Последние новости

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КАК МЕРТВОМУ ПРИПАРКИ

Российское правительство приняло решение о повышении в разы финансирования театров, и деньги эти должны быть направлены исключительно на гастрольную деятельность - регионы должны быть максимально приобщены к эталонной культуре и иметь возможность регулярно показываться в столицах для поддержания уровня. Мы тоже не дремлем. Принимаем решения, чтобы фонтан культуры бил ключом. Только бьет этот ключ почему-то по голове.

Розовый сон. Вместо интерлюдии

В театральном фойе, или в фойе концертного зала гужевалась нарядная публика. До третьего звонка было еще далеко, но зритель не спешил в зал и не просто фланировал, разглядывая вывешенные по стенам фотографии любимых артистов. Он выстраивался в очереди перед последним словом техники - терминалами, которые позволяли воочию лицезреть всю арт-панораму страны.

ВпроЧем, одним лицезрением дело не заканЧивалось. Чудо-машина не просто являлась сводной афишей всех планирующихся в Ереване спектаклей, концертов и перформансов. Нажимаешь на кнопочку, вернее, проводишь пальцем по экрану - и перед тобой раскрывается план любого выбранного зала с расписанными ценами на билеты - партер, амфитеатр, ярус. Еще одно движение пальца - и вот, выбранные места отмечены. Остается только вставить в кармашек денежку - и, считай, билет у тебя в кармане. Публика, в восторге от неожиданно навалившегося на него счастья - возможности в одночасье проложить себе перманентный путь приобщения к искусству, все бронировала и бронировала - в театр, в оперу, в филармонию. Хорошо-то как!..

Это не пятый сон Веры Павловны... Это не первый сон Асмик Степановны... Это даже не хрустальные, несбывшиеся сны режиссеров, дирижеров, актеров и музыкантов... Это сон ума государственного, который можно было бы назвать розовым, если бы он не грозил обернуться очередным кошмаром.

"Это больше чем факт, - так и было на самом деле"

Первый "экспериментальный" спектакль в Национальном академическом театре им. Г. Сундукяна начался с большим опозданием и после того, как зрители, администраторы и капельдинеры были в состоянии, приближенном к нервному срыву.

Национальный театр почему-то опять стал площадкой для эксперимента, и опять не творческого и даже не структурно-реформаторского. На сей раз эксперимент носит характер финансово-технический.

Те, кто думал, что "электронные билеты", о которых в последнее время велось много разговоров, - это масштабная возможность покупки билетов на арт-мероприятия через интернет, растерянно разводят руками. В правительстве ли, или где еще до этого додумались, непонятно, но электронный билет - это новая версия билетных книжек, в которых каждый "пропуск в зал" отмечен штрих-кодом. И если раньше дежурные у дверей отрывали корешок, чтобы пропустить публику, теперь зритель должен сам снимать этот самый штрих-код с билета при помощи соответствующих аппаратов, установленных на входе.

Как уже было сказано, первым полигоном для инновации стал Национальный театр, работники которого долго не могли прийти в себя от технического новшества. Что-то не срабатывало, зритель нервничал, пожилые люди некомпьютерной эры вообще готовы были уходить, призванные на помощь капельдинеры так же особой сноровки в новом деле не проявляли, время шло, очередь накапливалась, администраторы хватались за сердце...

Не контроль, а финансовый маневр

Конечно, можно не думать, что не было у бабы проблем, купила баба порося. Можно думать: не умеют - научатся. Но не оставляет вопрос - а зачем он нужен, этот геморрой на филейную часть культурных очагов, у которых и без того проблем хватает?

"Я НИЧЕГО СТРАШНОГО В ЭТОМ НЕ ВИЖУ, - ГОВОРИТ ДИРЕКТОР Национального театра им. Сундукяна Степан Давтян. - Налоговая инспекция хочет контролировать продажу билетов, поставить заслон перед "левыми" спектаклями и "сжиганием" билетных книжек. В принципе это ничему не мешает. Скажем, распространители билетов, которых это решение очень напугало, ничуть не пострадают. Они и впредь могут брать у театров билеты, сдавать нам всю выручку, а потом уже мы официально выплачиваем их процент за оказанную услугу".

В принципе вроде действительно ничего страшного. Вот только не понятно, каким образом можно контролировать финансовые потоки, если штрих-код снимается с билета не в момент его продажи, а при входе в зал? А если человек купил билет, но на спектакль или концерт не пришел? Распространители, например, часто забирают по нескольку сот билетов, которые покупают руководители больших компаний для своих сотрудников. И десятки этих сотрудников в итоге халявой не пользуются. И получается не контроль, а широкое поле для финансового маневра. Плюс дурдом на входе. Руководители детских театров вообще схватились за голову при известии о такой радости - представьте малышню, неистово снимающую штрих-коды с билетов. Это ж какое веселье!

Вот и не захочешь, а поверишь в активно муссирующиеся разговоры о том, что весь этот неслыханный технический прогресс учинен во славу чьего-то очередного отдельно взятого кармана. Какой-то брат какого-то высокого чиновника завез в страну аппараты и теперь их надо срочно запускать в действие. Вера эта тем более усиливается при известии, что это - еще не вся радость. Еще в ближайшее время очагам культуры будет вменено в обязанность оприходовать те самые терминалы, при помощи которых можно покупать билеты в режиме онлайн, и от этого вообще скулы сводит и хочется побольнее стенку прибить.

Те, кто много бывает в странах, где давно и благополучно обретается "белое человечество", ходит там в театры и на концерты, куда не достать билетов, не дадут соврать - нигде, в самом технически продвинутом и искусством охваченном государстве до подобных нововведений не додумались. Заказать билет по интернету - пожалуйста. И он даже может стоить дешевле билета в кассе - именно таким путем публику пытаются заинтересовать в техническом прогрессе.

Вряд ли для новаторов является секретом тот факт, насколько сложно заполнить зал тем, кто не предлагает на потребу зрителя дешевенькие шоу. Сто "добровольно" купленных билетов - это уже количество для администрации любого большого зала. Так что чудо-терминалы нужны сегодня арт-залам, как козе барабан, как рыбе зонтик, как мертвому припарка.

Господа власть предержащие, ну перестаньте вы экспериментировать с культурой, перестаньте раскачивать эту утлую лодку, которой и без ваших усилий все труднее держаться на плаву. А может быть, удержаться на плаву ей все труднее именно благодаря вашим усилиям?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРИГЛАШАЕТ ОПЕРЕТТА!
      2020-09-25 10:48
      239

      … И уже начинаешь задумываться: а может, и неплохо, что кризис, потому что должен же он чем-то закончиться. И если судить по тому, что происходит во многих наших художественных коллективах, есть все основания предполагать, что нынешняя ситуация может увенчаться прорывом.  В Государственном театре музыкальной комедии им. А. Пароняна состоялся закрытый показ - гала-концерт под условным названием "Приглашает оперетта".

    • ЧЕЛОВЕК ШАГАЮЩИЙ VS МАТЕВОСЯНА И САГИЯНА
      2020-09-24 10:46
      722

      Давеча в телеэфире бывший премьер-министр Грант Багратян остроумно заметил насчет премьер-министра нынешнего - думается, главная его проблема - Месроп Маштоц. Мол, нынешний главный начальник наверняка злится - и надо было тебе лезть поперек батьки с этими буквами, эка безделица, я бы и их создал! В очередной раз оказалось, что в каждой шутке есть лишь доля шутки. На прошлой неделе произошло два невеселых события, в очередной раз обнаруживших, что власть ломает от тех, кто не просто облекал армянский язык в маштоцовские письмена, но делал это так, чтобы написанное становилось нашей самостью.

    • ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫКВА ПРЕВРАТИТСЯ В ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА…
      2020-09-21 11:05
      771

      Судя по заседанию парламента, министр НОКС Араик Арутюнян не вписывается в этом качестве в картину мира будущей просвещенной и процветающей Армении. Если проще, оппозиционные парламентские партии потребовали отставки главы НОКС.

    • КУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА - АУ!
      2020-09-21 10:58
      1944

      Карантин сменил ЧП, а про культуру опять никто не вспомнил. Зато опять вспомнили, что нынешнее количество учреждений культуры государство содержать не в состоянии, и снова собираются рубить культуре деньги. Председатель совета театральных директоров, заслуженный деятель искусств РА Рубен БАБАЯН уверен, что спасение нужно искать исключительно в законодательных реформах, и если не сейчас, потом может быть поздно.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРИГЛАШАЕТ ОПЕРЕТТА!
      2020-09-25 10:48
      239

      … И уже начинаешь задумываться: а может, и неплохо, что кризис, потому что должен же он чем-то закончиться. И если судить по тому, что происходит во многих наших художественных коллективах, есть все основания предполагать, что нынешняя ситуация может увенчаться прорывом.  В Государственном театре музыкальной комедии им. А. Пароняна состоялся закрытый показ - гала-концерт под условным названием "Приглашает оперетта".

    • 40 ЗРИТЕЛЕЙ НА ПЛОЩАДИ ДСЕХА
      2020-09-23 12:01
      1020

      К своему 15-летнему юбилею Международный фестиваль кукольных театров "День туманяновской сказки" шел с сомнениями. Удастся ли в создавшихся условиях провести грандиозный праздник, охватывающий в последние годы всю Армению и Арцах, собирающий лучшие кукольные коллективы из разных уголков мира? Закрыты театры, под запретом сбор публики, да и люди, порядком уставшие от мировых перипетий, безразличны ко всему происходящему...

    • "КУЛЬТУРА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕГЛАВНОЙ!"
      2020-09-11 13:53
      3343

      Компания "Геопромайнинг" взяла на себя расходы по техническому переоснащению Государственного русского театра им. Станиславского - в нынешних реалиях об этом следует говорить исключительно в рубрике "Очевидное - невероятное". Это поняли даже в Министерстве НОКС и в лице руководителя департамента внешней политики и социальных стратегий компании Рузанны ГРИГОРЯН пригласили мецената к себе, и поклон отвесили, и благодарность вручили. Ознакомившись с масштабом "непроизводственной" работы компании, замминистра удивился: почему это никак не пиарится? На что начальник департамента ответила: "Нам в трубы трубить некогда - мы дело делаем!"

    • ПРО ЖИЗНЬ – С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ "Ж"
      2020-08-29 16:00
      2147

      "Я буду петь"… Кто-то вывел эту фразу пальцем на стекле корявыми буквами. В зеркальном отражении ее не сразу узнаешь и прочтешь. Но она проступает на мутном стекле, прорывается, обретает голос, стремится докричаться, настаивает, убеждает. "Я буду петь, что бы ни случилось" - так называется новый видеопроект Государственного театра "Амазгаин" им. С. Саркисяна.