УМНОЕ, ОСТРОЕ ПЕРО
Его можно определить одним словом - интеллигент. Любая встреча с ним, с его книгами, пьесами - это удовольствие от общения с ним, с героями его произведений. Он самый ироничный шутник, но никогда не был циником. За маской шутника скрывается такая нежная и чуткая душа, что становится и светло и грустно.
Известный писатель, драматург, сценарист Гурген Ханджян знаком многим читателям и зрителям по своим книгам, пьесам. Его часто называют одним из ветеранов новейшей армянской литературы. Целое поколение молодых прозаиков может называть себя ханджяновцами.
ТВОРЧЕСТВО ГУРГЕНА ХАНДЖЯНА С ПЕРВЫХ ЖЕ ЕГО РАССКАЗОВ всколыхнуло интерес читателей необычностью и глубиной раздумий о жизни, неповторимым ритмом ханджяновского многоцветного языка. Особое место в его творчестве занимают романы "Сядь в поезд А", "Больница", "Убить спасителя", сборники рассказов "Тени улицы марионеток", "Эскалатор" и другие. Читатели любят яркий юмор и острое слово Ханджяна, его многогранный дар рассказчика. Главная и повседневная его работа - выживание из души всего ложного и наносного, чтобы дать возможность слушать и слышать пульс мироздания. Тогда, возможно, как он считает, проявится на белом листе бумаги что-либо достойное быть прочитанным.
Рассказы и повести Гургена - теплые и живые с мягким юмором, написаны неподражаемым легким языком. С симпатичными героями, которые несутся по жизни, не успевая оглянуться. Пишет он о любви, творчестве, свободе. О быстротечности жизни и странностях судьбы. О молодости, полной надежд, которая порой преподносит большие сюрпризы. Но сквозь череду белых и черных пятен, калейдоскоп человеческих судеб и неразберихи чувств проступает главное: жизнь не тяжелое бремя, а божественный дар, и за темной ночью придет рассвет.
Поэзия мысли - характерная особенность Гургена Ханджяна - писателя и драматурга. Будучи эмоциональным человеком, он поэтизировал, часто совмещая это с иронией, даже по отношению к самому себе.
Вряд ли нужно комментировать пьесы и сценарии Ханджяна. Они адресованы не только тем, кто занимается театром и кино. Они для тех, кто любит искусство. И потому - понятны каждому. И если далеко не все в них бесспорно, то тем лучше - не так уж интересно читать или смотреть бесспорные, давно всем известные мысли о жизни, о судьбах людей, их поступках. Образы его героев чаще всего не похожи на тех людей, которые вызвали их к жизни. И тогда приходится говорить об особенностях творческого мышления о неожиданностях ассоциаций, о том, что совпадение реального и вымышленного вовсе не обязательно, а, скорее, даже наоборот. Но при этом в сценариях и пьесах Ханджяна и люди, и их поступки, их мысли правдивы и жизненны. Да и как может быть иначе, если автору пришлось на своем веку быть свидетелем больших и малых событий, повидать и близко знать столько людей, что с лихвой хватит на очень большую жизнь.
ХАНДЖЯНА-ДРАМАТУРГА ИНТЕРЕСУЕТ ТО ПРАВДОПОДОБИЕ, которое проявляется в существе того или иного явления, скрытого за внешним покровом. Наделяя свои сценические образы остроиндивидуальными характерами, он всегда развивает их в большие социальные обобщения. Это требует и большой, смело обобщающей формы при постановке его произведений. Он не боится театральности и условности, он даже требует их.
Пьесы Г. Ханджяна ставили на телевидении, в Драматическом театре им. Р. Капланяна, Тбилисском армянском театре им. П. Адамяна, Степанаванском театре им. О. Абеляна. Он - автор сценария художественного фильма "Симфония молчания", снятого на киностудии "Арменфильм" в 2002 году.
Г. Ханджян очень требователен ко всему, что выходит из-под его пера. Все его повести, рассказы, пьесы, - это много раз переписанные и правленные им рукописи и гранки. Это неподдающееся учету количество заметок, наблюдений о людях, судьбах, больших и малых событиях, находках и потерях.
Легко ранимый, обуреваемый вечными сомнениями, порой беспомощный в обыденной суете, за рабочим столом писатель, как мне кажется, проживает лучшую часть своей жизни. Потому что вместе со своими героями побеждает и терпит неудачу, любит и разочаровывается, сознает подлинную цену дружбе и испивает горькую чашу предательства, отстаивает высокие идеалы. В том сочиненном им мире он могуч и всесилен. Ему подвластны судьбы людские, там он волен совершать выбор, не мучаясь сомнениями, не колеблясь. Писатель, драматург Гурген Ханджян достиг естественной соразмерности в своем мастерстве.
24 января текущего года ему исполняется 75 лет. Он полон идей, замыслов. И если вы заговорите с Ханджяном о пережитом, о новом в литературе, искусстве, о событиях, происходящих в стране, то вы услышите рядом с глубокими суждениями о "злобе дня" много хорошего о старом: о любимых писателях, художниках, режиссерах, актерах, которые, уходя, остались с нами, чьим верным рыцарем остается Гурген Ханджян, для которого работа, творчество - это высшая радость, дарованная судьбой человеку.
С юбилеем, дорогой Гурген Вазгенович! "Ни дня без строчки" - вот смысл и счастье дальнейшей вашей жизни.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.
-
2025-04-12 11:35
Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.