финансированию дипломных работ - пока на киноотделении. Мы пригласили специалистов, которые провели уроки питчинга и со студентами, и с преподавателями. Дальше каждому давалось ровно пять минут на презентацию своей работы. Победители получили от института денежные награды - не конверт в руки, а финансирование фильма, бюджет которого они представят, причем, и для документальной картины, и для игровой. При этом общее финансирование дипломных работ курса осталось и даже немного увеличено. Плюс организация консультативной поддержки от наших лучших сценаристов, операторов и так далее. Все это делается ради одной цели - создавать конкурентоспособный продукт. Вот наш выпускники победили на фестивалях во ВГИК-е, в Греции... Но это 1-2 проекта, а я хочу, чтобы такая планка стала системной.

- Давай поговорим о системе - системе оценок. Если заглянуть в табели - у 90 процентов первокурсников высший балл по актерскому мастерству... Мне доводилось не раз сидеть в комиссиях, и вынести слезы студентов, а еще хуже - родителей "мы не в состоянии платить, потеря госзаказа - это конец" - действительно практически невозможно, но...

- Как хорошо, что мы затронули эту тему! Я тоже все понимаю про слезы детей. Но нельзя быть хорошим за счет качества обучения и прав тех, кто не плачет! Плюс есть еще одна тенденция - "Ой, Вася такой талантливый!"... И что, Вася должен пропускать занятия, не заниматься, и это должно сходить ему с рук? Мы оцениваем не талант, а приобретенные в институте знания и умения, и, проявляя благостность к одним, мы оскорбляем других - тех, кто работал.

Недавно мы выработали новую оценочную систему. Если раньше вы приходили, смотрели и оценивали "вообще", то теперь есть целая четкая таблица "ингредиентов"- общая идея, работа режиссера с художником, работа с актерами и прочее - из которых складывается общая оценка, гораздо более объективная. Сейчас мы собираемся провести питчинги по линии театра, эта система еще раз пройдет апробацию, все разложим по полочкам, и это станет руководством к действию. Плюс, теперь преподаватель, поставивший высшие баллы, должен написать обоснование столь высокой оценки работы студента.

- А теперь "песня о главном". Мы же понимаем, что при всех новациях, три актерских мастерских по 24 человека - это абсурд и фабрика безработных.

- Ладно актеры, а режиссеры, штучная профессия - по 15 человек в год! Но это порочный круг - при действующей системе финансирования ничего сделать невозможно. Единственное, что можно - разбить 24 человека у одного мастера, на 12 у двух, но это опять же дополнительные финансы. Итак с нашими зарплатами состоявшиеся артисты приходят преподавать или из чистейшего энтузиазма, или, в лучшем случае, чтобы собрать себе команду. Конечно, для вуза, чем больше студентов, тем лучше. Тем не менее, с этого года мы собираемся поднять плату за обучение - она у нас очень низкая, в том числе и для иностранных студентов. Надеюсь, в дальнейшей, а может и в ближней перспективе, студентов станет меньше. А пока мы обязаны делать все, чтобы обеспечить им высокий уровень образования.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ