Последние новости

ЕЩЕ ОДНА "КАПЕЛЬКА" В СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРА АШТАРАКА

Свой первый сезон новосозданный Драматический театр Аштарака закрывал премьерой - с переходом на сезон второй, который вот-вот начнется.

"КАПЕЛЬКА", именно так называется спектакль, соответствующий своему названию - детский, камерный, словом, маленький. А еще - большой и немного японский. Большой не только по объему проделанной работы, но по своей "этапности" для театра, в котором родился. А немного японский потому, что японская поэтика очень близка "Капельке" - ведь в ней тоже есть тайна и волшебство.

"ПРИ ТОМ, ЧТО СПЕКТАКЛЬ КАМЕРНЫЙ, ОН ПОТРЕБОВАЛ ОТ НАС наибольших усилий, наибольшей работы по сравнению со всеми предыдущими постановками театра. И эта большая работа молодой команды - предмет нашей гордости", - говорит художественный руководитель театра Гор МАРКАРЯН.

И вправду, есть чем гордиться! При нынешней моде на детские спектакли, в которых много от шоу, много денег с прицелом эти деньги по-быстрому отбить и мало творчества, "Капелька" звучит звоном совершенно хрустальным. А если еще учитывать, что это совместная работа молодого режиссера Марики Довлатбекян с художником Нелли Барсегян, никогда до этого куклами не занимавшейся, что спектакль ведут драматические актеры с нулевым опытом кукловодов, что в театре нет никаких условий для кукольного производства... Тогда следует еще раз признать, что "Капелька" - событие этапное и образовательное не только для зрителя, но для творческого состава, а сам театр Аштарака - территория воистину пасторальная. Региональная власть, которая хочет иметь качественный театр и с готовностью в него вкладывается, и молодая команда под руководством одного из самых ярких наших режиссеров - чтоб я так жил!

 'Капелька'"У нас нет кукловодов, нет цехов, вообще ничего для кукольного спектакля, так что "Капельку" можно считать чистой авантюрой. Ну, вот, видимо я авантюрист... А если серьезно, уверен, что в репертуаре обязательно должны быть детские спектакли - это очень важно, тем более, когда речь идет о городе, в котором на протяжении многих лет не было театра. Соответственно, воспитание своего зрителя - одна из наших основных задач. Ну и, конечно, у меня было абсолютное доверие к двум талантливым молодым творческим людям, которые хотят делать именно это произведение и именно в этом жанре. Я был убежден, что этот детский спектакль будет, как в сказке, не простым, а золотым - со своей эстетикой и своим мессиджем. Надеюсь, что это наш первый, но не последний кукольный спектакль. Я вообще уверен, что наш театр должен быть открыт для любых жанров, любых нетривиальных идей", - говорит его творческий руководитель.

Для коллективной молодежной "авантюры" Марика Довлатбекян выбрала совершенный свежачок - сказку Анастасии Коваленко, которая не только пока нигде не ставилась, ее пока нет даже в интернете. Вообще-то "Капелька" суть обаятельный, но иллюстративный материал к теме "Круговорот воды в природе" из природоведения для второго класса. Сделать из нее "наглядное пособие" и одновременно просто загляденье, причем как для детей, так и для взрослых, - это потребовало больших энергетических затрат, безграничной игры воображения и тончайшего вкуса.

"Я ОЧЕНЬ ДОЛГО ИСКАЛА МАТЕРИАЛ, И, НАКОНЕЦ, КО МНЕ ПРИШЛА ЭТА ИСТОРИЯ "КАПЕЛЬКИ", - рассказывает Марика Довлатбекян. - Меня воодушевляли две вещи - огромная любовь к кукольному театру и желание сделать детский спектакль. Ну, и поработать с Нелли - это особое удовольствие, тем более, что это был ее первый "кукольный" опыт, а значит - свежий взгляд. Вообще, мы все осваивали впервые и всей командой, и это было круто! Нелли придумала замечательных кукол, но ведь надо заставить их жить, двигаться, придумать для них средства выражения - это тоже очень увлекательно".

Кропотливая кукольная почти анимация, которая идеально ложится на музыку, написанную специально к спектаклю Нареком Космос. То, как "Капелька" работает с музыкой, позволяет зрителю проникнуться такой забытой, такой приятной атмосферой обволакивающей фантазии. Из абсолютной черноты закулисья, в котором разыгрывается действо, свет выхватывает квадраты - экраны, где "люди в черном", невидимые новоиспеченные кукловоды, разыгрывают обаятельные, забавные, поучительные и невероятно эстетные этапы большого пути маленькой Капельки. Отточенность работы создателей спектакля, продиктованная перфекционизмом театрального руководителя, позволяет не просто держать качество, но рождает потрясающую сказку - во всех смыслах - и настоящее искусство.

"Я загорелась поработать в кукольном жанре, и только по ходу дела поняла, насколько он сложен, особенно, когда нет цехов и разделения труда, когда все "производит" один человек. Я кляла себя и клялась, что это моя первая и последняя работа с куклами. А потом я их очень полюбила - Капельку, Девочку, даже Червячков... Решение спектакля возникло парадоксальным образом из полного отсутствия у меня представлений о работе куклодела, так что я работала так, как чувствовала. Но у меня были "индикаторы" - мои маленькие племянники, которым было разрешено трогать эти куклы и даже играть с ними. По их реакции я убеждалась, что нащупала правильный путь", - говорит Нелли Барсегян.

...Смелая Капелька в крошечной голубой шапочке с трогательным пупочком-запятой и сама похожая на запятую - то ли метафора большого океана, то ли просто "из миража, из ничего, из сумасбродства моего вдруг возникает чей-то лик...". В работе Нелли есть отсылка к творчеству Юрия Норштейна. "Рисуешь животных - рисуешь не как художник-анималист, а душу рисуешь», - говорил великий мультипликатор. Образность - вот в чем главная фишка кукол Нелли, все эти задорные полурыжие Облачка, почти Чеширская Кошка, сварливые Червячки и сама отважная Капелька больше, много больше, чем ожившие картинки. И в спектакле все приобретает магический характер, как будто это не Капелька воды делает круговорот в природе, а сам зритель совершает удивительное волшебное путешествие.

Остается пожелать путешествий и спектаклю "Капелька" на самые престижные фестивали. Ей-Богу, он этого заслуживает!

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРА ЕРНДЖАКЯН - ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ И "АЛХИМИК"
      2025-01-13 10:29

      "Этот день начался почти 20 лет назад, в 2006 году, когда Ара Ернджакян предложил мне перевести пьесу "Алхимик". Она меня захватила: как точно драматург может представить свое время, людей, характеры! А когда узнала, что эта пьеса трансформировалась в роман, я, признаюсь, проявила наглую настырность - сама подошла к автору и попросила разрешение на перевод. Ернджакян сначала удивленно посмотрел на меня, а потом ответил "С удовольствием!". И еще одно признание: вместе с переводом я работала над собственным романом, очень для меня тяжелым, и когда становилось невмоготу, я переходила на территорию Алхимика, переводила очередной фрагмент. Что впечатляет в этом романе? Время. Сказочное и всегда актуальное. И люди - такие узнаваемые. И тот человек, интеллигент, который способен на столь многое, но столь многого не способен реализовать", - говорила писатель, драматург, а в данном контексте и переводчик Карине Ходикян. В самом конце ушедшего года на армянском языке вышел в свет роман "Сказка об Алхимике" драматурга и режиссера, основателя Ереванского Камерного театра, народного артиста РА Ара ЕРНДЖАКЯНА. В ближайшее время роман выйдет и на русском языке - в Москве и под названием "Златодел". Слава Паоло Коэльо не позволила сохранить аутентичное, родившееся еще в начале 70-ых - "Алхимик". Но не в этом суть.

    • НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ
      2024-12-25 09:04

      Уходит еще один год, который наша культура прожила вместе со всей страной, стараясь противиться вызовам и стремясь искать ответы на многочисленные вопросы... Холден Колфилд, герой культового сэлинджеровского романа "Над пропастью во ржи" тоже задавался вопросами. В частности, он хотел знать, зачем так организован мир, и даже интересовался, куда деваются рыбы, когда замерзает пруд - утки улетают, а рыбам ведь деться некуда... Вот и наша культура пытается "спросить о судьбе рыб". Спросить о судьбе рыб – не то же ли самое, что поинтересоваться, а как там люди, про которых не думают?

    • КАПКАН ДЛЯ ВОЖДЯ - ВЫБИРАТЬСЯ НАМ
      2024-12-24 12:53

      Мумии Ленина и Сталина неспешно беседуют в мавзолее - просто, за жизнь... А после того как Отец Всех Народов покинет мавзолей - навсегда ли? - Вождь Мирового Пролетариата обратиться к залу с роковым вопросом: "Кто -нибудь может сказать точно - здесь еще остались сталины?". Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна вернулся из Ульяновска, где проходил IX Международный театрального фестиваль “История государства Российского. Отечество и судьбы”. Спектакль "Капкан для Сталина" в постановке заслуженного деятеля искусств РА Акоба Казанчяна не только вписался в тематику фестиваля, но прошел с бурным успехом.

    • "8 000 КИЛОМЕТРОВ" ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ – ПУТЬ К СЕБЕ
      2024-12-21 11:03

      "Пап, а это кто? - Турок. - А это? - Турок. - А вон тот? - Тоже турок. - Пап, а тогда почему ты сказал, что мы едем в Западную Армению?". Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха - это так, гипотетически...  Вопросы, которыми задается звезда и действительно один из лучших наших актеров среднего поколения Самвел ТОПАЛЯН в авторском проекте "8 000 километров", отнюдь не гипотетические. И путь поиска ответов на них - мучительный, особенно когда тебе со всех сторон предлагают "альтернативные версии". Возможно, это путь гораздо более сложный, чем преодоление 8 000 километров, но это - дорога к Дому.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ