"КУЛЬТУРА - САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ КОНТАКТА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ"
Похода в Национальный театр кукол им. Ов. Туманяна на этот раз была имел конкретную цель. Поговорить о туре по Китаю, из которого театр только что вернулся. Но на входе едва не растянулась, оступившись о какой-то кабель - в театре кипит ремонт.
Мама дорогая! Таких, простите, туалетов, в смысле санузлов, даже в наш гламурный век вы не видели и видеть не могли. Микс кукольного домика с праздничным тортом, все такое сиренево-мятное, прозрачно-возушное. И умывальнички установленные по росту маленького зрителя - отдельной песней.
Молодой директор театра Арташес БАБАЯН не только заработал имидж прекрасного арт-менеджера и человека способного работать 24 на 7, но и человека, рядом с которым так работают все остальные. И результат налицо.
- Как не спросить - как вы дошли до такой марципановой жизни?
- Это программа "Фаст-банка", который не только в нашем театре, но во многих учреждениях культуры взялся за ремонт туалетов. Просто в нашем театре проявили, так сказать, отдельный подход. Их дизайнеры спросили, какие у нас будут пожелания, и я показал им то, что видел в Китае, из которого мы только что вернулись - именно там я видел эти умывальнички для детей и все прочее. И они нам сделали спецпроект. Параллельно с этого года заработала пилотная правительственная программа, частью которой вместе с Оперным стал и наш театр. Речь идет о том, что государство обеспечивает такую же сумму дотации, какую театр заработал. Это дало нам возможность направить те средства, которые мы заработали сами, на косметический ремонт, так что, как видите, мы основательно "подправили лицо". Но самое главное - удалось полностью переоснастить систему электроэнергии. Она у нас теперь новая, и если свет отключается, снабжение мгновенно переходит на другую линию, ну и еще множество иных преимуществ. Теперь ничего не будет перегреваться, а то буквально в последние дни сезона прямо на спектакле взорвалась пара софитов. Зритель, правда, подумал, что это такой финальный спецэффект...
Кстати, по поводу туалетов, я показал фото нашего готового варианта директору театра в Китае, мол, смотрите, это вы нас вдохновили. Он попросил выслать ему папку фотографий, чтобы они сделали так же, поскольку у нас получилось лучше.
- Давай все-таки перейдем от материальной базы к культурной надстройке. На днях вы вернулись из очередного тура по Китаю...
- Действительно, меньше чем за год мы побывали в Китае уже в третий раз. Когда ехали впервые, казалось: если такая экзотическая поездка случится еще раз, то лет через 50. Но оказалось, что это бескрайние возможности - новые встречи, новые контакты и перспективы. Мне уже доводилось говорить, что в Китае много продюсерских компаний, которые организуют и фестивали, и туры по стране. После первой поездки мы познакомились с руководителем такой организации, которая называется "Маленький апельсиновый замок". Это третья в стране компания, и она, не в пример первым двум, частная, и ей принадлежит 60 театров по всему Китаю очень высокого класса. Чтоб вы понимали - за месяц до нас они привозили бродвейских "Кошек". Причем, по их словам, Бродвей - это, скорее имиджевая история, потому что на нас они зарабатывают больше, чем на суперзвездах.
Мы снова повезли "Дюймовочку". Они хотели пригласить нас на 3 месяца, но это невозможно, Театр кукол не может отсутствовать в Ереване такой срок. Так что поехали на 35 дней на юг Китая, сыграли в 5 городах - 14 показов на 7 различных сценах. Шеньжень, Чиньян, Ченду, Сиан и Шанхай. Плюс бывший пригород Шанхая, который превращается в отдельный город. Там выстраивается полноценная инфраструктура, в том числе, культурная жизнь. Наш приезд проходил в рамках фестиваля, в котором участвовали спектакли из Германии, России, Болгарии, Испании, Ирана, и мы реально были хедлайнерами, играли при супераншлагах. Тут, как я понимаю, срабтала и то, что у нашей "Дюймовочки" сложный визуальный ряд, технические прибамбасы, а там зритель это очень любит. Билеты стоили долларов 20-30, так что мы оказались прибыльным предприятием. Правда, и на нас приглашающая сторона не экономит - прекрасные отели, суточные, роскошные экскурсии от Диснейленда до Парка Панд и прочее.
У нас уже есть новое приглашение, и я собираюсь уже поднимать вопрос гонорара. К тому же промоутеры, которые позвали нас в первый раз, узнали, что мы приехали и заявили, что тоже хотят с нами работать. Теперь между двумя продюсерскими центрами конкурентная борьба, а мы будем работать с тем, кто сделает лучшее предложение театру.
- Это называется хорошо устроились. А скажи пожалуйста, на твой взгляд, в Китае "культура в регионы" - это государственная политика или частная и прибыльная инициатива?
- Насколько я понимаю, государственная политика заключается в том, что население, все социальные слои, должны повышать уровень образования и приобщаться к культуре. И даже если проект реализует частная компания, как в нашем случае, привозит спектакль из Армении, она должна сделать все, чтобы его посмотрело максимальное количество людей. И если была договоренность на 10 спектаклей, а появился зрительский спрос еще на 10, эти спектакли состоятся. Поскольку ставится задача организовать полноценный досуг граждан. Как мне объяснили, в стране поставлена цель, чтобы в ближайшие 10 лет малоимущий класс стал средним классом - не только в плане доходов, который планируется поднять до двух-трех тысяч долларов, а в широком контексте. Чтобы эти люди стали полноценными потребителями культуры. Вот пригород Шанхая, о котором я говорил, там примерно 300 тысяч населения. И соответствующая промоутерская компания одновременно проводила не только фестиваль, в котором мы участвовали. Показы фильмов, рок-концерты, плюс там есть озеро, вокруг которого концентрируется целый культурно-развлекательный комплекс. И все работает, как часы, на нон-стопе. Чтобы в нерабочее время жизнь кипела, и не просто так, а как-то со смыслом.
- Насколько мне известно, следующая остановка гастрольно-фестивального графика Театра кукол - Канада. Так получилось, или нехоженные тропы - это политика театра?
- По крайней мере, это становится нашей политикой. В будущем году нашему театру исполняется 90 лет, и я поставил задачу, чтобы он побывал именно в тех странах, которые в гастрольном плане неосвоены, чтобы не просто десятая поездка в Россию, Америку или Польшу. В прошлом году мы впервые побывали в Китае, а в этом поедем в Канаду, Италию и Боснию-Герцеговину. Причем в Канаде и Боснии не только не было особого армянского культурного присутствия, но и дипломатические отношения, кажется, только начинают укрепляться. И мы хотим быть частью этого "укрепления", потому что культура - самый простой способ установить связь между людьми. В Канаду поедет "Буковски", в Боснию - детский спектакль "Крокодил". Оба спектакля пользуются любовью армянского зрителя и уже успели проявить себя на нескольких театральных фестивалях. А уже в декабре "Буковски" будет показан в Польше и в Италии, в Риме.
- Но не все же дороги ведут в Рим. В будущем году Театр кукол юбиляр. Есть какая-то юбилейная программа?
- Наверное, главное здесь - открытие памятника Ерванду Манаряну. В год 90-летия театра, которым он долго и плодотворно руководил, ему исполнилось бы 100 лет. Памятник профинансировало правительство, а решение, на мой взглад очень интересное - Манарян на мотоциклете, как в "Невесте с Севера", а в руках Непобедимый Петух, герой его самого знаменитого кукольного спектакля. Отдельная фишка в том, что сиденье мотоцикла работает как скамейка, на которую люди могут садиться и ехать вместе с Ервандом Христофоровичем. Планируется посвященная ему выставка и показ его спектаклей. Сейчас в театре готовятся несколько премьер, в том числе Самсон Мовсисян делает "Гулливера в стране лилипутов", который, думается, станет, как у нас принято говорить, фестивальным спектаклем. А в остальном у юбилейного и неюбилейного года много общего, и это общее - работа.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-09 10:21
У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория. На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.
-
2024-09-09 10:15
"Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.
-
2024-09-07 10:07
Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".