Последние новости

ВЕЧЕР ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СКУЛЬПТОРА

26 ноября 2013 г. в Белом зале Российской академии художеств (Пречистенка, 21) в рамках Дней города Еревана в Москве прошел творческий вечер памяти выдающегося скульптора-монументалиста Ара Арменовича Арутюняна (1928-1999), народного художника Армянской ССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР и РФ, профессора, посвященный 85-летию со дня рождения мастера. Вечер проходил на фоне выставки его скульптурных и графических произведений.

В АДРЕСЕ ПОСОЛЬСТВА АРМЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТМЕЧЕНО, что произведения Ара Арутюняна созвучны своему времени, в них присутствуют радость полнокровного бытия, светлый, оптимистичный взгляд человека, для которого создание архитектурных памятников не только источник красоты и гармонии, но и возможность передать чувства народа к своей родине. Его творчество представляет собой достойный пример этой великой миссии. Именно поэтому он является для нас, армян, не только гениальным скульптором, но и большим патриотом нашего народа.

Значение и масштаб творческого наследия мастера трудно переоценить. Он является автором более 40 памятников, монументов и скульптурно-архитектурных ансамблей, которые украшают улицы, площади, парки городов Армении, Франции, Италии, Украины и других стран. В своих произведениях Арутюнян воплотил эстетические и гражданские идеалы своего времени. Монумент "Мать Армения" стал символом Армении. Памятник великому поэту и композитору Саят-Нове в Ереване – самый любимый и узнаваемый горожанами памятник-родник. Интересна символическая направленность в решении памятника композитору Комитасу, который был установлен в парке Ереванской государственной консерватории. Образ декоративной скульптуры "Львица" в Гегарде стал в настоящее время изображением торговой марки известного армянского коньяка GreatValley. Поэтичны и декоративны композиции его памятников-родников, один из которых, "Дружба Еревана и Каррары", установлен в Италии. А.Арутюнян - автор памятника герою французского антифашистского движения Сопротивления Мисаку Манушяну в пригороде Парижа, памятника воинам 89-й Армянской Таманской дивизии в Севастополе, павшим в Великой Отечественной войне в боях за освобождение города . В 1982 г. скульптор воплощает, по словам Вл. Цельтнера, "самый притягательный для себя героический образ" - монумент "Слава труду", в котором олицетворением силы человеческого духа стала мощная и стремительная в своем движении вперед фигура рабочего.

Выдающийся мастер-монументалист А.А. Арутюнян является родоначальником и основоположником архитектурно-скульптурных ансамблей в Армении. В их числе самый масштабный комплекс, посвященный Сардарапатской битве, выразительный архитектурно- скульптурный ансамбль, в котором увековечены герои Муса-Лера.

Уже при жизни его называли Варпет, вокруг него всегда были люди, для которых общение с ним становилось незабываемым событием.АРУТЮНЯНУ УДАЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ МНОЖЕСТВО ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ. Очень обширно и многогранно наследие станковой скульптуры художника. Он посвящал работы людям труда - "Виноградарь", "Победитель", "Строитель", создавал обобщающие символические образы - "Юность", "Страна Наири", "Гибель Ани", "Гетера", являлся большим мастером скульптурного портрета - "Портрет народного артиста Армянской ССР Ф. Мкртчяна", "Портрет дочери", портрет Героя Советского Союза летчика-испытателя Р. Каприеляна, портрет первой в истории Филиппин и стран Азии женщины - президента Корасон Акино, преподнесенный ей в дар. За создание яркого, глубокого портретного образа президента Филиппин Корасон Акино скульптор был награжден орденом "Дружба народов".

А.А. Арутюнян был блестящим мастером рисунка. В Москве, Ереване, других городах с большим успехом проходили его персональные выставки, в экспозициях которых наряду со скульптурой всегда показывалась графика. Выставки, как правило, проходили в лучших залах страны.

А. Арутюнян многие годы успешно работал в Ереванском государственном художественно-театральном институте. Талантливый педагог, он передал секреты мастерства многим поколениям молодых скульпторов, получивших призвание в Армении и далеко за ее пределами. Уже при жизни его называли Варпет, вокруг него всегда были люди, для которых общение с ним становилось незабываемым событием. А.Арутюнян говорил: "Главный источник моего творчества – это фантазия. Это мир образов, символов, ассоциаций, связанных с природой. В обращении к природе лежит постижение художником формы…"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…