Последние новости

ХОД КОНЕМ НИКОЛАЯ ЦАТУРЯНА

Вчера Государственный драматический театр Гюмри, а вместе с ним и всю театральную общественность потряс беспрецедентный шаг художественного руководителя театра, народного артиста РА Николая ЦАТУРЯНА. Именитый режиссер отказался от поста художественного руководителя, и не просто добровольно, а по собственной инициативе передал бразды творческого правления своему ученику и, будем надеяться, последователю, молодому режиссеру Людвигу АРУТЮНЯНУ.

РАЗУВЕРЯЮЩИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ЗАСТАВЛЯЕТ ОТНОСИТЬСЯ НАСТОРОЖЕННО даже к самым, казалось бы, замечательным решениям. В данном случае поводы к подозрительности были самые основательные. Несколько месяцев назад у Николая Цатуряна было телевыступление, вызвавшее бурный общественный резонанс, который во многом и защитил знаменитого режиссера от немедленного остракизма разгневанных властей предержащих. При этом знающие люди утверждали, что никто не забыт и ничто не забыто и режиссеру - пускай ажиотаж устаканится - еще припомнят.

Учитывал ли это Николай Ервандович, человек не только талантливый, но и всерьез интеллектуальный, принимая свое неожиданное и скорее всего непростое для себя решение? Наверняка да. Что вовсе не умаляет его шага, направленного не только во благо театра, но и той творческой линии, которую режиссер последовательно и упорно осуществлял все эти годы руководства прославленным Гюмрийским театром. А линия эта работала не только на возрождение, но и на перспективу – успеть воспитать и профессионально подготовить преемников, с которыми можно будет не беспокоиться о завтрашнем театральном дне.

С поставленными перед собой задачами Цатурян справился блестяще. В последние годы на сцене Гюмрийского театра рядом со спектаклями мэтра стали появляться все чаще постановки Ованеса Ованесяна – актера театра, представителя среднего поколения, молодых режиссеров, и не приглашенных со стороны, а взращенных на собственной почве и в собственном коллективе. Людвиг Арутюнян оказался в этой череде в желтой майке бесспорного лидера. И это не было "рождение звезды". Были первые, неуверенные пробы пера, потом был отличный спектакль "Собаки", потом еще одна большая, но не слишком удачная постановка. И дальше "Блез" и недавно выпущенный спектакль "Крысы" - все крепнущая мастеровитость и неожиданность решений заставила исключить из его крепнущего успеха фактор случайности.

Вместе с Людвигом рядом с Цатуряном стали работать Тигран Вирабян – продюсер, актер и мотор, Нара Сантоян, другие молодые и креативные люди. Театр ожил, стал выпускать премьеру за премьерой, гюмрийцы опять потянулись в театр, вновь начавший давать им повод к гордости. Спектакли привозили в столицу, где они удостаивались высоких оценок и профессиональных наград. В прошлом году основали свой международный фестиваль – "Дуэт" - и реально провели его просто с блеском. Словом, если бы Цатурян был героем американского кино, ему бы наверняка сказали – ты это сделал, парень!

"Я ПОНИМАЮ, ЧТО ЖУРНАЛИСТЫ ВСЕГДА ПРЕДПОЧИТАЮТ СЕНСАЦИИ, но сенсационное в этой ситуации разве что сам факт добровольного отказа от должности… В остальном все абсолютно нормально. Действительно считаю, что мне удалось реализовать программу, которую я себе наметил, - говорит Николай Ервандович. – Театр не просто вышел из апатии – в него пришли новые, полные энтузиазма и готовности работать силы, репертуарная политика у нас выстроена, спектакли идут при аншлагах – три года назад об этом можно было только мечтать. У нас есть ядро молодых ребят, на которых действительно можно опереться – за эти годы они не просто ни разу меня не подвели, не только они чувствовали мое плечо, я их – тоже. В конце концов, я уже немолодой человек, мне трудно постоянно ездить. А если вдруг возникают проблемы со здоровьем, то мир, как известно, не без добрых людей и не без людей, желающих поруководить большим театром тоже. Начинаются ненужные разговоры, а то и эпистолы в инстанции… Думаю, я принял просто идеальное решение. Я же не отказываюсь от этого театра, я уже давно не могу от него отказаться, за десять лет он стал мне слишком дорог. Но надо действительно думать о будущем. Думаю, мне удалось воспитать в Людвиге режиссера. Теперь у меня будет возможность воспитать в нем главного режиссера – а это уже другая профессия".

Итак, после консультаций и согласования с Министерством культуры РА директор Гюмрийского драматического театра им. Аджемяна Геворг Хачатрян произвел кадровые перестановки. Николай Цатурян переведен с должности художественного руководителя театра на должность художественного консультанта. Людвиг Арутюнян назначен главным режиссером театра. "Назначение Людвига Арутюняна - вполне обдуманный шаг и решение, которое не вызывает опасений, которое к тому же было прекрасно принято в коллективе, - комментирует Геворг Хачатрян. - С 2008-го по 2010 год Николай Ервандович был именно художественным консультантом нашего театра, и у нас уже есть опыт работы в этом формате. Он и дальше будет координировать творческие процессы театра".

Оказалось, что Людвига Арутюняна можно поздравить со спокойной душой и даже без задней мысли - "во что же ты, мальчик, вляпываешься". Ведь атмосфера у аджемяновцев сегодня даже слишком здоровая – насколько вообще может быть здоровой атмосфера в театре.

"ЭТО ТАКАЯ КОЛОССАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОСОБЕННО КОГДА ОСОЗНАЕШЬ, что речь идет о Гюмрийском театре им. Аджемяна – театре с легендарной историей, взрастившем не одного корифея армянской сцены, - говорит Людвиг. - Вы знаете – театр есть театр, со всеми его подводными течениями, и для меня было так приятно и неожиданно, что коллектив принял мое назначение крайне благосклонно. У нас столько маститых артистов, на фоне которых я просто мальчишка, и я был просто растроган, когда, после того как Цатурян представил меня в новом качестве, они зааплодировали. Оправдать их доверие – для меня это одна из важнейших целей. Все годы моего становления как режиссера со мной рядом был мой учитель Николай Ервандович Цатурян, замечательный режиссер и педагог. Все эти годы я старался по максимуму не просто учиться у него, а буквально вырвать, выхватить, сделать своим все, что он способен дать, а дать он может очень многое. И то, что он и дальше будет рядом, будет помогать и поддерживать меня, направлять мою работу, вселяет в меня уверенность, что все получится. Вы знаете, сегодня в нашем театре собралось много крепкой молодежи, я надеюсь, что мы все вместе продолжим тот путь творческого поиска и эксперимента, которым вел нас в последние годы Николай Ервандович, чтобы театр говорил со своим зрителем на выразительном современном языке".

Можно не сомневаться, что кадровые пертурбации пройдут в Гюмрийском театре на редкость спокойно и де-факто здесь мало что изменится. Остается пожелать аджемяновцам упорства и взлетов на избранном пути, а Николаю Цатуряну – успеха в деле ковки режиссера из просто молодого режиссера. Ну и снять шляпу перед его Соломоновой мудростью.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРОКАЗЫ КОРОЛЕВЫ МАБ
      2019-07-23 12:26
      412

      В чем главная большая разница между пишущим о театре и профессиональным театральным критиком? Главное большое отличие настоящего профессионала в умении заснуть на десятой минуте спектакля, проснуться на последних десяти, а потом анализировать его, очень подробно. Не претендуя на такой высокий полет, приходится констатировать: есть спектакли, сон по ходу которых не признак профессионализма, но физиологическая потребность. Почему в спектакле "Ромео и Джульетта" в Русском драматическом театре им. Станиславского явь перемежается снами, причем не на сцене, а в зале, помогает понять Меркуцио. Именно он в бессмертной пьесе Шекспира объясняет, что все подобные видения - проказы королевы Маб, навевающей спящим разную дребедень…

    • "АНУШ" КАК ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМКИ
      2019-07-22 15:04
      640

      Еще в конце прошлого года Национальный театр оперы и балета им. Спендиарова объявил конкурс на новую постановку оперы А. Тиграняна "Ануш". Срок приема заявок, единожды уже продленный, завершился 15 июня, а примерно неделю назад состоялся конкурсный тур, который оказался первым, хотя второго никто не планировал. Но экспертная группа не смогла окончательно выбрать победителя. Будут думать и, может быть, ждать заявок новых. Почему?

    • МАФИЯ БЕССМЕРТНА!
      2019-07-20 15:08
      1296

      Народ - ненарод, революция - контрреволюция, режим - противники режима, красные против белых, коричневые против красных, белорубашечники против чернорубашечников… Мафия, якудза, триада… Власть как единственная носительница нравственности… Из прошлого, чаще чужого опыта, мы извлекаем бирочки и ярлычки, чтобы классифицировать каждого. А каково жить с такой классификацией?

    • ДОРОГАЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРКА
      2019-07-17 10:09
      2684

      Платить - министерству, расплачиваться - нам Назени Гарибян есть ангел революции, а то и сама революция. Революция есть противоправные действия, которые следует считать правовыми потому что "именем революции!" Вот только расплачиваться - в буквальном, денежном эквиваленте - за действия ангела революции, стоящего на страже средств налогоплательщиков, придется именно налогоплательщикам. Такой вот парадокс!






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Артур Гоюнян назначен начальником Уголовно-исполнительной службы Армении
      2019-07-11 14:32
      326

      Артур Гоюнян назначен начальником Уголовно-исполнительной службы Министерства юстиции Республики Армения, сообщается на сайте правительства.

    • УХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ "И.О."
      2019-07-11 13:39
      2895

      Русский театр готовится к выборам директора Вчера утром директор Международного театрального фестиваля ARMMONO Марианна МХИТАРЯН была назначена исполняющей обязанности директора ереванского Государственного русского драматического театра им. Станиславского сроком на один месяц. Такое соломоново решение рассчитано не только на обеспечение в театре адекватных выборов нового директора, но на погашение очередного скандала, который вновь созрел в Русском театре.

    • МЫ ЗдесЪ! ОТКРЫТИЕ ЧЕХОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
      2019-07-04 09:31
      2296

      Спектакль Ереванского государственного театра кукол им. Ов. Туманяна в постановке Татев Мелконян сказал-таки "Я здесЪ" на Московском международном театральном фестивале им. А. Чехова. Сказал уверенно и решительно, заставив называть себя неожиданностью нынешнего Чеховского. Более того, стал действительно открытием, суть которого - у многообразного современного армянского театра есть и такое лицо. Благородный и блистательно вдохновенный лик.

    • ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
      2019-07-02 10:00
      3125

      "Однажды поросенок - а звали его Икар! - пришел к Волшебному источнику и попросил исполнить его желание. Ему давно уже хотелось научиться летать" … А еще там есть Забытый день рождения, и полисмен Артур, и его конь Гарри, и уточка Миранда… "Там" - в сказках английского писателя Дональда Биссета, по которым поставила спектакль "Все кувырком" Наринэ МАЛЯН в театре им. Г. Маляна. Спектакль для детей, ставший истинным деликатесом для театральных гурманов. Спектакль не для всех - он для каждого в отдельности какой-то свой.