"ОТЕЛЛО": ДРАМА ЛЮБВИ И РЕВНОСТИ. ПРЕМЬЕРА
"Когда вы будете писать в сенат об этих бедах, не изображайте меня не тем, что есть, не надо класть густых теней, смягчать не надо красок". С тех пор, как на подмостках впервые прозвучала эта мольба, прошло почти четыре с половиной века: тысяча артистов во всех странах мира старалась изобразить Отелло "таким, как есть". И все же вопрос, как мог Отелло поверить клевете", словно загадочная улыбка Моны Лизы, остается вечным вопросом искусства.
ЭТОТ ВОПРОС, ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ТРЕВОЖИЛ И РУКОВОДСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО академического театра оперы и балета имени А. Спендиарова в лице Карена Дургаряна, который вместе с музыкальным руководителем и дирижером Алессандро Бонато (Италия), дирижером Арутюном Арзуманяном, режиссером-постановщиком Фабио Спарволи, художником-постановщиком Мауро Карози, художником по костюмам Одетт Николетти (Италия), главным хормейстером Нарине Восканян, художественным руководителем детского хора Эммой Аракелян и солистами - участниками спектакля представили свое решение задачи до того убедительное, что кажется, будто мы до конца поняли в общем-то непостижимые современному уму поступки героев Шекспира.
Премьера спектакля "Отелло", прошедшая в последние дни декабря, стала заключительным итогом новых постановок прошедшего года ("Аршак II", "Тулуз Лотрек", "Богема", "Антуни"). Пять премьер в течение одного сезона, согласитесь, итог внушительный. Опера "Отелло" заняла свое почетное место в репертуаре театра.
Конечно, приоритет Верди, без которого невозможно представить не только армянский музыкальный театр, но и мировой, здесь налицо. Для всех оперных театров мира Верди и в наши дни "живее всех живых". Он и сейчас живет напряженно на наших сценах, им восхищаются или критикуют, но обойтись без него не могут. Гений композитора озарил многих армянских артистов и когда это происходило, являлись музыканты, дирижеры, режиссеры, подобные Мелик-Пашаеву, Сурену Чарекяну, Армену Гулакяну, Вардану Аджемяну, солисты, подобные Павлу Лисициану, Нару Ованесяну, Миграну Еркату, Гоар Гаспарян, Аршавиру Карапетяну, Ваану Миракяну, Гегаму Григоряну, Барсегу Туманяну, Асмик Папян…
Но вот и нынешняя удачная премьера оперы доказала, что и оркестр, и хор, и певцы готовы к встрече со сложнейшим вердиевским материалом. Они не только раскрыли перед слушателями красоту музыки Верди и его образов во всем их блеске, но и дали почувствовать и безмерную силу человеческого духа, вступающего в непримиримую борьбу со злом. Замечательно, когда складывается встреча с такой музыкой – глубокой, мудрой и человечной.
Премьера вызвала огромный интерес публики: не было ни одного свободного места. А сама сцена представляла грандиозное зрелище благодаря великолепным декорациям, созданным итальянским сценографом Мауро Карози и его помощником художником-декоратором Элио Брешиа, световому оформлению Евгения Ганзбурга.
ОТЕЛЛО – ИТОГ ДОЛГИХ И ГЛУБОКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ АВТОРА, ОПИРАЮЩЕГОСЯ на помощь драматурга, поэта и музыканта Арриго Бойто. Опера существенно отличается от трагедии Шекспира, ее композиция более сконцентрирована. Известный шекспировский сюжет в интерпретации Верди и его либреттиста Бойто – яркая, стремительно развивающаяся трагедия. Но, как показалось, чисто внешне спектакль отличается некоторой статичностью. Местами создавалось ощущение концертного исполнения. И все же в целом спектакль в постановке режиссера Фабио Спарволи не утратил своей жизненной силы, высокого эмоционального тонуса.
Спектакль решен в традиционном духе. Режиссер расставил акценты так, что выстроилась история о психологическом уничтожении мужественного, доблестного полководца. Для режиссера важнее было целостное восприятие оперы, такой, какой Верди ее создал, ее архитектоники, складывающейся из органичных частей, тесно сгруппированных вокруг единого центра противоречий, унижений и страданий в музыке, проходящей со своим героем все ступени от былой славы до последнего краха. Благодаря хорошо продуманному плану коварного Яго Отелло из смелого и уверенного полководца быстро превращается в ревнивца, убежденного в неверности жены Дездемоны. Это настоящая человеческая драма.
Авторам спектакля удалось высветить характеры героев оперы, избежать мелодических излишеств, не жертвуя эмоциональным накалом. Тонкое, отмеченное большим вкусом дирижерское прочтение Алессандро Бонато, высокая культура хора под управлением Нарине Восканян и детского хорового ансамбля (художественный руководитель Эмма Аракелян), отличная работа солистов, достоверные костюмы Одетт Николетти (Иатлия) и великолепная работа светорежиссера Евгения Ганзбурга – все это дает основание отнести исполнение оперы "Отелло" к лучшим достижениям театра. Это был, на мой взгляд, лучший спектакль года, увлекательный, щедрый на открытое, непосредственное чувство, без модного ныне осовременивания.
Симфонический оркестр оперного театра звучал мягко, гибко, с множеством динамических нюансов. Дирижер Алессандро Бонато великолепно ощущает характер вердиевского письма, драматизм, трагическую и радужную игру красок. Свободно и вдохновенно создавая цельную музыкальную форму, он с особой любовью и тщательно моделирует каждую интонацию, каждый звук, соотнеся звучание каждой вокальной и инструментальной фразы со сценическим движением, жестом, паузой.
Спектакль поразил и подлинной культурой оперного ансамбля, в которой каждый певец прекрасно понимает и выполняет свои художественные задачи, творчески воспринимает единый стилевой и эмоциональный рисунок спектакля.
В целом премьерный состав подобрался очень качественный: Отелло – Ованнес Айвазян (в другом составе Михаил Шешаберидзе), Дездемона – Анаит Мхитарян (Анна Айвазян, Элен Егиазарян), Яго – приглашенный солист Мариинского театра Павел Янковский (Геворг Акопян, Георгий Аракелов). Они составили великолепный центральный ансамбль. Ованнес Айвазян в заглавной партии придает живое дыхание всему спектаклю. Образ главного героя оперы раскрывается им не только через вокальную интонацию, но и благодаря истинной актерской игре.
Разбушевавшаяся стихия – лучшая характеристика Отелло, появляющегося на сцене впервые, как бы на гребне музыкальной волны, без какого-либо "темного" грима. Ревность Отелло – инстинктивно и страстно развивается мощным потоком, подогреваемая тайным коварством Яго. Отелло в исполнении О. Айвазяна великодушен и оттого доверчив. В понимании же Яго доверчивость равна глупости, он не может оценить пылкий и могучий ум Отелло. Отелло поддается Яго только потому, что человеку разума нечего противопоставить неопровержимой цепи доказательств клеветника. Путь движения героя Айвазяна в спектакле – это путь от высот счастья к бездне горя и ужаса и к конечному очищению. Слушая его, испытываешь удовольствие от высокого мастерства, увлеченности, драматизма, которые характеризуют созданный им образ.
И ВСЕ ЖЕ, КАК БЫ НИ БЫЛ ПРЕКРАСЕН СОЛИСТ В ПАРТИИ ОТЕЛЛО, характер венецианского мавра совершенно невозможно понять, если не будет двух достойных партнеров: чем лучше будет исполнять певец заглавную партию, тем вернее превратится Отелло в пошлого ревнивца или патологически доверчивого человека. Тайна величия Отелло кроется не только в нем, - во всем треугольнике, во всех трагических обстоятельствах, из которых Отелло не мог вырваться.
Баритон Павел Янковский в партии Яго, как мне представляется, и есть главный ревнивец трагедии. В ревности к Отелло сказалась зависть низкого человека к высокому. Свою партию певец исполняет так, что становится очевидно: ревность действительно низка, расчетлива, сопряжена с коварством и подлостью. Он развивает свои доводы об измене Дездемоны так убедительно, что не только мавр на сцене, но и сам он уверен, что Дездемона и Кассио, партию которого исполняет Тигран Акопян (в других составах Роман Хнкоян и Ованнес Андреасян) влюблены в друг друга. Насколько Отелло верит в чистоту мира, настолько Яго в нее не верит. "Повсюду в жизни чудятся мне козни" – поет он горестно и серьезно. И мы видим, как порочное чувство лишает человеческих черт этого по-своему талантливого человека.
И все же, как показалось, Яго в исполнении П. Янковского недоставало масштабности шекспировского образа, его титанической зловещей силы, хотя голос певца звучал плотно и ярко. Он был, скажем так, "интеллигентным" злодеем.
Особенно убедительна была Анаит Мхитарян в партии Дездемоны. Она порадовала настоящей вердиевской экспрессией и драматической одухотворенностью. Глубокий драматизм искусства певицы вызывает ответные чувства. Образу Дездемоны она придала особую нежность, очарование за счет объемного, свежего звучания своего голоса. А за ее изящными движениями приятно было наблюдать. Замечательно, что она остается настоящей оперной дивой, о чем красноречиво свидетельствует и исполненная ею партия.
Достойно справились со своими ролями и другие исполнители: Анна Оганесян – в роли молчаливой Эмилии, Сергей Степанян – в партии Лодовико, Гарник Егиазарян – Монтано, Айк Тонгурян – Родриго и Роланд Софоян – Герольд. Так коллектив оперного театра с честью завершил год и вступил в новый. Каким он будет - покажет время.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-22 10:02
Его можно определить одним словом - интеллигент. Любая встреча с ним, с его книгами, пьесами - это удовольствие от общения с ним, с героями его произведений. Он самый ироничный шутник, но никогда не был циником. За маской шутника скрывается такая нежная и чуткая душа, что становится и светло и грустно. Известный писатель, драматург, сценарист Гурген Ханджян знаком многим читателям и зрителям по своим книгам, пьесам. Его часто называют одним из ветеранов новейшей армянской литературы. Целое поколение молодых прозаиков может называть себя ханджяновцами.
-
2025-01-15 10:36
В январе этого года выдающемуся композитору Эдгару ОГАНЕСЯНУ исполнилось бы 95 лет Судьба подлинного художника - всегда урок для современников: нравственная основа его творчества проходит испытание реальностью собственной жизни, проверяется событиями, фактами биографии, итогом жизненного пути, и все обретает истинное значение. 50-90-е годы... Это была целая эпоха, уникальная реальность, которая открывала путь для больших величин, отлично чувствующих страну, ее историю, культуру, дыхание и пульс. Они приходили в непростое время как проявление защитных механизмов нации, как отражение глубинной культуры, призванные противостоять и устоять в бурях времени. Эдгар Оганесян - один из таких.
-
2024-12-25 09:32
Подошедший к своему завершению год, несмотря на сложную ситуацию в стране и в мире, был богат художественными событиями – премьерами, выставками, гастролями именитых артистов, международными фестивалями. Музыкальные афиши, извещающие о гастролях известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра нынешней концертной жизни Еревана достаточно насыщена. Она включает произведения всех эпох, стилей, национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь, Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова.
-
2024-12-24 13:03
Зрительская память умеет хранить актерские образы, наиболее яркие моменты их сценической жизни. Порою на протяжении нескольких десятилетий она соединяет образы в одно целое, называемое творчеством. Давно исчезли со сцены героини, созданные Гоар Гаспарян, нет спектаклей, в которых она их воплощала. Но все, кто слышал голос певицы, утверждают, что впечатление было неизгладимым. Магия и красота ее голоса и какая-то одухотворенность пения приводили в трепет.