НАПОЛНЕННОЕ МУЗЫКОЙ ПРОСТРАНСТВО
В наше непоэтичное время, несмотря на разбушевавшиеся горячие точки во всем мире, парадоксальным образом интерес к художественной и музыкальной культуре не уменьшается, а, напротив, обнаруживает стойкую тенденцию к дальнейшему увеличению. В дни спектаклей и концертов все залы театров и филармонии, Дома камерной музыки бывают переполнены. Эта тенденция существует в силу уникального свойства творческой личности: чем больше ее сковывают обстоятельства, тем отчетливее она пытается противостоять давлению.
ТАК, НАПРИМЕР, С САМОГО НАЧАЛА МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ, С ОТКРЫТИЯ ТЕКУЩЕГО КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА взял старт VIII Международный музыкальный фестиваль «Армения», который представляет публике серию концертных программ с участием всемирно известных солистов. Фестиваль этот прочно занимает достойное место в музыкальном столичном рейтинге: он стал обязательной составляющей ереванской музыкальной афиши и одним из самых ожидаемых событий года. Интересные трактовки мировых шедевров, экспериментальные проекты (доминирующий композитор Алексей Шор), высокий уровень исполнений неизменно привлекают внимание все новых слушателей. Фестиваль учрежден по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра Сергея Смбатяна и президента Европейского фонда поддержки культуры Константина Ишханова.
Программу концерта в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна, открывшего VIII Международный фестиваль «Армения», отличил прекрасный подбор музыки. В первом отделении концерта оркестром под управлением его основателя и главного дирижера Сергея Смбатяна были сыграны нечасто исполняемая симфоническая поэма «Армения» армянского советского композитора и педагога, народного артиста СССР Григора Егиазаряна, концерт Алексея Шора «Путевой дневник» для фортепиано с оркестром с замечательным по широте чувством соло золотого медалиста международного конкурса пианистов имени Клиберна Йеквон Сонву. Ометим это особо, так как концерт имел таким образом также познавательную образовывающую миссию. Во втором отделении прозвучал по-прежнему ошеломляющий, жизнерадостный, лучисто-блещущий Второй концерт С. Рахманинова, лишний раз заставив позабыть хоть на время все жизненные невзгоды и порадоваться возможности приобщения еще раз к этому чуду.
Среди наших музыкальных коллективов Государственный симфонический оркестр – один из наиболее гастролирующих: в мире его называют визитной карточкой современной армянской музыки. Его художественный руководитель Сергей Смбатян – дирижер огромного темперамента, вкуса, способности к переживанию и устремления доносить людям красоту не только ее величества классики, но и достоинства музыки современных авторов. Его энергия неистощима – он не отрабатывает на сцене, а щедро творит, заражая своим восторгом от музыки и от дела, которым занят, и зал, и музыкантов. Вся программа в этот день была исполнена на хорошем уровне, с полной энергетикой и встречена восторгом публики с заслуженным “браво”.
С ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ УВЛЕЧЕНИЕМ, С ИСТИННОЙ ЩЕДРОСТЬЮ ДУШИ, но в то же время выверенно, музыкально играл оркестр под управлением Сергея Смбатяна крупномасштабное произведение Григора Егиазаряна, написанное в годы Великой отечественной войны и ставшее символом серьезных достоинств национальной симфонической музыки. Конечно, это естественно, что произведение отражает дух и пафос своего времени, которые оркестр передал мощно, с размахом и подлинным мастерством.
Второе произведение программы - концерт для фортепиано с оркестром «Путевой дневник» Алексея Шора представило великолепного корейского музыканта Йеквона Сонву, мощного и виртуозного исполнителя, стремящегося достичь истины в исполняемой музыке.
Как известно, композиции Алексея Шора исполнялись в самых престижных концертных залах, включая Wiener Musikverein, Berlin Philharmonie, Carnegie Hall, Большой зал Московской консерватории, Мариинском театре, Wigmore Hall, Teatro Argentina, Concertgebouw и многие другие.
Музыка Шора иполялась многими выдающимися артистами, среди которых Михаил Плетнев, Гил Шахам, Николай Цнайдер, Готье Капюсон, Сальваторе Аккардо, Анна Аглатова, Борис Андрианов, Нарэ Аргаманян, Нарек Ахназарян, Гай Браунштейн, Максим Венгеров, Ингольф Вундер, Юрий Жислин, Дэвид Аарон Карпентер, Рэй Чен, Вероника Джиоева, Гайк Казазян и другие.
Увертюра к его балету «Хрустальный дворец» была исполнена на 40-й церемонии вручения премии Gramophone Classical Music Awards в Лондоне. В 2022 году А.Шор был назначен первым ассоциированным композитором Школы им. Иегуди Менухина. Алексей Шор – композитор резидент Армянского государственного симфонического оркестра.
ДЛЯ МНОГИХ, СИДЯЩИХ В ЭТОТ ВЕЧЕР В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ФИЛАРМОНИИ, концерт Алексея Шора «Путевой дневник» получил в поэтическом изложении артиста второе рождение, а может быть, и первое. Впечатляла атмосфера праздника, царящая в зале. Отсюда и исключительное отношение к пианисту, к его обаянию, которое объяснялось, конечно, самой его игрой, включая и внешние его особенности. Интерпретация отличалась глубоким прочтением авторского текста, предельной отточенностью, скульптурной зримостью рисунка. Достойным аккомпаниатором солисту был оркестр, еще раз доказавший свою уникальность и всегдашний молодой задор, с превосходным дыханием особенно в светлой лирике.
И завершил вечер Второй концерт С. Рахманинова, который знал и понимал человека, как немногие, как стремился понять и сам пианист Йеквон Сонву, и оркестр, и маэстро Смбатян, управляющий им страстно и тонко, пропуская музыку через себя.
Вторым концертом Рахманинова, известным любителям музыки более чем досконально, удивить трудно. Он звучит в самых престижных залах всей планеты, находится в репертуаре самых прославленных исполнителей.
Интерпретация нашего гостя покорила поразительной искренностью, широтой рахманиновской напевности, ошеломляющей контрастностью шквальных рахманиновских кульминаций.
Не перестаешь удивляться, до чего корейскому пианисту близка музыка Рахманинова. Ведь этому научиться невозможно. С этим надо родиться. А вообще большая музыка всегда имела своих прекрасных исполнителей, благодаря чему и обогащала мир.
Концерт вызвал шквал благодарных аплодисментов.
В следующем концерте в рамках фестиваля 23 сентября прозвучат симфоническая поэма «Сако из Лори» Эдварда Мирзояна, Третий виолончельный концерт Алексея Шора, Виолончельный концерт Сен-Санса. Солист – виолончелист Максимилиан Хорнунг, дирижер Набиль Шехата.
Фестиваль продолжается…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.