КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией...
Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.
- Заглохшая в последние полтора года тема оптимизации вузов снова вышла в первые строчки хит-парада и вызвала бурный протест - на сей раз Консерватории и музыкальной общественности...
- Это неудивительно. В нашем государстве и у нашего государства существует болезнь, диагноз такой - мы ничего не обсуждаем! Этой болезнью страдает и социум. Или поддерживаем - однозначно!, или отвергаем. А ведь истина рождается в спорах, к какому-то здоровому решению приходят в результате обсуждения. Да, может твоя точка зрения победит не полностью, да, могут найтись более серьезные аргументы, но что действительно однозначно - надо, необходимо обсуждать! И желательно до того, как выйти с какой-то идеей к людям.
- Имеем что имеем. Почему идея Академгородка - здоровая идея, таких университетских центров сотни по всему миру, - в нашем контексте вполне объективно выглядит бредом?
- Что касается Академгородка и кластера - это, конечно, не просто красивые слова, и идея, конечно, замечательная, но!.. Академгородок - это, в первую очередь, инфраструктура, огромная инфраструктура. Это ведь не только снабженные всем необходимым здания факультетов – это научные лаборатории, библиотеки, общежития и гостиницы, салоны красоты и парикмахерские, это пабы и спортзалы, это абсолютно все составляющие города. И это, наконец, логистика! Я сам жил в таких "городках", в Тулузе и Кардиффе - то, что нам сейчас презентуют, похоже на них очень отдаленно.
Если говорить о творческих вузах, я хотел бы сделать особый акцент на те, которые готовят мастеров исполнительских искусств - Консерватория и Институт театра и кино. В чем проблема и, думаю, не только на мой взгляд? Процесс обучения здесь не ограничивается часами, проведенными в здании вуза. Студенты посещают концерты, спектакли, часто их репетиции проходят в концертных залах и театрах, иногда они даже бывают вовлечены в работу того или иного очага культуры. Студенты находятся в культурной среде, формируют о ней представление и становятся частью культурного процесса нашей страны. Это очень, очень важно! А теперь представим, как они по нашим пробкам едут вечером из пригорода в центр, где вся эта культура варится. Я не говорю о финансовой стороне вопроса - ведь никуда не успеть!
Еще один, столь же важный вопрос - педагоги. В наших вузах, и в Консерватории, и в Театральном, педагоги - это действующие артисты. И преподавательский график таков, что вот он отработал свои часы в институте, потом идет на репетицию - в Симфонический, в Оперный, просто в театр, едет на свой концерт или спектакль, запись или репетицию. Я уже упомянул Тулузу. Мы ездили туда со студенческим спектаклем в такой вот Академгородок, и поскольку было лето, меня "расквартировали" в номер преподавателя-лауреата Нобелевской премии, уехавшего на каникулы. Было, конечно, очень лестно, но это я к тому, что преподаватели, да еще с таким статусом, живут весь учебный год в этих городках! Теперь вспомним - это ни для кого не секрет - что зарплаты в Консерватории и ГИТиК-е самые низкие из всех вузов. Еще представим, что вуз находится где-то на окраине города. Вопрос - сколько по-настоящему профессионалов согласиться все оставить и преподавать в нем?
И что мы в итоге выигрываем? Название - вот, мы создали кластер? А кто-нибудь посчитал, сколько мы теряем в плане образования?
- А нет ощущения, что вброс этой темы в социум - очередной отвлекающий маневр? В конце концов, есть только проект перестройки "Арменфильма" под образовательный арт-кластер, а "не отдадим ни пяди земли консерваторской" - тема дня.
- Да даже если Консерваторию куда-то переведут, буквально через год станет очевидна вся необоснованность этого решения! Уже не говорю о том, что, да, уверен - лично я до этого "перевода" не доживу, хотя на здоровье не жалуюсь.
Но идея так или иначе зависла, и об этом надо говорить! Когда в качестве аргумента приводят "нельзя объединять творческие вузы, потому что у каждого своя специфика" - это не так. У нас у самих есть опыт, когда арт-институт был Художественно-Театральным, и в таком союзе было много пользы. В Вильнюсе это называется Академия музыки и театра, также в Риге. В Париже это называается Консерватория, я уже не говорю про Сорбонну, которая разделена на 13 университетов. Примеры можно множить... Но все эти Академии находятся в культурном центре города, или академгород сам по себе - центр кульутры. Потому что только находясь в активной культурной среде может вырасти полноценный актер, пианист, скрипач и так далее.
- Существует еще тема "находящиеся в центре вузовские здания хотят прихватизировать", но еще обиднее, что студентов хотят видеть "за чертой оседлости". Когда-то, когда Театральный еще находился на улице Исаакяна и оттуда выходили студенты... Это не только воспоминания моего личного детства - это была такая краска города!
- Очень хороший пример. Ведь что такое центр? Это лицо города. И если отвлечься от людей, которые это лицо делают, там должны быть да, магазины и рестораны, но и музеи, концертные залы, театры... Поэтому в современных продвинутых городах этот центр стараются, насколько возможно, освободить от административных зданий. А вот в Ереване в центре города целый квартал занимает налоговая инспекция! Зачем? В центре города находится Генеральная прокуратура и Служба Национальной безопасности. Зачем? Кроме Министерства обороны, которое построили в правильном месте, остальные подобные структуры остались с советских времен и вместе с подходом "Чиновник - это святое, его трогать нельзя!". Особенно такой чиновник, как прокурор или чекист в пятом поколении. Но сегодня-то - зачем? Может, стоит подумать о том, чтобы вынести за черту центра не вузы, а подобные институции? Или хотя бы анонсировать такие "перемещения" в каком-то симметричном комплексе, чтобы не создавалось впечатление "вузы, особенно творческие - это самая незащищенная часть, мы их убираем".
- Ну, почему же незащищенная. Скажем откровенно - лишняя. Ведь кажется "место и значение культуры" сохраняется только в нашем воображении.
- Может быть. Обратила внимание, что в эти два года, с тех пор, как ведутся разговоры об объединении вузов, что только и к чему только не прицепляли! И только о Медицинском университете вопрос ни разу не вставал, и переводить его в Аштарак никто не порывался. Всем понятно - и слава Богу! - что Медицинский не может работать без театра - театра анатомического. Не может без своей базы в лице Первой больницы. Только штудированием книжек врачом не стать. Но не стать и артистом, музыкантом - это тоже совершенно очевидно, но, к сожалению, не всем.
Поэтому я и говорю: мы вновь и вновь игнорируем самую важную вещь - профессиональное обсуждение. И тут огромная вина правительства - оно настолько завязано на "позиция-оппозиция, мы хотим как лучше, они хотят - обратно!". В такой ситуации голоса профессионалов всегда заглушаются. Когда все сводится к политике, профессионалы молчат, потому что их никто не слушает, только выясняют - вы за нас или за них, вы на чьей стороне. И когда специалисты отвечают - мы на стороне образования и искусства, в это никто не верит. В результате тема приобретает такой окрас, что и входить в нее не хочется. Ведь когда ты настаиваешь - вот это правильно, а вот это - точно нет, тебя начинают бить со всех сторон.
Не надо далеко ходить за здоровыми примерами - соседи наши, грузины. Национальный театр имени Руставели и рядом, буквально через стенку - Театральный вуз, полное ощущение, что это один комплекс. Вот это правильно! И вот о таких подходах нужно думать и говорить, и говорить серьезно.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...