БЛЕСТЯЩИЙ КОНЦЕРТ АРСЕНА СОГОМОНЯНА
…Вот звучат волнующие аккорды оркестра, затухают музыкальные фразы и в благословенную тишину замершего зала вливаются удивительно чарующие звуки прекрасного голоса замечательного певца, лауреата многих международных конкурсов Арсена Согомоняна. Этим сольным концертом один из лучших драматических теноров современности завершал в Армении серию выступлений под названием "Общечеловеческие мосты голоса и души". Его концерты прошли в Национальной галерее Армении, Матенадаране и завершающий сольный концерт – в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна с Национальным филармоническим оркестром (художественный руководитель и главный дирижер Эдуард Топчян) под управлением известного итальянского дирижера Антонелло Аллеманди.
АНТОНЕЛЛО АЛЛЕМАНДИ ПОЛЬЗУЕТСЯ МИРОВОЙ ИЗВЕСТНОСТЬЮ КАК ОПЕРНЫЙ ДИРИЖЕР, работающий с итальянским репертуаром в театрах всего мира. Среди них - "Травиата", "Трубадур", "Севильский цирюльник", "Любовный напиток", - эти спектакли под его управлением звучали в Венской государственной опере, "Бал-маскарад" и "Тоска" - в Ковент-Гардене, "Норма", "Дон Карлос" и "Симон Бокканегра" - на фестивале в Сантандере. Знают его и в нашей опере. Он дирижировал концертом, посвященным памяти незабвенного Гегама Григоряна.
Сольный концерт Арсена Согомоняна с участием Национального филармонического оркестра под управлением Антонелло Аллеманди стал одним из самых примечательных событий октября. Это было пиршество музыки, пиршество вокала, когда партнеры достойны друг друга и, как бы соревнуясь между собой, высекают один из другого ту божественную искру, которая разгорается горячим пламенем подлинного вдохновения. Свидетельством тому – восторженный прием меломанов, долго не отпускающих со сцены героев этого вечера.
В программе вечера – Увертюра к опере "Сельская честь" Сицилиана Туриду П. Масканьи, ария Канио из оперы "Паяцы" Р. Леонкавалло, Интермеццо из оперы "Сельская честь" П. Масканьи, ария Каварадосси из оперы "Тоска" Дж. Пуччини, ария Отелло из одноименной оперы Верди, Увертюра к опере "Пиковая дама" П. Чайковского и две арии Германа, ария графа Лориса из оперы "Федора" У. Джордано, "Гранада" А. Лара, "Не плачь" И. Куртиса, "Катари" Кардилло, "Скажите девушки" Р. Фавло.
Перед нами предстал артист редкой искренности и непосредственности. Необычайная одаренность артиста, творческая интуиция, прекрасные внешние данные как нельзя более гармонировали с красивым, тембрально насыщенным голосом. Каждая из исполненных им арий была задумана артистом в своем индивидуальном ключе: экспрессивно и пламенно ария Канио, взрывчато и драматично – ария Каварадосси. Далеко не традиционным, гораздо более свободным, раскованным, даже с элементами импровизации было художественное прочтение двух потрясающих арий Германа.
Обаяние, артистический дар ярко и убедительно проявлены и в других сценических созданиях артиста: в арии графа Лориса из оперы "Федора" Джордано, в арии Отелло, неаполитанских песнях "Гранада" Лара, "Катари" Кардилло, "Не плачь" Куртиса… Эти арии и песни, наполненные подлинным страданием, не оставляют зрителей равнодушными. Певец умеет соразмерять свои чувства, свободно и естественно перенося их на создаваемый образ. Для певца-исполнителя, как и для драматического актера, главное – это способность прямого, сиюминутного воздействия на людей. Способность увлечь, зажечь, воодушевить. Публика, собственно, и ходит в театр или в филармонию, чтобы пережить эти чувства. Этими свойствами в полной мере владеет Арсен Согомонян. Иначе он бы не сумел завоевать лучшие сценические площадки мира.
ВОСПИТАННИК ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГА РАФАЭЛЯ АКОПЯНЦА Арсен Согомонян уже с третьего курса Ереванской консерватории вошел в состав ведущих солистов Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. А с 2009 по 2017 гг. он стал одним из ведущих баритонов оперной труппы Московского академического Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, где исполнял главные баритоновые партии шедевров мировой классики. А как тенор дебютировал в партии Кварадосси ("Тоска" Пуччини) на той же сцене. В 2015 году он впервые выступил в Большом театре России, спев партию Жоржа Жермона.
С сезона 2018-2019гг. Арсен Согомонян, будучи уже приглашенным солистом Мариинского театра, исполнял партии тенорового репертуара на ведущих мировых площадках: Отелло с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты в Берлинской филармонии, Баварской государственной опере, Болонском театре "Комунале", Оперном театре им. Джузеппе Верди (Триест) и Московском академическом музыкальном театре, дон Хозе ("Кармен") в Ковент-Гардене, дон Альваро ("Сила судьбы") во Франкфуртской опере, Манрико ("Трубадур") в туринском театре Реджо, Канио ("Паяцы") и Марио Каварадосси в неаполитанском театре Сан-Карло, Герман ("Пиковая дама") в Берлинской филармонии и Баден-Баденском фестшпильхаусе (с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Кирилла Петренко), Канио в Театре Дегойядо (Гвадалахара, Мексика). Участвовал в записи "Виллис" Пуччини (партия Роберто) и "Цыган" Леонкавалло (партия Раду) на лейбле Opera Rara и в лондонских концертных исполнениях этих опер.
Арсену аплодировала публика Испании, Франции, Германии, Великобритании, Китая, ЮАР, во многих городах России. Он сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как В. Гергиев, В. Спиваков, Феликс Коробов, Туган Сохиев, Альберто Дзедда, Марк Элдер и другие.
Вспоминается выступление Арсена Согомоняна пять лет назад в концертном исполнении оперы "Отелло", который осуществил Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна. В день представления "Отелло" публика заняла весь зал, не было ни одного свободного места, а сама сцена, заполненная до предела оркестром, хорами, солистами, представляла грандиозное зрелище. Воодушевление зала было вызвано помимо всего и участием в спектакле-концерте ярких солистов – Арсена Согомоняна (Россия), великолепной певицы, живущей ныне за рубежом Грачуи Базенц (Дездемона) и ведущего баритона МАХТ Антона Зараева в партии Яго.
БЕЗУСЛОВНО, ЛИДЕРОМ СРЕДИ СОЛИСТОВ БЫЛ, КОНЕЧНО, АРСЕН СОГОМОНЯН. В партии Отелло на филармонической сцене он придал живое дыхание всему концерту. Верный характер раскрывается им через вокальную интонацию. Ревность Отелло - инстинктивно и страстно развивается мощным потоком, подогреваемая тайным коварством Яго. Конечно, уже сам по себе его красивый, богатый красками и отлично поставленный голос в сочетании с артистическим темпераментом способен принести успех на концертной сцене, где, невзирая на ограниченность условий, без грима и театрального костюма, игра его оказалась самой зрелой и глубокой.
С годами пришли глубина чувств, эмоциональная открытость, верное осмысление партии. Если раньше он удивлял свежестью, красотой и силой своего голоса, то теперь он потрясает драматизмом трактовки, захватывает мастерством пластических решений.
Когда артист становится взрослее, мудрее, происходит переосмысление многих вещей. Незыблемым для Арсена осталось главное – страстная любовь к профессии, которой он посвятил себя целиком.
Сольный концерт А. Согомоняна в очередной раз убедил нас в том, как глубоко он ощущает страсти и переживания своих героев, как в совершенстве владеет искусством перевоплощения, в то время как многие другие тенора часто подменяют истинное чувство искусной имитацией. Голос его обладает энергичной силой драматического тенора, но в то же время ему свойственны мягкость, подвижность и эластичность тенора даже лирического. Вокальное искусство Согомоняна сосредоточило в себе все обаяние, притягательные свойства и достоинства, все разнообразие технических приемов, которые присущи тенорам всех типов.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-30 10:08
В Китае завершен Международный конкурс им. Арама Хачатуряна Последний осенний месяц в Китае прошел под знаком Арама Хачатуряна. Международный конкурс имени великого композитора, который перекинулся из Еревана в Пекин, собрал под свои знамена около 300 юных участников из различных стран мира. Замечательно, что наш музыкальный турнир продолжает жить, что он открыт еще и в Поднебесной, собирая новых рыцарей. И это неслучайно.
-
2024-11-29 10:49
26 ноября выдающейся актрисе Арус Асрян исполнилось бы 120 лет В театральное искусство Арус Асрян вошла не только как актриса высокой сценической культуры, но и как сердечный, душевно щедрый человек, пример беззаветного служения профессии. 120 лет отделяют нас от даты ее рождения и 37 лет со дня смерти, но жива память о выдающейся артистке, в чьей судьбе так знаменательно скрестились пути ее искусства и жизни нашей страны XX века.
-
2024-11-25 10:40
В Большом зале филармонии стартовал 12-й Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна "Плодотворно только чрезмерное, умеренное же - никогда!" – эти слова, сказанные Стефаном Цвейгом по поводу художественного максимализма одного из знаменитых дирижеров, могут в какой-то степени характеризовать и деятельность Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна. Идеи у художественного руководителя и главного дирижера оркестра сыплются как из рога изобилия и без всякого ажиотажа тут же осуществляются. Ощущение, что это ему ничего не стоит. А между тем всякий, кто участвовал в музыкальных смотрах, фестивалях, конкурсах, встречах, знаком с трудностями их организации.
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.