"ЛАКОТ" К ЮБИЛЕЮ СОСА САРКИСЯНА - ПРО ЛЮБОВЬ С ЛЮБОВЬЮ
Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех.
Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.
"МЫ, ПРАВДА, ВСПОМИНАЕМ СОСА САРКИСЯНА БУКВАЛЬНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ, но юбилей, 95-летие - это такая дата, когда память должна выйти в публичное пространство. И мы перелопатили все его книги, предлагались разные форматы, была даже идея сделать спектакль-биографию. Но в итоге остановились на "Лакоте" именно в силу того, что это художественное произведение, рассказывающее о том, что хотя бы раз в жизни переживает каждый человек. Первая влюбленность - для кого-то краткий миг, для кого-то чувство, превращающееся в любовь всей жизни. Мне кажется, что зритель полюбит этот спектакль, который мы делали с такой огромной любовью, потому что непременно почувствует себя его героем... При каждой постанове, выборе пьесы, каждом шаге театра мы думаем - а Сос Арташесович бы это принял, даже замечания друг другу делаем его цитатами. А здесь такая ответственность! В репзале висит его портрет, и на читках мы буквально смотрели ему в глаза - ну, как? Хотя я почти уверена, что мы пошли путем, который он бы одобрил. Может, даже сказал бы "Орлы!" - высшая похвала из его уст", - говорит Татев Казарян, звезда театра, которая вместе с другим мастером, заслуженным артистом РА Давидом Акопяном читает текст повести.
Они читают, сидя на сцене вместе со всеми действующими лицами спектакля и все вместе создавая некий круг, энергетическое поле. И пусть пока нет костюмов, полноценной декорации, а энергетическое поле - уже есть.
"Лакот" - история любви. История сестры Соса Саркисяна, которую, будучи прекрасным стилистом, он обратил в крепкую прозу. История Ромео и Джульетты, может быть, более трагичная, потому что преградой к первому упоительному чувству здесь встали не люди, а время. Любовь во время чумы. Любовь в окаянные дни, в страшную сталинскую эпоху.
"Я очень давно знаю повесть, и мне бы никогда не пришло в голову, что это - театр, скорее кино. И я рад, что Нарине нашла очень интересную форму спектакля. Еще одна моя тайная радость - я читаю текст Соса. Думаю, у нас получится хороший спектакль, ведь мы вложили в него столько сил и желания, чтобы это было достойно основателя нашего театра. И наша молодежь, которая работает так интересно, так неожиданно. И весь "фон" этой истории - пока демократия, свобода слова, вообще свобода, - только фальшивые слова эта вещь продолжает оставаться актуальной", - говорит Давид Акопян.
НАРИНЕ ГРИГОРЯН, РЕЖИССЕР СПЕКТАКЛЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАШЛА ИНТЕРЕСНОЕ РЕШЕНИЕ. А главное, вывела на сцену не столько учеников Соса Арташесовича, его соратников и сорадователей, но в абсолютном большинстве - новое актерское поколение "Амазгаина". И эти ребята оказались так молоды и красивы, так органичны и изобретательны, так фантастически пластичны. И любят они на сцене - так искренне, так нежно, как дай вам Бог...
"Когда я перечитывал повесть - уже зная, что у меня есть роль, мне казалось, что я беседую с Сосом Арташесовичем. Это пугающе ответственно, когда автор - основатель театра, в котором ты работаешь, твой учитель, твой мастер. Для меня в этом произведении Сос Саркисян в каждой секунде... А самое главное: в ней, несмотря на фабулу, на это черное время, гармония человека и природы. Дерево, ручей, лес, человек - все звучит в унисон. Наверное, невозможно родиться в Лори и не быть носителем этой гармонии. Честно говоря, даже когда я читал повесть в первый раз, она показалась мне совершенно кинематографичной. А когда мы начали работать, стало понятно, что привносить правду кино неправильно, и мы искали театральные решения, было понимание, что строить все надо на точности актеров. Ведь в "Лакоте" очень много важных мессиджей, которые надо подавать, как Сос Саркисян, - казалось бы, простыми словами. Думаю, секрет того, что даже в черновом варианте наша работа впечатляет, в нашей любви к нему... Если бы увидел он? Не знаю... Скорее всего, ругал бы, меня уж точно. Как это было бы здорово!", - говорит Гагик Мадоян, еще один мастер, так значимо сыгравший, казалось бы, небольшую роль.
Так они работают рядом, звезды театра и молодежь. Только на этот раз не только на общей сцене, а в энергетическом круге слова Соса Саркисяна. И "Лакот" становится не только посвящением Мастеру, для нового поколения актеров он становится церемонией посвящения в существо и естество "Амазгаина", в традицию, и не только театральную, заложенную его основателем. Ну, а еще "Лакот" становится, почти стал - классным спектаклем.
Волнение Нелли Гургеновны Саркисян, вдовы Соса Арташесовича, так понятно: "Это очень долгожданное событие. Это радость и счастье. Я надеялась, что доживу до премьеры фильма, который запускался, но застопорился, и, наверное, не судьба... А судьба - эта постановка, которая, не будем забегать вперед, но ведь удалась! Трепет, воспоминания - до слез. У меня было ощущение, что Сос есть, он в зале, он все это видит, сопереживает актерам и разделяет чувства зрителя. Он бы, конечно, сделал кучу замечаний, заставил бы все переделывать сто раз. Но он бы гордился своими учениками!".
Премьеры "Лакота" осталось ждать совсем недолго. Премьеры спектакля, которым театр "Амазгаин" еще раз признается в любви к Сосу Саркисяну. А еще настаивает, что истиная любовь, даже без счастливого финала, всегда победительна.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...