ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.
В МУЗЫКЕ ПОМНЯТ ПРЕДТЕЧ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ. Тем более таких, как Петр Асатурович, чей ренессансный дух словно живет в его многочисленных воспитанниках, чьи имена сегодня украшают афиши концертных залов всего мира. Подлинный рыцарь педагогики словно продолжил свой земной путь в своеобразном многоохватном музыкальном мышлении его воспитанников и в педагогике. Продолжает жить в душах и памяти деятелей музыкальной культуры, в музыке, в которой он прожил интеллектуально яркую жизнь. Выступления воспитанников Айказяна гарантируют уникальные встречи с самобытными музыкантами и вызывают огромный слушательский интерес. А причина этого в том, что Петр Асатурович был необычной творческой личностью, обладал невероятным педагогическим даром и работоспособностью. Слушая игру учащихся Айказяна, не устаешь поражаться качеству, свежести и оригинальности прочтения любых сочинений (от хрестоматийных до остросовременных), особому вкусу, изяществу, подлинному артистизму.
Вот и этот вечер подарил встречу с одной из его ярчайших воспитанниц, завоевавшей широчайшее признание в музыкальном мире, скрипачкой Дианой Адамян. Вместе с Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна она сыграла Скрипичный концерт ре-мажор П. Чайковского в первом отделении. Во втором отделении была представлена Десятая симфония Шостаковича.
Неповторимость Скрипичного концерта – в исключительной звуковой технике. Все обратились в слух и были покорены совершенством игры Дианы, редкой выразительностью звучания ее инструмента. Она в очередной раз продемонстрировала, что такое музыкальная школа Петра Асатуровича, ученицей которого она была. Весьма своевременное и актуальное напоминание "для стен", в котором звучал этот уникальный концерт.
Диана - неоднократный лауреат престижных международных конкурсов. В 2018 году она завоевала первую премию в международном конкурсе им. Иегуди Менухина, а в 20-м году стала лауреатом международного конкурса им. Арама Хачатуряна. Артистка удостоена редкой возможности выступать на скрипке 1760 года мастера Николо Гальяно, подаренном Фондом Анри Мереля.
Концерт для скрипки с оркестром создан Чайковским в пору высокого творческого подъема, вскоре после окончания "Евгения Онегина" и Четвертой симфонии. Этот концерт не уступает фортепианному по яркости материала и мастерству его разработки, но отличается большей "классичностью", стройностью и гармонической уравновешенностью композиции. В Скрипичном концерте отразилось душевное состояние, в котором пребывал композитор, преодолевающий душевный кризис. Как отмечают биографы композитора, хотя над этим произведением он работал зимой, когда дождь чередовался со снегом, в нем явственно чувствуется весеннее настроение.
СЛУШАЯ ДИАНУ, ДУМАЕШЬ, ЧТО БЛАГОРОДНЫЕ ЗВУКИ ЗАЛОЖЕНЫ В НЕЙ ИЗНАЧАЛЬНО. Она оставляет ощущение мысли - напористой, глубокой, захватывающей слушателя. Скрипачка привлекает новизной ощущения, одухотворенностью, - трогательной и поэтичной. Излишне говорить, до чего совершенна ее техника, насколько сильно ее умение завораживать слушателя, как великолепна ее музыкальность. Какой редкостной красотой, какой особой вибрацией отмечен звук ее скрипки! А как пульсирует у нее ритм, наполняя каждую фразу, выражая ее волю, сообщая произведению жизнь, вдыхая в него душу!
Сколько прекрасных, неповторимых интонаций, подарила в этот вечер Диана, разумеется, вместе с замечательным оркестром и дирижером С. Смбатяном!
Скорбный, мятежный дух, драматизм ощущений переданы в первой части, а затем нечто, не поддающееся описанию. Солистка трогательно, на каком-то запредельном уровне мастерства, передает все перипетии настроения автора. В ее руках скрипка звучит то напряженно и страстно, то легко, жизнерадостно, энергично, когда захватывающие дух пассажи кажутся естественными, как дыхание. Бесспорно, встреча с Дианой вселила радость в слушателях. Отлично выступил и оркестр под управлением С. Смбатяна, продемонстрировавший свои ансамблевые достоинства.
А затем прозвучала Десятая симфония Д. Шостаковича - трагедийная и исповедальная, как лучшие страницы Четвертой и Восьмой симфоний. Прозвучала вдохновенно, на одном дыхании, во всем гигантском масштабе замысла композитора. Дирижер С. Смбатян и его оркестр покорили свободным развертыванием гениальной музыкальной мысли, проходившей все этапы драматического действия: накаленность и остроту психологических коллизий первой части, зловещую батальность второй, сумрачную повествовательность третьей и вновь активную и беспокойную действенность финала. И везде оркестр был убедителен. С безошибочным чувством зрелого мастера, Смбатян выстраивает все части симфонии в единое целое. В исполнении выделялось не только единство четко поставленных дирижером задач и их реализации. Более всего привлекал горячий ток музыки, эмоциональная сопряженность с аудиторией. Слушатели долго и признательно аплодировали.
Концерт был достойным приношением Учителю.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.