Последние новости

Светлана ГУЛЯН: «В ВОСТОКОВЕДЕНИИ РАЗБИРАЮСЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ КИНОВЕД»

14 января не стало киноведа Светланы Гулян, блестящего знатока мирового и армянского кино и телевидения, автора монографии о Рубене Мамуляне.

 

В этой связи предлагаем интервью Арцви Бахчиняна со Светланой Гулян. Версия этого интервью была опубликована в «Литературной Армении» (2018, N4).

***

На подпись «С. Гулян» я обратил внимание еще в школьные годы, будучи активным читателем газеты «Фильм». Эта подпись стояла под небольшими, но очень содержательными критическими статьями, а также очерками об известных деятелях советского и зарубежного кино. Однажды в одном из писем в редакцию я даже, написал, что «статьи С. Гулян украшают страницы газеты». Вот уже более 20 лет я имею удовольствие дружить с киноведом, научным сотрудником Института искусств Национальной академии наук Армении, Светланой Гулян, с которой я общаюсь не только во время различных кинематографических мероприятий, но и нередко бываю в ее гостеприимном доме, где наслаждаюсь интереснейшими беседами на самые разные темы не только с ней, но и с ее мужем - знаменитым армянским ученым-востоковедом, академиком Николаем Оганесяном.

И вот я вновь у них дома. Специального повода для интервью со Светланой Гулян могло и не быть, но в данный случае поводом послужил ее юбилей…

- Есть мнение, что искусствоведами становятся несостоявшиеся деятели искусства. Верно ли это по отношению к вам?

- В какой-то степени. Я очень хотела стать режиссером! Но понимала, что женщинам в этой профессии очень нелегко. Да и особо крепким здоровьем не отличалась. От мысли стать кинорежиссером отказалась, но от кино отказаться не смогла. И спустя пять лет после окончания отделения русской филологии Ереванского госуниверситета вновь села на студенческую скамью, но уже киноведческого факультета Всесоюзного института кинематографии в Москве.

- А если бы вы стали режиссером, какие фильмы бы снимали?

- Не знаю. Разные. Снимала бы детективы.

- Кто из режиссеров вам более близок?

- Трудно сказать. Их много. Очень люблю фильмы Висконти, Антониони. Люблю документальные фильмы Артура Пелешяна. Стараюсь не пропустить работы российского режиссера Звягинцева.

- Вы первая среди армянских женщин-киноведов и одна из первых профессиональных армянских киноведов с ВГИК-овским дипломом. Что дало вам ВГИК-овское образование?

- Профессию киноведа. В течение пяти лет студенты-киноведы этого ВУЗа не просто слушают лекции по истории и теории кино. Лекции сопровождаются просмотром фильмов по теме. Часто приходилось в день смотреть по 4-5 фильмов, связанных с операторским и режиссерским мастерством, с работой художника в кино, с музыкой в кино. Много часов отводилось на практические занятия в киностудии. Все входы и выходы на «Мосфильме» я знала наизусть. Моим мастером была Валентина Колодяжная. В течение пяти лет под ее руководством формировалось и совершенствовалось в студентах умение смотреть и оценивать достоинства и недостатки фильмов. Историю зарубежного кино читал Сергей Комаров - автор двухтомника об истории кино. Курс истории живописи вел умнейший образованнейший искусствовед Бахмудский. Прошло очень много лет, а я до сих пор помню его лекции о Гойя. Дипломную работу я писала о телевидении, поэтому последний год обучения прошел на студиях телевидения на Шаболовке и в Останкино. Это было в начале 70-х. Тогда кроме книги Владимира Саппака «Телевидение и мы» почти не было литературы о телевидении. Проходилось до всего додумываться самой. Правда, за плечами был восьмилетний опыт работы на армянском телевидении.

- Вы впервые в Армении занимались теорией телевидения. Несколько лет назад один из наших высокопоставленных телевизионных чиновников сказал что, «телевидение - не культура»…

- Как же так? Как раз телевидение и есть культура. Культура общения, культура жизни, культура поведения.

- Но в Армении телевизионной культуры, как таковой, нет.

- Да, действительно нет. К сожалению. Телевидение – это прежде всего программа. В мировом телевидении существует такая профессия – программист. Это человек, который знает место каждой передачи в программе. Верстка передач у такого профессионала делается не произвольно, а следуя определенному закону. На нашем телевидении о понятии «культура программирования» даже не вспоминают. О качестве передач я вообще не говорю. Умная, интересная, звучащая на грамотном языке передача на армянском телевидении – большая редкость.

- Вспомнил слова Вима Вендерса: «Телевидение бесполезно, особенно если ты делаешь что-то полезное. Телевидение - болезнь. Я себя чувствую больным, когда меняю телеканалы. Поэтому я люблю кинофильмы».

- Ну! Вим Виндерс до мозга костей «киношный» кинорежиссер. Немудрено, что от телевидения он болеет. Но я смотрю телевизор. Это зрелище, которое настолько вошло в наш быт, в нашу жизнь, что от него никуда не денешься.

- Кстати, у меня тоже нет телевизора, как и у Вендерса, у Атома Эгояна…

- Счастливый человек! Я завидую своему мужу, так как он смотрит только те передачи, которые представляют для него профессиональный интерес. Я же часто смотрю интересное, но мне совсем не нужное. Понимаю, что это плохо, что растрачиваю впустую свое время. И все же смотрю.

- Сейчас как-то строго отличают киноведение, киножурналистику, кинокритику, теорию кино, историю кино. Для вас, кажется, нет таких границ…

- Нет. Писала, не задумываясь о жанре. Но больше всего меня всегда интересовала история кино. Это то, во что я углубляюсь с удовольствием. У меня более 70 опубликованных статей. И они очень разные. Самая первая моя статья была опубликована в ереванской газете «Коммунист» в 1964 году. Это была рецензия на очень хороший фильм режиссера Лаэрта Вагаршяна «Мартирос Сарьян».

- Когда вы пишите о фильме, сколько раз его смотрите?

- Много. Минимум - три раза. Я почти уже наизусть знаю фильм, о котором пишу.

- Там, за стеклом я вижу фотографию, на которой вы запечатлены с недавно ушедшим из жизни Олегом Табаковым, берете у него интервью. Я знаю, что в свое время вы подготовили для армянского телевидения интервью со многими знаменитыми деятелей кино...

- Да, это было так давно! Живя в Москве, я была постоянным посетителем кино и театральных премьер. Именно тогда для армянского телевидения я сделала интервью со многими российскими актерами и режиссерами. Их было двенадцать. Двенадцать интервью на армянском телевидении: с Олегом Табаковым, Иннокентием Смоктуновским, Михаилом Ульяновым, Евгением Евстигнеевым, Георгием Тараторкиным, Роланом Быковым, Михаилом Казаковым, Марленом Хуциевым, Юрием Соломиным, Арменом Джигарханяном, Алисой Фрейндлих, Людмилой Касаткиной. Из зарубежных деятелей кино удалось встретиться только с Ежи Кавалеровичем.

Сейчас мне трудно понять, как это удавалось. Съемочную группу мне предоставили в Останкино. Как-то все просто получилось. Пришла к главному редактору информационных передач, объяснила кто я и что мне нужно. И он распорядился предоставить мне съемочную группу. Так и были сняты все эти интервью. Я даже помню фамилию оператора, прекрасный был оператор - Сергей Урусов.

Беседа с Табаковым длилась около двух часов. Правда, в эфир прошли только 40 минут. Потрясающая была беседа. Удивительный, замечательный был человек - Олег Павлович Табаков. По телефону я договорилась с ним о том, что снимать будем в театре. В театр мы со съемочной группой приехали в точно назначенное время. Оказалось, что именно в этот день в театре должно было состояться партийное собрание. Табаков об этом забыл. Наш приезд в театр был совсем не вовремя. Табаков вышел ко мне, оставив собрание. Извинялся, извинялся. Перенести съемку я не могла, так как на следующий день улетала в Ереван. И я решила, что буду ждать конца собрания. Ждать пришлось около двух часов. За эти два часа Табаков раз пять вышел с собрания, каждый раз предлагая мне чай, воду. В очередной выход угостил конфетой. Всемирно известный актер и режиссер чувствовал себя виноватым перед незнакомой журналисткой!

 -У каждого искусствоведа есть свой, так называемый, герой. Ваш герой - наш общий любимец Рубен Мамулян…

- Рубен Мамулян невольно стал моим героем в процессе работы над книгой о нем. От него я теперь никуда не денусь. Сейчас я готовлю работу о его театральной деятельности. Он ведь был создателем американского драматического театра. Кстати, изучать творчество Мамуляне я стала случайно. Обстоятельства принудили. Ничего о нем не знала. Знала только , что он - создатель фильма «Королева Кристина», что работал в Голливуде. Когда в начале 90-х годов прошлого века (…боже, как страшно звучит!) вместе с мужем оказалась в Америке, в Вашингтоне, от безделья не знала куда себя девать. Стала изучать английский язык. Полгода ходила в специальную английскую школу для… мексиканцев. Богатый филантроп Карлос Росарио специально для своих соотечественников открыл в Вашингтоне эту школу. У меня даже есть диплом об ее окончании. Когда стала самостоятельно читать и писать по-английски, осмелела настолько, что решила заняться исследованием творчества Р. Мамуляна. В Лос-Анджелесском киноинституте посмотрела все его фильмы. В трех знаменитых вашингтонских библиотеках: Адамсона, Джефферсона и Конгресса ксерокопировала всю имеющуюся о нем литературу. Очень помог мне в этом мой муж. Он стал для меня не только гидом и переводчиком, но и советчиком и спонсором. Ко времени возвращения в Ереван у меня накопился огромный материал о нем, естественно, на английском языке. Писала книгу о Мамуляне я в течение многих лет, часто ночью. Книга «Знак Мамуляна» вышла в свет в 2015 году

- Но даже после стольких лет изучения творчества Мамуляна он все же не стал для вас одной из самых значительных фигур в кинематографе.

- Не стал. В отношении Мамуляна я крайне объективна. Он прекрасный режиссер. Мастерски владея кинорежиссурой, в совершенстве разобравшись во всех особенностях создания киноизображения, зная, КАК снимать, он совершенно не задумывался над тем, ЧТО снимать. Он – первооткрыватель средств художественной выразительности в кино. Сегодня кинорежиссеры снимают фильмы, понятия не имея о том, что используют средства и методы съемок, впервые примененные Мамуляном. Простой пример. Режиссеры всего мира снимают кинопанорамы с помощью тележки с колесами. Но никто из них не знает, что этот метод съемки придумал Мамулян. Первым режиссером, который поставил камеру на тележку, был Мамулян. Причем сначала у него была камера на железных рельсах, потом он перенес ее на колеса с шинами. Мамулян сделал кинокамеру очень мобильной! К фильмам Мамуляна часто применимо слово «впервые». «Он впервые в кино делал то, делал се…». Этих «впервые» в его творчестве очень много.

- Вы посвятили книгу о Мамуляне вашему мужу. Наш многоуважаемый Николай Оганесян со своей стороны посвятил одну из своих книг вам, говоря, что без вас «не написалась бы ни одна его книга». Такая взаимная оценка, думаю, очень трогательна. Не трудно быть женой выдающегося, плодотворно пишущего ученого?

- Не трудно. У Николая Оганесовича хороший характер. Моя жизнь с ним прошла легко, без сложностей. Мне с ним всегда было очень комфортно. Я своего мужа очень люблю и уважаю, я просто преклоняюсь перед его работоспособностью. Он очень большой, настоящий ученый. Понимая это, я всегда старалась создать ему условия для работы.

- У вашего мужа есть интерес к кино, а у вас - к востоковедению?

- Это неизбежно. Хороший вкус Николая Оганесовича проявлялся во всем. И в кино тоже. Просто сейчас стал разбираться в его тонкостях. Что касается меня, должна сказать, что Восток вообще для меня не существовал. Николай Оганесович заставил меня полюбить его. Благодаря ему я побывала в Египте, в Сирии, в Израиле. В Сирию я влюбилась. Дамаск, Алеппо – удивительные города! Как больно видеть, что там сейчас происходит! А в востоковедение я не углубилась, потому что языка не знаю. Я, естественно, читала все его книги и статьи на армянском и русском языках, я присутствовала на всех его лекциях и за рубежом, и в Армении. Конечно, многому научилась. Сейчас в востоковедении разбираюсь значительно больше, чем любой другой киновед.

- Как вы себя чувствуете на пороге вашего 80-летия?

- Какая была, такая и есть. Я не чувствую себя 80-летней. Во мне есть много желаний и интересов. Компьютер - мой ближайший друг, на нем я не только работаю, но смотрю кино, новости, музыку слушаю. Кстати, он не дает стареть.

- И последний вопрос: есть ли у вас какие-то увлечения?

- Очень люблю читать. Недавно открыла для себя замечательную писательницу - Нарине Абгарян. Умную, талантливую, с удивительным чувством юмора. С огромным удовольствием читаю уже третью ее книгу. Читаю не запоем, а медленно, чтобы продлить удовольствие. Очень хотела бы с ней пообщаться. Обожаю детективы. Знаю всех писателей-детективистов. Зарубежных. Благо компьютер дает возможность читать все. И еще, я с детства очень люблю кошек. Только, к сожалению, у меня кошки нет. Есть маленькая, игрушечная. Это мой талисман.

- И это тоже роднит Вас с нашим любимым Мамуляном!

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ТАТЬЯНА ПОДГОРСКАЯ: НЕ ВСЕ О МОЕЙ АРМЯНСКОЙ МАМЕ
    2024-11-18 09:45

    Художник-аниматор Татьяна Олеговна Подгорская (род.07.06.1973) в 1994 окончила Училище анимационной кинематографии. В 1985-1988 училась в Художественной школе № 1 им. Серова, в 1988-1992 – в Театрально-Художественно-Техническом училище Москвы (по специальности художник-бутафор театра). В 1991-1992 работала художником-бутафором в театре «Современник». В 1993-1994 училась на Курсах при Полиграфическом институте, в 1992-1994 – в Училище анимационной кинематографии (по специальности художник-аниматор). В 1994-2006 гг. работала аниматором на киностудии «Аргус». С 2006 года сотрудничает с разными студиями Москвы, участвовала в создании многочисленных фильмов. Лауреат Национальной анимационной премии «Икар» (2016, номинация «Аниматор» - за работу над фильмом «Андрей Хижина и его горе»).

  • ИРИНА ПЕТРОВНА ТОКМАКОВА, ОНА ЖЕ АРУСЯК ПЕРЧОВНА МАНУКЯН
    2024-03-05 10:44

    3 марта Ирине Токмаковой (1929-2018) - лауреату литературных и государственных премий, одному из самых известных и любимых деятелей российской детской литературы исполнилось бы 95 лет. Она была одинаково успешной в поэзии, прозе и драматургии. Ее забавный рассказ «Ростик и Кеша» был одним из любимых детьми. Токмакова была и известной переводчицей, знавшей английский, немецкий, шведский, польский, болгарский и армянский языки.

  • «Я СПУСТИЛСЯ С НЕБА НА БЛАГОДАТНУЮ ЗЕМЛЮ АРМЕНИИ»
    2023-03-06 10:08

    Ереванский эпизод жизни легендарного тяжелоатлета Не будучи ярым поклонником спорта, имя советского тяжелоатлета, олимпийского чемпиона Рудольфа Плюкфельдера помню с детских лет из-за необычной для советского спортсмена немецкой фамилии. Легендарному Плюкфельдеру уже 94 года, он живет в Германии и продолжает тренироваться каждый день.

  • Жора АКОПЯН: "Я С ГОРДОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЯЮ АРМЕНИЮ"
    2020-12-15 13:11

    23-летний Жора Акопян из Минска выступает в тайском боксе и кикбоксинге, являясь чемпионом мира среди профессионалов. Родился в городе Ахалкалаки (Грузия). Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в белорусский город Полоцк. С детства Жора увлекался боевыми искусствами, и однажды дядя отвёл его в местный зал кикбоксинга и тайского бокса к тренеру Анатолию Селедевскому.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ