ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.
ПОЛНЫЙ САЛОН ПОСЕТИТЕЛЕЙ, А ЮБИЛЕЙ ОТМЕЧАЛСЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ "АРА САРГСЯН", не смог затмить еще большее число картин именинника, открывших перед публикой палитру красок, мыслей, идей и жанров, из которых соткана живопись Эдуарда Седракяна. Прохаживаясь по выставочному пространству, гости встречались взглядами с многочисленными героями портретов художника, оказывались на фоне древних армянских монастырей, погружались в красоты родной природы и даже пускались в путешествие по разным городам и странам, не забыв сделать остановку в "Эргире" - части Армении, оставшейся по ту сторону Арарата.
При всей масштабности юбилейной выставки, понять творческую широту Эдуарда Седракяна было невозможно. За более полувековой период жизни в сфере искусства он сумел испробовать себя сполна в живописи, графике, дизайне, плакатном творчестве и других направлениях. Будучи приверженцем академизма в живописи, Эдуард Артаваздович стал полной противоположностью самого себя в дизайне, где много экспериментировал. Полет его мысли и фантазии проявился в преподавательской деятельности, которую он развернул в основанной им же Национальной академии изящных искусств - частном вузе, воспитанники и воспитанницы которого долгие годы побеждали в международных конкурсах дизайна одежды (и не только), вызывая интерес жюри нестандартными решениями моделей, созданных на базе классики с привлечением этнических элементов.
Юбилей Эдуарда Седракяна вылился в долгую встречу с друзьями, коллегами, единомышленниками, бывшими студентами и теми, кто под его чутким взором и сейчас делает первые шаги в искусстве живописи. Подойти к юбиляру было практически невозможно: каждую минуту его осаждали группы людей, с которыми он прошел тот или иной отрезок своей жизни.
Выставку открыл председатель СХ Армении Сурен Сафарян, который поздравил Седракяна с юбилеем и пожелал ему творить в режиме "нон-стоп", продолжая важную миссию, образовывая поколения, передавая им знания и навыки, полученные от своих учителей и сформированные на личном опыте. "Сегодня в зале собралось большое число молодежи, которая прошла творческую кузницу Эдуарда Седракяна и сегодня заберет с собой частичку мощной энергии, добра и любви, которую он вложил в свои полотна", - сказал Сурен Сафарян.
Как отметил, приветствуя друга и коллегу, член СХ Армении, художник, архитектор Ашот Григорян, сегодня отмечается 80-летие Эдуарда Седракяна, однако никто из собравшихся не сможет согласиться с этой цифрой: столь много энергии, жизнелюбия и творческого драйва исходит от именинника. "Причина молодости нашего Эдуарда Седракяна кроется в его особом характере, в корне которого лежит постоянное движение вперед, широта охвата происходящего вокруг, умение наслаждаться красотой и делиться ею с идущими за ним поколениями, - подчеркнул Ашот Григорян. - Мне как человеку, долгие годы знающему юбиляра, трудно отделить Седракяна-художника от Седракяна-педагога, организатора, общественного деятеля, прекрасного отца и семьянина. Эдуард никогда не замыкался лишь на живописи. Он отличался от художников, которые ограничиваются мастерской, превращая ее в центр своей вселенной. Не переставая рисовать, он умудрялся разворачивать обширную деятельность в разных направлениях, оставляя важный след в жизни нашей страны".
ВЫСТАВКА В СХ СТАЛА ЗЕРКАЛОМ БОЛЬШОГО СРЕЗА ТВОРЧЕСТВА ЭДУАРДА СЕДРАКЯНА, включив полотна, созданные на заре творчества, демонстрирующие его переход из одного состояния в другое, когда на смену классическим портретам и пейзажам пришли увлечение импрессионистами и поиск своего места среди них. Эдуард Седракян любит натуру в широком понимании, что на протяжении всей жизни толкало его к изображению характерных портретов и часто вело его на пленэр, подбивая передавать красоту и очарование родной природы на полотно. Однако засыпать мастерскую и квартиру пейзажами ему было недостаточно. Седракян становится популяризатором истории Армении, приобщая к ней зрителя через образы архитектурных памятников армянской земли. В промежутках он рисует сельские дома, передавая их национальный колорит. Творчеству Эдуарда Седракяна близка и тема Комитаса, к которой он обращался не раз. Она становится как бы отправной точкой, с которой и начинается его обращение к истокам, путешествию по родной Армении и стремлению сохранить ее чудесные уголки в красках.
Прекрасно владея всеми техническими средствами живописания и используя разные подручные материалы, будь то карандаш, пастель, краски или что-нибудь другое, Эдуард Седракян не упускает случая отправиться в путешествие, чтобы сделать этюды приглянувшихся уголков разных городов мира. Так в его творчестве появляются Ялта и Гурзуф, Амстердам и Париж, Гагра и Батуми, и многие другие города, которые он исследует в разные сезоны и в разные часы суток. Неслучайно в его живописной сокровищнице можно найти изображение одного и того же уголка природы или архитектурного памятника, созданное на рассвете и закате, в полдень и полночь. Исследуя, как и Клод Моне, возможности света, цвета, светотени и оттенков красок при разном освещении, Седракян делает свои выводы, набираясь знаний, которыми затем щедро делится с учениками. Работы, сделанные в этом направлении, нельзя назвать чистым импрессионизмом: в них присутствует и реалистическое начало, что делает их предельно аккуратными, точными, очерченными. Что касается игры света, то, в отличие от французских импрессионистов, он, армянский художник, зачастую передает ее при помощи пастели, придающей картинам мягкость и загадочность одновременно.
Возвращаясь к организаторскому таланту Эдуарда Седракяна, стоит еще раз остановиться на деятельности в созданной им Национальной академии изящных искусств, через которую прошли несколько поколений художников и дизайнеров. Как отметил Ашот Григорян, академия дала в Армении толчок таким направлениям, как моделирование и дизайн одежды, дизайн интерьера и другим, которые в этом очаге образования стали преподносится с новой методологией. Потенциал академии вышел за пределы Армении и стал распространяться не только в регионе, но и вдали от него. Большим успехом деятельность вуза пользовалась, например, в России, а его выпускники состоялись в качестве профессионалов в разных городах мира, где не только работают в ведущих компаниях, но и основали собственные студии и школы.
Сегодня член Союза художников СССР, Союза художников Армении, Союза дизайнеров Армении, Международной общественной ассоциации "Союз дизайнеров", действительный член Международной общественной академии естественных и общественных наук, почетный зарубежный член Российской академии художеств, президент общественной организации "Объединение армянского прикладного искусства и дизайна" Эдуард Седракян продолжает делиться опытом и знаниями с совсем юными художниками в арт-студии "Седракян". Воспитанники делают большие успехи и год назад выступили с интересной экспозицией. Это значит, что творческая энергия Эдуарда Артаваздовича продолжает бить ключом, а сам он остается верным своему кредо - взращивать новое поколение если не художников, то как минимум людей, имеющих широкий кругозор, ценящих искусство и способных видеть красоту.
Фото - Айк Папикян
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…