Последние новости

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК И ТАЛАНТЛИВЫЙ ХУДОЖНИК

Большому художнику не нужно особых условий, чтобы начать выплескивать на бумагу впечатления, чувства, размышления: достаточно иметь под рукой карандаш, ручку или фломастер, лист бумаги или блокнот, чтобы создавать диковинные пейзажи, городские зарисовки, портреты близких и незнакомцев, которые однажды станут предметом пристального внимания широкой общественности. Таким художником, способным вмиг набросать рисунок, достойным найти свое особое место в контексте национального изобразительного искусства, был для нас Сурен Саркисович Сафарян, чье 90-летие на днях отметили члены семьи, коллеги и соратники, друзья и студенты. Юбилей одного из ярких представителей реализма в армянской живописи ознаменовался выставкой графических работ из семейного архива, открывшейся в Национальной галерее Армении. Заметная часть произведений мастера выставлена впервые.

ОКОЛО 50 ГРАФИЧЕСКИХ КАРТИН, РИСУНКОВ И НАБРОСКОВ ОХВАТИЛИ наиболее значимые вехи в творчестве художника. Среди них – полные психологической глубины и эмоциональной завершенности портреты современников, автопортреты, городские пейзажи, сделанные во время путешествий по городам Европы, и, конечно, неотъемлемая часть живописного наследия Сурена Саркисовича - картины на тему Великой Отечественной войны, участником которой он был все 4 года. В экспозицию вошли также оригинальные работы в печатной графике, в том числе линогравюра и иллюстрации к книжным изданиям.

Почтить светлую память друга и учителя пришли в день открытия выставки заслуженный художник Армении Левон Коджоян, ректор Ереванской государственной академии художеств Арам Исабекян, директор Национальной галереи Фараон Мирзоян, председатель Союза художников Армении Карен Агамян, искусствовед Мартин Микаелян и многие другие. Говоря о Сурена Сафаряне, каждый из них отмечал отдельную часть его живописного таланта и все вместе говорили об одном – о его безграничной душевности, прекрасных личностных качествах и позитивной энергетике. Именно таким – "прекрасным человеком, полным доброты, умеющим создавать вокруг атмосферу позитива", запомнился Сурен Саркисович своему сверстнику, другу и коллеге Левону Коджояну.

"Даже война не омрачила его ум и сердце, он вернулся с фронта таким же добрым, каким был и оставался всегда, - отметил Л.Коджоян. – Он был ответственным гражданином, истинным армянином, прекрасным отцом, воспитавшим двух сыновей, ставших потом известными режиссерами, и талантливым художником, чьи картины и сегодня покоряют образностью и выразительностью". "Сурен Саркисович долгие годы преподавал в нашем вузе графику, и старшее поколение нынешних педагогов помнит его как человека образованного, с богатыми знаниями и широким кругозором, безгранично доброго. Все, что осталось от него нам, потомкам, несет в себе эту неисчерпаемую доброту", - сказал А.Исабекян.

Около 50 графических картин, рисунков и набросков охватили наиболее значимые вехи в творчестве художника.СУРЕН САФАРЯН РОДИЛСЯ В 1923Г. В БАКУ В СЕМЬЕ ИЗВЕСТНОГО ТОГДА ХУДОЖНИКА САРКИСА САФАРЯНА. Ему было 5 лет, когда родители переехали в Ереван, где отец вскоре начал работать на киностудии "Арменфильм" художником-постановщиком. Вместе с Амо Бекназаряном он осуществил постановку первых шедевров армянского советского кинематографа, в том числе и первенца в звуковом отечественном кино "Пепо". Присущая кинематографу мощь воздействия, глубина мысли и образность изображения действительности в будущем сказались на творчестве Сурена Сафаряна, а кинематографическое мышление особенно проявилось в графике. Ведь Сурен с раннего детства увлекался живописью и с жадностью приглядывался к творчеству отца.

В 1938г. он поступил в Ереванское художественное училище, однако продолжить образование удалось не сразу: выпуск совпал с началом Великой Отечественной войны. Сурен Сафарян прошел войну от начала до самого конца и вынес из нее свою тему – о простых людях с храбрым сердцем и героической преданностью родине, о мире, любви к жизни и ближним. Картины на военную тему с разной периодичностью появлялись в течение всей жизни художника, но вместо батальных сцен в них был образ человека, по-своему проявляющего себя в тяжелых условиях войны.

После войны С.Сафарян поступил на живописный факультет Ереванского художественного института, по окончании которого представил дипломную работу "Подвиг Унана Аветисяна", удостоившуюся высокой оценки преподавателей и сокурсников. Он полностью посвящает себя живописи и преподает сначала в Художественном училище им. Ф.Терлемезяна, затем в Ереванском художественно-театральном институте, где с 1976г. возглавляет кафедру рисунка. Вскоре он добивается серьезного признания в профессиональной среде, участвует в многочисленных выставках республиканского и всесоюзного масштаба, конкурсах, на которых удостаивается наград.

ОТДЕЛЬНОЙ И ЗНАЧИМОЙ СТРАНИЦЕЙ ТВОРЧЕСТВА СУРЕНА САФАРЯНА стал период председательства в Союзе художников Армении, который его коллеги, художники разных поколений и сегодня вспоминают как "золотой век". "Помню, с каким большим энтузиазмом он приходил в Союз художников каждый день в течение 16 лет (1969-1985гг.), как он относился к художникам, словно был отцом большого талантливого семейства, каждый потомок которого – самобытная личность, нуждающаяся в его совете и поддержке", - говорит Фараон Мирзоян. Действительно, Сурен Сафарян решал массу вопросов: для сотен художников он добился мастерских, основал уникальную по советским временам "выставку одной работы", на которую каждый художник приносил лучшую на его взгляд работу – без согласования с цензорами. В общую канву соцреалистических экспозиций он умудрялся "впихнуть" и произведения не особо приветствуемых в те времена художников, к примеру Минаса Аветисяна.

"Я стал председателем СХ Армении еще при жизни Сурена Саркисовича и до сих пор сижу за столом, за которым он работал долгие годы, часто разговариваю с ним в уме, словно ищу поддержки при решении особо острых вопросов, - признался Карен Агамян. - И каждый раз вспоминаю, с какой улыбкой он встречал каждого художника, сколь дружелюбным был в отношении людей, мудрым и дальновидным в жизни, прекрасным руководителем нашего союза".

НА ВЫСТАВКЕ В ЧЕСТЬ 90-ЛЕТИЯ СУРЕНА САФАРЯНА ПРЕДСТАВЛЕНЫ графические рисунки в разных жанрах и на разную тематику. Это образы современников – врачей, музыкантов, искусствоведов, рабочих, крестьян и т.д. Художник передает характер и суть человека в призме его профессии или занятия. Здесь же представлены путевые зарисовки, сделанные во время поездок в Италию, Испанию, Венгрию, Румынию, Болгарию. Городская архитектура, дома и мосты, памятники и улицы, повседневная жизнь зарубежных граждан – Сафарян словно открывает для советских граждан европейский мир с его буднями и историей, ведет за собой в путешествие по западным городам, раскрывая в них самое сокровенное. После поездок художник возвращался обогащенный впечатлениями и с новым творческим опытом, которым он непременно делился с коллегами и семьей.

"Отец умел радоваться за каждую новую работу и успех коллег, это помогло ему сделать много полезного для Союза художников, каждый из представителей которого всегда стоял рядом с ним. В то же время его самым близким другом была мама, которая воодушевляла его на творчество и большие дела, давала советы и молча выслушивала", - поделился старший сын художника Давид Сафарян. Профессию деда удачно унаследовал внук (сын младшего сына Армена): сегодня Сурен Сафарян-младший не просто продолжил семейную профессию, но и обогатил ее новыми живописными достижениями, которые однажды займут достойное место не только в семейной коллекции живописных полотен Сафарянов, но и в сокровищнице армянского изобразительного искусства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.