Последние новости

"ЭСТЕТИКА МОЛЧАНИЯ" - В ОЖИДАНИИ СЛОВА

В эпоху невиданного расцвета литературных амбиций графоманов в любых жанрах рождение исследования в сфере искусствоведения – реальное событие. На днях в рамках драматургических чтений "Реабилитация настоящего", организованных Национальной театрально-творческой ассоциацией, состоялась презентация книги, точнее, как назвали его сами авторы, эссе-исследования Сурена и Асмик АСМИКЯН "Эстетика молчания в драматургии ХХ века". Работа вышла в свет благодаря финансированию Министерства культуры РА при посредничестве НТТА.

"ХОТЯ ЭТО НЕ ПЕРВАЯ МОЯ КНИГА, Я НЕ ПРИВЫК К ПРЕЗЕНТАЦИЯМ – они порождение нового времени. Прежде, когда книги читали, "презентовать" их было не принято. На мой взгляд, рождение книги – дело интимное. Но приходится считаться с реалиями сегодняшнего дня, - сказал Сурен Асмикян. - За дни этих чтений для меня было высшим удовольствием убедиться, что люди скучают - скучают по общению. Споры, даже конфликты, противоречия - все это оставляет свой позитивный след. Я благодарен ассоциации не только за то, что при ее помощи и посредничестве вышла в свет наша книга, но в первую очередь за то, что она пытается формировать клубную культуру. Когда-то у нас был для этих целей АДРИ - сегодня его нет, но его последователем стал этот малый зал Кукольного театра. Что до нашей книги, я очень ценю, что у нее два автора. И дело здесь не в том, что сохранилась семейная традиция. И даже не в том, что моя дочь и я – представители разных поколений искусствоведов, что само по себе уже интересно. Здесь представлены позиции профессионала и любителя. В сфере театроведения я – дилетант. Но, поверьте, дилетанты очень нужны. Они могут заметить то, что ускользает от "замылившегося" глаза профессионала".

Как это похоже на Сурена Гургеновича! В панораме портретов людей творчества его графический портрет стоит особняком – сухая изящная фигура, нервное лицо, берет, глаза за очками в тонкой металлической оправе, нервные длинные пальцы рук, взлетающих всякий раз, когда захватила тема беседы… "Дилетант" Сурен Асмикян, киновед, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РА - из той плеяды людей, чья интеллигентность определяется не столько и уж, во всяком случае, не только происхождением – семья выдающейся армянской актрисы Асмик. Она определяется даже не обширнейшим багажом знаний и владением мировой культурой. И уж точно – не обширным списком титулов и регалий. Сурен Гургенович Асмикян – тот истинный интеллигент, чье главное качество – те, уже редко встречающиеся мировосприятие и нравственный стержень, которые как-то негромко, без фанфар проявляются в любой ситуации-индикаторе. И "семейная традиция", явившаяся импульсом книги, написанной в соавторстве с дочерью Асмик Асмикян - театроведом, преподавателем ГИТиКа, специалистом в области зарубежного театра и драматургии и первым секретарем постпредства НКР в Армении – это традиция, перед которой хочется снять шляпу.

Книга „Эстетика молчания в драматургии ХХ века„."Я БЫЛА СТУДЕНТКОЙ И АСМИК АСМИКЯН, И СУРЕНА ГУРГЕНОВИЧА, - эмоционально, взахлеб говорила на презентации молодой писатель и драматург Ануш Аслибекян. - Каждая их лекция была готовой диссертацией. Для меня сегодня настоящий праздник – этой книге пора было родиться давным-давно. С нетерпением жду того момента, когда возьмусь за нее. Мне невероятно интересно, что родилось в результате сотворчества этих полярно противоположных личностей. Видеть их рядом – это уже был театр. Лекции Сурена Асмикяна были "театром молчания" - пауза и жест, который стоил сотни слов. А потом звучала мысль, которую мы сразу записывали и подписывали – "Сурен Асмикян. День. Месяц. Год". И Асмик Асмикян, которая бесконечно, как вулкан лаву, изливала на нас потоки своих знаний. За один урок можно было узнать о культуре целой эпохи, и вот здесь пауз не наблюдалось. Отец и дочь - это пауза и антипауза. У них всегда были противоположные точки зрения. Так что эта книга и в этом смысле абсолютно уникальное явление".

Книга "Эстетика молчания в драматургии ХХ века" - действительно явление из ряда вон. Во-первых, "в одном флаконе" представлены армянский и русский вариант исследования. А в-главных – не слишком большая по объему работа охватила огромный по объему пласт мировой культуры - от античного театра до армянских постановок наших дней. В фокусе книги молчание, пауза и европейская, в основном абсурдистская драматургия ХХ века, это молчание породившая. Метерлинк, Натали Саррот, Олби, Луиджи Пиранделло, Сэмюел Беккет, Гарольд Пинтер – великие писатели ушедшего века, сформировавшие не только его литературу и театр, но и философию, невозможность выхода в условиях экзистенциального существования, пропасти и сближения рационального и иррационального начал. Авторы открывают читателю и драматурга Вацлава Гавела, известного широкой публике больше в качестве первого президента независимой Чехии, добровольно покинувшего свой пост. Но исследование Асмикянов не замыкается снобистски на лауреатах Нобелевской премии. Настоящее армянского театра, пьесы Гургена Ханджяна, работы Рубена Бабаяна, Армена Элбакяна, Жирайра Дадасяна, Ованнеса Бабаханяна, Вардана Петросяна. Наконец, показавшие в Ереване свои спектакли Евгений Гришковец и театр Петра Фоменко… Весь этот материал стал не иллюстрацией, но аргументом и фактом в стремлении найти ответы на эстетические, а порой философские вопросы. А если ответ не отыскивается... Что ж – вопрос переходит в плоскость метафизики.

"ПРИЯТНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ КНИГУ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ "ЭСТЕТИКА МОЛЧАНИЯ В ДРАМАТУРГИИ ХХ ВЕКА" и впервые в истории нашего искусствоведения обращается к очень важному вопросу – к обозначению тишины, говорил на презентации заслуженный деятель искусств РА, театровед Левон Мутафян. - К сожалению, у нас действительно мало глубоких базовых теоретических работ. Мы знаем, что молчание, пауза, которая как художественный, эстетический прием обозначилась как таковая лишь в драматургии ХХ века, была открыта Чеховым. В итоге она сформировала целую теорию в системе литературы и театра. В центре исследования Сурена и Асмик Асмикян – пауза как прием, как физическое и психологическое состояние. И авторы блестяще справились с поставленной перед собой задачей.

Особо приятно отметить тот факт, что авторы обратились не только к европейской литературе, но и к современной армянской драматургии, к нашим спектаклям. Авторы этой книги стали в какой-то мере первооткрывателями – абсурдистская литература, театр абсурда крайне мало становился темой исследования. Эта книга обнаруживает интересный, оригинальный, аналитический подход к теме. По моему глубокому убеждению, книга очень ценна и в качестве учебного пособия. Особенно ее четвертая глава: это не просто подведение итогов – она полна предвидений, подсказок, она делает какие-то допущения, дает импульсы.

Еще один важный момент. Эта книга на двух языках, что дает нам возможность представить ее и за рубежом. Пусть это не прозвучит амбициозно, но за последние десятилетия мы сформировали многие театроведческие традиции, вышли в свет очень интересные исследования, которые, к сожалению, остались в узких рамках национального контекста. "Эстетика молчания в драматургии ХХ века" - фактически первая попытка представить миру наши достижения".

В ПРЕДИСЛОВИИ К КНИГЕ СУРЕН АСМИКЯН ПИШЕТ: "Подверглась сокрушительной атаке, казалось, незыблемая, гениальная гегелевская система" - классификация искусств в соответствии с их спецификой. Живопись, начиная с "Черного квадрата", покусилась на сам предмет – основу основ всякого изображения. В музыке живой голос подменяется фонограммой-плюс, а поп-музыка не пытается возродить самое сокровенное – мелодию. В театре актер все решительнее выталкивается на задворки сцены, а в литературе, даже если невозможно все пространство предоставить бессмысленной абракадабре, можно ограничиться упразднением всяких знаков препинания. Кино, в момент своего рождения заявившее о своей способности увековечить реальный миг жизни, даже в течение века не сумело остаться верным своей "самостности". В итоге из искусства стал исчезать сам человек как данность. Но, может быть, этот вывод – всего лишь домысел заблудшего (или постаревшего) сознания? Есть и другая позиция. В природе и в истории торжествует принцип цикличности, кризисы плодотворны, дебилизация (если только она не навязана специально) - только кажущаяся, и человек не деградирует, нет, наоборот, идет процесс обновления, в том числе и внутреннего мира человека. Кто знает? По крайней мере на этот вопрос даст ответ ХХI век".

Но последняя глава "Эстетики молчания…" все-таки называется "Ностальгия по… Слову". Наверное, другому, иному, но Слову. И, возможно, следующее эссе-исследование Сурена и Асмик Асмикян будет озаглавлено "В ожидании Слова". Будем ждать – иных слов и новых книг!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "НЕ НАВРЕДИ!" В ЛАБОРАТОРИИ КУЛЬТУРЫ
      2019-06-25 12:29
      394

      Новая культурная власть вплотную подошла к законотворчеству в сфере. Что есть хорошо не только для культуры, но и для ее власти - сиюминутных решений здесь объективно ждать не приходится. И что совершенно не означает, что в культуре не накопилось изрядное количество вопросов, требующих сиюминутных решений.

    • "СОЗДАНИЕ СОЗНАНИЯ" - БУДЕМ ТЯНУТЬ РЕЗИНУ!
      2019-06-21 12:58
      1416

      "Кино - это не только искусство, но и сфера, имеющая колоссальное политическое значение", - практически перефразировал вождя мирового пролетариата Ленина Владимира Ильича замминистра по вопросам культуры Ара Хзмалян в заключение организованных в Национальном Собрании парламентских слушаний на тему "О возможных законодательных решениях в сфере кино".

    • МИНФИН - СЕР, НО АРТ-МИР - СЕД
      2019-06-20 11:03
      1746

      На днях в Национальном Собрании состоялась встреча, инициированная постоянной комиссией НС по вопросам науки, образования, культуры, диаспоры, молодежи и спорта, объединившая в едином порыве урегулирования законодательного поля в сфере культуры депутатов, юристов и деятелей этой самой культуры. Факт сам по себе внушающий оптимизм, но еще и симптоматичный, позволяющий делать кой-какие выводы и прогнозы.

    • "ЧЕРНОБЫЛЬ", КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПОСМОТРЕТЬ КАЖДЫЙ
      2019-06-19 13:49
      1452

      В начале мая состоялась, можно сказать, эпохальная премьера американо-британского сериала "Чернобыль" от телекомпании HBO и Sky. Всего за 5 серий создатели попытались рассказать об аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, о страшной катастрофе в советской Украине и о том, как она повлияла на судьбы людей. Сериалу понадобилось всего 5 недель, чтобы возглавить рейтинг IMDb и стать самым рейтинговым сериалом в истории самых популярных сериалов всех времен и народов. "Игра престолов" нервно курит в сторонке. Еще один результат - поток туристов в зону отчуждения Чернобыльской АЭС вырос к концу мая на треть и продолжает расти.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЙ БАКУ - ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ
      2019-06-22 16:00
      1559

      Известный спортивный журналист, корреспондент ряда отечественных и зарубежных СМИ, автор нескольких книг, лауреат множества наград, обладатель званий, титулов, Александр ГРИГОРЯН (1951 г. р.) приближается к возрастному рубежу, когда поневоле оглядываешься назад, оцениваешь, что сумел сделать, и прикидываешь, что еще можно успеть. Для читателя Александр Григорьевич воспринимался в качестве человека, прекрасно разбирающегося в спорте и умеющего о нем ярко писать.

    • ЕЩЕ ОДНА КНИГА О ВЕЛИКОМ ТАМАНЯНЕ
      2019-06-19 13:05
      986

      Здесь есть что-то мистическое. В то время как Армения лишилась Музея А.И. Таманяна, в России на дне Рыбинского водохранилища были обнаружены остатки имения Иловна, которое спроектировал великий зодчий.

    • ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕМПИОНА МИРА
      2019-06-17 19:16
      1099

      Сегодня, в день 90-летия со дня рождения IV чемпиона мира по шахматам Тиграна Петросяна, в Доме шахматиста, носящем его имя, состоялась презентация книги "Игра престолов. Как побеждать в шахматах?"

    • БЕЗ ЮМОРА НЕ ЖИЗНЬ
      2019-06-17 11:55
      1056

      Чувство юмора - дар небес, без которого в жизни приходится тяжко. Тем более в тяжкие времена. В наши дни оно утешает и поддерживает очень многих. Когда лечение не всем по карману, порой приходится лечиться смехом. И, представьте, помогает. При этом на помощь страждущим приходят "врачи" - юмористы и сатирики. Они издают газеты, журналы, книги - этакие рецепты здоровья.