Последние новости

ДЕРЗАЙТЕ, ГОСПОДА!

Вопрос, который особенно беспокоит художественную общественность в последний месяц: кто станет директором Академического театра оперы и балета? Обсуждаются возможные кандидатуры, высказываются мнения разной степени смелости. Министерство культуры объявило конкурс кандидатур на эту вакантную должность. Хотя имена претендентов официально не объявлены, в кулуарах и в интернете они обсуждаются. Окончательно вопрос решится 4 апреля.

РАНЬШЕ ПРОБЛЕМА НАЗНАЧЕНИЯ НОВОГО ДИРЕКТОРА НЕ ВЫЗЫВАЛА СТОЛЬ БУРНОЙ РЕАКЦИИ. Зрителям не было дела до того, кто именно ведет сложное театральное хозяйство, кто озабочен тем, чтобы у артистов и режиссеров были нормальные условия для творческой работы. Они даже не задумывались, кто этот человек, который нес ответственность за каждый день жизни театра, за работников на уровне самых разных должностных обязанностей - от гардеробщика до главного администратора, от бухгалтера до заведующего литературно-музыкальной частью, от слесаря до инженера. Их много, этих людей, и, быть может, преданности театру в них не меньше, чем у артиста, исполняющего главную роль в спектакле. И во главе этого коллектива тружеников единоначальником всего театрального коллектива всегда был директор.

С годами роль директора возрастала, и не случайно то, что для руководства театрами внимательно отбирались люди, профессионально подготовленные к хозяйственной деятельности, лица, пользующиеся уважением творческой интеллигенции. Сложный театральный организм страны приобретал все большие масштабы, а следовательно, и руководство театром требовало все большего умения и профессиональной подготовки. Поэтому и подбирали людей, в какой-то степени уже опытных и, главное, влюбленных в искусство, имеющих организационную хватку.

Театр - это беспрерывный и безостановочный процесс, своего рода производство. За кулисами ежедневно работают все производственные цеха, готовятся новые и ремонтируются старые декорации. В театре существуют специальные аппараты сотрудников по плановой и организационно-финансовой части. Оперный коллектив, как и любой другой, живет своей нелегкой жизнью, идет комплектование кадров, ведется массовая работа, он исполняет большую роль как культурное учреждение.

Существенное место внутри театра занимает деятельность художественного совета, работа над текущим репертуаром. И, естественно, при таком объеме работы директором должен быть человек, обладающий не только профессиональной подготовкой, но и общественно-политическим опытом. И наконец, что немаловажно для нашего рыночного времени, директор должен уметь добывать средства, находить спонсоров, налаживать контакты с государственными деятелями, от воли которых в немалой степени зависит благополучие театра.

Словом, есть множество всевозможных текущих дел, которые также входят в круг обязанностей директора. И работа его не мыслится без творческого контакта со всеми, без взаимопонимания директора и главного дирижера, сценографа, хормейстера, хореографа. Без главного режиссера-постановщика, которого до сих пор нет в театре и от которого в немалой степени зависит весь ход творческого процесса. Проблема режиссуры, очевидно, первостепенна, так как в современном оперном театре режиссер идет сразу за дирижером в определении качества будущего спектакля. Оперных режиссеров - хороших, самобытных, талантливых всегда было мало. Значительно меньше, чем хотелось бы. Поэтому и мало хороших постановок. Отвечать за театр и отвечать за спектакль - вещи разные. И, очевидно, вопрос должен стоять так: что надо сделать практически, чтобы режиссер появился как можно раньше. Об этом мы много писали и не хочется повторяться.

В ТЕАТРЕ СЕЙЧАС МАССА ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ НАДО РЕШАТЬ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО. Об этом могут рассказать многие артисты (и не только оперные), особенно среднего поколения. На что ушли их лучшие годы? На изнурительную борьбу с незаинтересованностью, вечной неопределенностью, перестраховкой. Сколько же времени потрачено на всякие пробивания, ожидания, добывания? Сколько отдано сил душевных и физических на борьбу с бесконечными инстанциями, рычаги работы которых всегда непредсказуемы. Сколько приходилось бороться с назначенцами, которые к театру вообще никакого отношения не имели. Их откуда-то снимали и наказывали театром. И они по каким-то инструкциям становились председателями художественных советов.

Неоднократно высказывалась верная мысль, что не каждый хороший художник, режиссер, певец может и должен быть руководителем - везти на себе телегу, нагруженную оргвопросами. Так стоит ли впрягать в руководящие оглобли тех, кто испытал на себе прелести ссадин, мозолей, у кого и без того помяты бока? Если художник создает яркие произведения - это его главное дело, и незачем надевать на него хомут директора.

Директор - это не просто профессия. Спросите самых благополучных - они объяснят, что на самом деле кроется за видимостью благополучия, особенно в наше непредсказуемое время.

Что может сделать один человек в оперном театре? В той сложной сфере искусства, где непреложно действуют законы взаимосвязей разных профессий и разных индивидуальностей. Где все зависит от органического соединения самых разнородных элементов. Слабый человек может сделать бесконечно мало. Хороший лидер может почти все, если его стремление становится стремлением каждого. Если его темперамент передается всем. Если его воля приводит в действие все технические и художественные возможности этого огромного организма, каковым является оперный театр.

НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕАТРОМ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ТАКОЕ ВОКАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО, тонкости балета, декорации, техника сцены, архитектура... И еще необходимо помнить: то, что ты делаешь, существует лишь постольку, поскольку в этом участвуют другие. Судя по обилию желающих рулить театром, приходишь к выводу: не все понимают, сколько пота и крови стоит этот пост руководителя, какая это ответственность. Он требует полной самоотдачи, самопожертвования. Представляете состояние руководителя театра, когда он видит пустые кресла во время спектакля, как это было совсем недавно на спектакле "Аршак II" или "Алмаст"? Поглощенные мыслями, далекими от театральных дел, в вечной борьбе с невероятными трудностями, общими и частными, ежегодными и повседневными, администрация театра оставляла за кадром массу нерешенных проблем, в том числе и на сегодняшний день важнейшую проблему - рекламы. Проблемы репертуара, режиссуры, хора, балета, зарплаты артистов - вот те сверхактуальные для Оперного театра вопросы, которые хорошо бы решать будущему руководству наряду с личным обустройством в стенах театра.

Что означает сегодня сильная позиция руководителя? Прежде всего забота о сохранении художественных достижений, традиции, которые он обязан не только хранить, но и развивать - это художественная программа, за которую ответствен и которая дает силы в ежедневной борьбе за ее претворение. С другой стороны, каким бы ни был директор и художественный руководитель, справиться со всем комплексом вопросов в нынешних экономических условиях не просто. Опера - искусство дорогое, требующее больших финансовых затрат, - на скудной дотации далеко не уедешь. Это и ежу понятно.

Что мы, простые обыватели, ждем от будущего директора? Нам бы хотелось, чтобы такие явления, как корпоративизм, принцип "мое дело сторона", выпячивание личных интересов, уступили бы место заинтересованности в судьбе своего театра, чтобы движущей силой для каждого была радость труда. Личные интересы можно и нужно отстаивать, но только отстаивая общие, не пасовать перед трудностями и помнить, что над пессимизмом разума должен возобладать оптимизм воли. Это единственная реальная возможность идти вперед, не складывая оружия.

Так что дерзайте, господа!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НЕТ СЕРДЕЦ, ПЕРЕД НИМ НЕ РАСПАХНУТЫХ
      2021-12-02 09:57
      2162

      Под занавес музыкальной осени Государственный симфонический оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Смбатян) в Большом зале имени А. Хачатуряна дал большой концерт, посвященный 90-летию со дня рождения прославленного композитора Микаэла Таривердиева. За дирижерским пультом в этот вечер стоял известный музыкант Арутюн Арзуманян.

    • ПРИНЯВШИЙ БОЛЬ ЗЕМНУЮ…
      2021-11-30 09:58
      3281

      29 ноября исполнилось бы 100 лет со дня рождения замечательного писателя Рафаэля АРАМЯНА Решив написать эти заметки, я открыла "Армянскую энциклопедию", чтобы проверить какие-то факты биографии писателя Рафаэля Арамяна. К величайшему сожалению, не нашла его имени ни в первом томе, ни в последнем, где обычно следуют дополнения. А между тем он был одним из интересных современных прозаиков, переводчиков, уникальной личностью, общение с которым обогащало каждого, кому посчастливилось с ним хоть раз встретиться.

    • ПАМЯТИ АРТИСТА, КОТОРОМУ НЕ ВЕК СУДЬЯ (Видео)
      2021-11-26 10:43
      5358

      В Национальном театре оперы и балета им. А. Спендиарова состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Гегама ГРИГОРЯНА. Луч выхватил портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      5030

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST - ТЕАТР КАК АТТРАКЦИОН
      2021-11-23 09:41
      2609

      Взял старт ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Начался не в срок. Потому что обстоятельства. В том числе уход из жизни художественного руководителя фестиваля Евгении Подпомоговой. Жеки. Которую можно характеризовать долго и с нежностью, а можно совсем коротко и точно - "ходячий креатив".

    • "МАКБЕТ" И ДРУГИЕ ГОСТИ ШЕКСПИРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
      2021-11-20 09:35
      3382

      В 1943 году, в разгар Великой отечественной войны, в Ереване состоялся фестиваль Шекспировских спектаклей. Концепция у него была одна - всем смертям назло!.. Нынешний Ереванский Шекспировский международный театральный фестиваль, давно ставший традиционным, также был призван доказать, что жизнь всегда сильнее смерти, выполнить некую функцию психотерапии. И трагическим образом театр вновь начал работать на фоне театра военных действий. И вновь состоялся!

    • "ДОМ ДРУЗЕЙ": ОНЛАЙН-ЛАГЕРЬ ДЛЯ АРМЯНСКИХ ДЕТЕЙ
      2021-11-17 09:39
      1877

      С 5 по 9 ноября в интернет-пространстве была задействована первая смена онлайн-лагеря "Дом друзей", предназначенного для изучающих русский язык детей, подростков, юношей и девушек. На площадке ZOOM собрались участники в возрасте 7-10 лет, чтобы пуститься в увлекательное путешествие в страну знаний и вместе со сверстниками узнать много нового, интересного, необычного.

    • ЛЮБОВЬ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
      2021-11-02 09:07
      5096

      На днях спектакль "Плутни Скапена" ереванского Русского драматического театра им. Станиславского вернулся из Саранска, где проходил XV Международный фестиваль-форум русских драматических театров стран ближнего и дальнего зарубежья "Соотечественники". В нынешней пандемической ситуации событие это следует рассматривать в рубрике "очевидное-невероятное". Иначе, как "любовь во время чумы" его не назовешь. Впрочем, сегодня работа театра как такового - это именно "Любовь во время чумы".