УМНОЕ, ОСТРОЕ ПЕРО
Его можно определить одним словом - интеллигент. Любая встреча с ним, с его книгами, пьесами - это удовольствие от общения с ним, с героями его произведений. Он самый ироничный шутник, но никогда не был циником. За маской шутника скрывается такая нежная и чуткая душа, что становится и светло и грустно.
Известный писатель, драматург, сценарист Гурген Ханджян знаком многим читателям и зрителям по своим книгам, пьесам. Его часто называют одним из ветеранов новейшей армянской литературы. Целое поколение молодых прозаиков может называть себя ханджяновцами.
ТВОРЧЕСТВО ГУРГЕНА ХАНДЖЯНА С ПЕРВЫХ ЖЕ ЕГО РАССКАЗОВ всколыхнуло интерес читателей необычностью и глубиной раздумий о жизни, неповторимым ритмом ханджяновского многоцветного языка. Особое место в его творчестве занимают романы "Сядь в поезд А", "Больница", "Убить спасителя", сборники рассказов "Тени улицы марионеток", "Эскалатор" и другие. Читатели любят яркий юмор и острое слово Ханджяна, его многогранный дар рассказчика. Главная и повседневная его работа - выживание из души всего ложного и наносного, чтобы дать возможность слушать и слышать пульс мироздания. Тогда, возможно, как он считает, проявится на белом листе бумаги что-либо достойное быть прочитанным.
Рассказы и повести Гургена - теплые и живые с мягким юмором, написаны неподражаемым легким языком. С симпатичными героями, которые несутся по жизни, не успевая оглянуться. Пишет он о любви, творчестве, свободе. О быстротечности жизни и странностях судьбы. О молодости, полной надежд, которая порой преподносит большие сюрпризы. Но сквозь череду белых и черных пятен, калейдоскоп человеческих судеб и неразберихи чувств проступает главное: жизнь не тяжелое бремя, а божественный дар, и за темной ночью придет рассвет.
Поэзия мысли - характерная особенность Гургена Ханджяна - писателя и драматурга. Будучи эмоциональным человеком, он поэтизировал, часто совмещая это с иронией, даже по отношению к самому себе.
Вряд ли нужно комментировать пьесы и сценарии Ханджяна. Они адресованы не только тем, кто занимается театром и кино. Они для тех, кто любит искусство. И потому - понятны каждому. И если далеко не все в них бесспорно, то тем лучше - не так уж интересно читать или смотреть бесспорные, давно всем известные мысли о жизни, о судьбах людей, их поступках. Образы его героев чаще всего не похожи на тех людей, которые вызвали их к жизни. И тогда приходится говорить об особенностях творческого мышления о неожиданностях ассоциаций, о том, что совпадение реального и вымышленного вовсе не обязательно, а, скорее, даже наоборот. Но при этом в сценариях и пьесах Ханджяна и люди, и их поступки, их мысли правдивы и жизненны. Да и как может быть иначе, если автору пришлось на своем веку быть свидетелем больших и малых событий, повидать и близко знать столько людей, что с лихвой хватит на очень большую жизнь.
ХАНДЖЯНА-ДРАМАТУРГА ИНТЕРЕСУЕТ ТО ПРАВДОПОДОБИЕ, которое проявляется в существе того или иного явления, скрытого за внешним покровом. Наделяя свои сценические образы остроиндивидуальными характерами, он всегда развивает их в большие социальные обобщения. Это требует и большой, смело обобщающей формы при постановке его произведений. Он не боится театральности и условности, он даже требует их.
Пьесы Г. Ханджяна ставили на телевидении, в Драматическом театре им. Р. Капланяна, Тбилисском армянском театре им. П. Адамяна, Степанаванском театре им. О. Абеляна. Он - автор сценария художественного фильма "Симфония молчания", снятого на киностудии "Арменфильм" в 2002 году.
Г. Ханджян очень требователен ко всему, что выходит из-под его пера. Все его повести, рассказы, пьесы, - это много раз переписанные и правленные им рукописи и гранки. Это неподдающееся учету количество заметок, наблюдений о людях, судьбах, больших и малых событиях, находках и потерях.
Легко ранимый, обуреваемый вечными сомнениями, порой беспомощный в обыденной суете, за рабочим столом писатель, как мне кажется, проживает лучшую часть своей жизни. Потому что вместе со своими героями побеждает и терпит неудачу, любит и разочаровывается, сознает подлинную цену дружбе и испивает горькую чашу предательства, отстаивает высокие идеалы. В том сочиненном им мире он могуч и всесилен. Ему подвластны судьбы людские, там он волен совершать выбор, не мучаясь сомнениями, не колеблясь. Писатель, драматург Гурген Ханджян достиг естественной соразмерности в своем мастерстве.
24 января текущего года ему исполняется 75 лет. Он полон идей, замыслов. И если вы заговорите с Ханджяном о пережитом, о новом в литературе, искусстве, о событиях, происходящих в стране, то вы услышите рядом с глубокими суждениями о "злобе дня" много хорошего о старом: о любимых писателях, художниках, режиссерах, актерах, которые, уходя, остались с нами, чьим верным рыцарем остается Гурген Ханджян, для которого работа, творчество - это высшая радость, дарованная судьбой человеку.
С юбилеем, дорогой Гурген Вазгенович! "Ни дня без строчки" - вот смысл и счастье дальнейшей вашей жизни.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-02-01 10:54
"Ты не горда, страна моя. Ты с мудростью печаль сплетаешь! Заветы давние тая, Ты огненной тоской пылаешь. И разве не за скорбь твою Тебе любовь моя и радость? Как ты, и я покорно пью И горечь всю твою, и сладость. (Перевод Ф. Сологуба)
-
2025-01-15 10:36
В январе этого года выдающемуся композитору Эдгару ОГАНЕСЯНУ исполнилось бы 95 лет Судьба подлинного художника - всегда урок для современников: нравственная основа его творчества проходит испытание реальностью собственной жизни, проверяется событиями, фактами биографии, итогом жизненного пути, и все обретает истинное значение. 50-90-е годы... Это была целая эпоха, уникальная реальность, которая открывала путь для больших величин, отлично чувствующих страну, ее историю, культуру, дыхание и пульс. Они приходили в непростое время как проявление защитных механизмов нации, как отражение глубинной культуры, призванные противостоять и устоять в бурях времени. Эдгар Оганесян - один из таких.
-
2025-01-13 10:22
"Когда вы будете писать в сенат об этих бедах, не изображайте меня не тем, что есть, не надо класть густых теней, смягчать не надо красок". С тех пор, как на подмостках впервые прозвучала эта мольба, прошло почти четыре с половиной века: тысяча артистов во всех странах мира старалась изобразить Отелло "таким, как есть". И все же вопрос, как мог Отелло поверить клевете", словно загадочная улыбка Моны Лизы, остается вечным вопросом искусства.
-
2024-12-25 09:32
Подошедший к своему завершению год, несмотря на сложную ситуацию в стране и в мире, был богат художественными событиями – премьерами, выставками, гастролями именитых артистов, международными фестивалями. Музыкальные афиши, извещающие о гастролях известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра нынешней концертной жизни Еревана достаточно насыщена. Она включает произведения всех эпох, стилей, национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь, Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова.